Выступление на педагогическом совете на тему " Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе "
учебно-методический материал (3 класс)

Мошинец Екатерина Валерьевна

В последнее время психологи и педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_rabota_so_slabymi_uch-sya_1.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе. ( Выступление на педсовете. )

В последнее время психологи и педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.

Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.

Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Но при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.

Формы и методы работы со слабоуспевающими:

  • Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифферен-цированные тренировочные задания, работа по выбору.
  • Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать сроч-ную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завер-шать контролем знаний на усвоение.
  • Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходи-мо создать ситуацию успеха.

Методы развития положительной мотивации учения:

  • интерес к предмету;
  • задания с условием, отражающим важное практическое применение;
  • материал важный для будущей жизни;

Проанализировав данную ситуацию, выявила следующие проблемы учебной деятельности учащихся:

- дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шакпа»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)

- неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;

- низкая скорость чтения, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;

- допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);

- не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

Изучив состояние проблемы, лучший опыт работы передовых психологов:

во-первых, попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,

во-вторых, подобрать материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.

Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приемы:

Сообщение темы. Постановка целей урока.

Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую применить «портфель знаний» который берем с собой на каждом уроке В нем три кармашка с карточками:

1 – «мы узнаем»,

2 – «будем развивать»,

3 – «воспитываем в себе».

Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее.

Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки.

В начальной школе необходим навык беглого чтения.

Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно.

Задание «Читай по правилу»

направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие.

Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.

Послушаем « Тишину»

Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать следующий прием:

Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают.

Также предлагаю использовать «облачко настроения»

Если в классе начинается посторонний шум, тихонько вывешиваю на доске «облачко настроения». (Изображение облачка с двух сторон. С одной стороны – слезки- дождик, с другой – улыбка). «Смотрите, ребята, погода в классе портится. Кажется, дождик собирается». Как только ребята успокаиваются, меняю облачко на другую сторону. Такие небольшие приемы помогают настраивать ребят на организацию учебной деятельности, способствуют концентрации внимания.

ВЫВОД:

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:

1. Заинтересованность в процессе обучения;

2. Психологический комфорт;

3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;

4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми

Какие же категории учащихся относятся к слабоуспевающим:

1. Дети с ЗПР – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудов-летворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они состав-ляют 1/4 всех неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития. Они страдают различными хрони-ческими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микро социальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распо-рядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обуче-ния они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Появля-ются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети. Ни для кого не секрет, что среди де-тей, поступающих в первый класс, практически здоровы толь-ко 20-30%. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы. Есть и другая категория ослаб-ленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утом-ляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональ-ных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с системати-ческим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих.

6. Нестандартные дети. Среди них все те, кто "выпадает” по различным причинам из "средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исклю-чительные в умственном развитии. Есть ещё одна группа детей; это так называемые "медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нерв-ной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности.

7. Депривированные семьёй и школой дети. Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микро социальных условиях. Это социальная запущенность: алкого-лизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас неспра-ведливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запу-щенных. К социальной запущенности добавляется педагоги-ческая.

При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив вни-мательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государст-венный образовательный стандарт начального образования предлагает:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и мета-предметных результатов);
  • Коренным образом меняется структура организации и проведения урока.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опро-се; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; раз-решение пользоваться наглядными пособиями, помогающи-ми излагать суть явления; стимулирование оценкой, подба-дриванием, похвалой.

#1055;ри изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень пони-мания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;

#1055;ри организации самостоятельной работы: выбор для группы неуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

4. В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогичное задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; более тщательный контроль за их деятельностью.

Как повысить работоспособность: разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки -информаторы, карточки-с образцами решения.

В работе со слабыми учащимися нужно опираться на следующие правила, разработанные психологами:

#1053;е ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточ-но времени на обдумывание и подготовку.

#1046;елательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

#1053;ельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

#1053;е следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отло-жить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

#1057;ледует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

#1042;о время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

#1057;ледует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы.

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый ученик вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми.

4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят.

Из истории:

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе

В статье описаны медоды работы со слабоуспевающими детьми. Разработаны упражнения...

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе по ФГОС.

В статье раскрываются категории слабоуспевающих учащихся, признаки отставания детей по учебным предметам, виды помощи неуспевающим на уроке, методы обучения...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Работа с неуспевающими детьми в начальной школе".

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:      1. Заинтересованность в процессе обучения...

«Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе»

Я работаю в школе 26 лет, в моей педагогической деятельности в каждом классе были дети, которые требовали к себе особого внимания. Были дети из неблагополучных, неполных семей, дети с ограниченными во...

Выступление на педагогическом совете на тему "Метод проектов на уроке в начальной школе."

Проектный метод  стимулирует детскую самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроках....

Выступление на педагогический совет на тему «Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»

Выступление на педагогический советна тему«Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»...