Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в подготовительной группе.
статья
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Описание зон и центров развития подготовительной группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sozdanie_predmetno-prostranstvennoy_razvivayushchey_sredy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Доклад.
Автор: Каратаева Ирина Борисовна, воспитатель группы № 3 «Колокольчик».
Тема: Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в подготовительной группе.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
В соответствии с ФГОС образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение его психического развития, что предполагает максимальную реализацию его возможностей. Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, которая осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но шире – среда развития всех специфически детских видов деятельности, которые осуществимы только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства.
Построение предметно-пространственной развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.
Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии.
При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.
Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:
- на пройденный программный материал;
- на индивидуальные возможности детей;
- обеспечение зоны ближайшего развития;
- неисчерпаемую информативность.
При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, весы и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Для организации развивающей среды используют не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены). Зоны важно организовывать так, чтобы ребенок мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр..
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Это значит, что предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Так же среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В подготовительной группе «Колокольчик» организованы различные центры развития, которые составляют три зоны:
- Зона умеренной активности: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр развития речи».
- Зона средней активности: «Центр конструирования», « Центр экспериментирования», «Центр социально – эмоционального развития», «Центр творчества», «Центр сенсомоторного развития», «Центр безопасности».
- Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
Центр познания оснащен необходимыми материалами для проведения непосредственно образовательной деятельности. Методические пособия и дидактический материал, картины, наглядный материал.
Центр книги представлен произведениями, которые располагаются по определенной тематике: сказки, рассказы, познавательная литература; стихи. Книги размещены в соответствии с программой и обновляются 1 раз в месяц. Имеются портреты детских писателей; альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов).
Центр природы представлен комнатными растениями, которые соответствуют программным требованиям. Подобраны предметы и средства для ухода за ними: лейки, опрыскиватель, лопаточки, тряпки. Настольные игры: «Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи – фрукты», материалы для экспериментирования: природный материал (шишки, ракушки, каштаны, камни), лупы, трубочки, семена. Оформлен уголок «Календарь погоды».
Центр занимательной математики имеет большое количество игр по развитию логико - математического мышления: «Цифры», «Формы и цвета», «Геометрическое лото», «Лото — математика», «Часть и целое», «Фигуры и формы», «Геометрические фигуры», «Сложи узор», «От маленького до большого».
Центр развития речи оснащён пособиями: «Профессии», «Времена года», «Спорт» и т. д., наборами предметных и сюжетных картинок, дидактическими играми на звукопроизношение.
Центр конструирования имеет строительные материалы (крупногабаритные пластмассовые напольные конструкторы), конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам, детали конструктора (набор мелкого строительного материала, имеющего кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки).
Центр экспериментирования представлен ёмкостями с сыпучими, твёрдыми веществами, мерными ложечками и сосудами, лупами; наборами семян, камней.
Центр социально – эмоционального развития представлен уголками: «Наше настроение», «Дружба — это ценный дар».
Центр творчества имеет большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы и так далее. В достаточно количестве пособий, образцов по декоративно – прикладному творчеству. Создан уголок модельера.
Центр сенсомоторного развития имеет большое количество игр по развитию мелкой мускулатуры кистей рук: «Составь бусы», «Собери бусины из деревянных форм»; различные шнуровки; наборы мозаик разной формы.
Центр безопасности оснащён наглядными пособиями: (плакаты, наборы картинок), игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт»), настольные игры («Правила дорожного», «Азбука пешехода», «Улиц», «Кто быстрее потушит»). В уголоке безопасности дорожного движения есть атрибуты к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, фуражка, жезл регулировщика.
Центр двигательной активности имеет: мячи, кегли, кольцеброс, флажки, книги, открытки и пособия с описанием подвижных игр.
Центр музыки представлен различными инструментами: металлофоны, барабан, гитара и т. д., фонотекой с записями классической и народной музыки, различных сказок, детских песенок, звуками природы.
Центр театра оснащён разнообразными видами театров: настольный, пальчиковый, теневой, би - ба - бо. Изготовлены костюмы, маски, головные уборы, элементы нарядов для игры в театр.
Центр игры представлен уголками (парикмахерская, кухня, предметы быта, больница, магазин) и атрибутами для сюжетно – ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы, коляски для кукол; игры для мальчиков – наборы инструментов, техники, машинки, маски, рули.
Центр дежурства представлен уголком «Мы дежурим»; имеет необходимые принадлежности: фартуки, косынки, тряпки.
Итак, предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Насыщенная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Целенаправленно организованная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая среда в подготовительной группе
Здесь можно посмотреть как оформлены игровая зона....
Реферат : "Факторы, определяющие активную позицию педагогов в создании адаптивно-развивающей образовательной среды"
Здоровье детей, их физическое и психическое развитие, социально-психологическая и медико-физиологическая адаптация в значительной степени опреКомпетентность педагога в вопросах здоровья – важней...
Создание развивающей образовательной среды в начальной школе
Создание развивающей образовательной среды в начальной школе...
Участие в заседании «круглого стола» на базе МКОУ Вараксинской ОШ на тему: «Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы ».
Протокол №4 от 18.03.2019г....
Роль учебных проектов в создании развивающей образовательной среды
Проектный метод формирует такие параметры личности, как интеллект, креативность, коммуникативные умения.Применение в учебной деятельности метода проекта требует тщательной подготовки и отбора материал...
Создание развивающей образовательной среды на уроках русского языка в начальной школе.
К концу первого года обучения происходит существенное изменение в развитии умственной деятельности учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному ц...
Проект "Создание личностно-развивающей образовательной среды на основе игровой оболочки образовательного процесса"
Актуальность проектаОсновными приоритетами образовательной политики, закрепленными в документах федерального, регионального и муниципального уровней являются личностные образовательные результаты обуч...