Творческая деятельность на уроках литературного чтения, как объект усвоения знаний и умений младших школьников
статья

Кропотова Валентина Викторовна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Анализируются методы и приёмы, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников. Даны практические  рекомендации по применению различных форм  работы на уроке литературного чтения (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кропотова В.В.

Средняя общеобразовательная школа № 21,

с Семёновка г. Йошкар-Ола,  Республика Марий Эл

Творческая деятельность на уроках литературного чтения,

 как объект усвоения знаний и умений младших школьников

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Анализируются методы и приёмы, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников. Даны практические  рекомендации  по применению различных форм  работы на уроке литературного чтения.

Ключевые слова: творческие способности, словесное развертывание образов произведения, театральная творческая деятельность, изобразительная творческая деятельность, средства выразительности.

Настоящее время  - это время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной.

Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно в начальной, нужно учить творчеству.

   Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе? 

            В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

           Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех

ученика должен быть ни концом работы, а его началом»[ 1,с.42]. Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный,  деятельный  характер,  обеспечивая  субъективную    позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические  умения,  а  также формируют у  детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

   Развивать творческие способности? Что это значит?            

       - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

      - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

 - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.[3,с.11]

    При развитии потребностей и интересов в творчестве учителя  используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремятся учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности

младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.

На уроке должно быть разнообразие деятельности: разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Это побуждает детей к активности. Необходимо, чтобы и в материале, и в способе деятельности было что-то новое. Одна и та же проблема может изучаться с разных сторон.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить три группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

  1. Словесное развертывание образов произведения.
  2. Театральная творческая деятельность.
  3. Изобразительная творческая деятельность.[4,с.64]

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия, как в начале изучения произведения, так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания,  постановка на уроке учебной проблемы.[5,с.28]

Вопросу развития выразительного чтения  придается огромное значение, т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

  1. передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
  2. прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
  3. прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Из своего опыта работы хочется отметить, что с первых уроков чтения  нужно применять много стихотворного материала: загадки, стихи, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, скороговорки. В  начале урока проводить поэтические минутки. 

Учить детей проявлять интерес к стихосложению:

А) придумай рифму к слову  и соедини рифмующиеся слова;

Например:  листок- ветерок, огурец – молодец.

Ответы детей:

1)Дунул лёгкий ветерок,                                Съел большущий огурец

С дерева упал листок.                                     Вот какой я молодец!

Б) придумай весёлую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова.

Например: Полина Петровна пригласила Петра Павловича поужинать пирогами. Девочка Даша делала дома домашние дела.[2,с.37]

-восстанови  рассыпанное стихотворение;

-допиши стихотворение по началу:

Нас синички не боятся.                            Убежало молоко,

Смело на руки садятся…                         убежало далеко…

Я даю им хлеба крошки                           Из кувшина разлилось

Они греются в ладошке.                          И попить не удалось.

Очень хорошо работает  приём «Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Приведём пример:

Закончится скоро  последний урок…

Мы ждём не дождёмся когда же звонок.

Возьмём рюкзаки и пойдём по домам.

Как здорово, что сочинил это сам.

Постоянное применение данных упражнений позволяет учащимся  принимать участие  в конкурсе стихотворений  собственного сочинения.

Наиболее эффективным заданием творческой работы является составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Чаще всего кроссворды используются на уроках повторения. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Сочинительство сказок  - ещё один из эффективных приёмов для развития творческих способностей детей, способствующий  их самовыражению. Можно переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, придумывать сказки по заданному началу и концу, на свободную тему. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. 

         Одним из приёмов  развития творчества обучающихся является ведение  читательских дневников.

Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является написание отзыва о книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин.  Работа над иллюстрациями начинается на уроках обучения грамоте. Необходимо обращать  внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

Перед чтением любого произведения хорошо применять приём «прогнозирования», то есть  ученикам  сначала предлагают  прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации, обратить внимание на жанр, структуру произведения, ключевые слова.  Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

В ходе прочтения произведения ребята должны   возвращаться к иллюстрации, выискивать совпадения-несовпадения предложенных образов к тексту, объяснять, почему именно этот эпизод проиллюстрировал художник, высказывать свои предположения о том, какой должна быть иллюстрация.

При обсуждении текста необходимо ответить на вопрос: «Что тебя особенно взволновало, какой эпизод захотелось перечитать еще раз?» Можно предложить  проиллюстрировать понравившийся эпизод, подписать его цитатой.  Этот прием работы называется  «Читаем и иллюстрируем». Обязательным условием является цитата. Ребенку предстоит крепко задуматься над содержанием текста, над содержанием своего рисунка и над подписью к нему. Необходимо  организовать  защиту работ. Дети  должны рассказать, какой эпизод они изобразили, объяснить почему, зачитать цитату. Одноклассники должны высказать  свое мнение по проделанной работе: соответствует ли рисунок тексту, правильно ли подобрана цитата.

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции.

Следующий вид работы  -  изобразительная творческая деятельность. Она  подразумевает следующие приемы:

  1. рисование эпизода, который больше понравился;
  2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
  3. составление рисованного диафильма;
  4. составление картинного плана.

В работе над произведением можно  использовать рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию.

Огромную роль играют нетрадиционные формы уроков, которые помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка, уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок КВН, урок-игра, читательские конференции.  Использование нестандартных уроков вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности.

Работая над проблемой развития творческой активности на уроках литературного чтения можно сделать следующий вывод: творческая деятельность  является  таким же объектом усвоения нового материала, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно в начальной, нужно учить творчеству. Опыт показывает, что нужно  пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счёте, наши дети, наше будущее.

Список литературы

1.Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. 

2.Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 

3.Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников.// Начальная школа,1994 №11. 

4.Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа, 1991 № 9. 

5. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992. 

6.Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...

Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения.

в данном докладе я поделюсь опытом по «Формированию коммуникативных УУД как залогу эффективного использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной шк...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Методическая разработка «Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения» раскрывает конкретные фор...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые пр...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Статья «Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения» раскрывает конкретные формы, в...