Коррекционный курс "Сенсорное развитие", вариант 2
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Министерство образования Красноярского края
КГБОУ «Дудинская школа –интернат»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей надомного обучения Протокол № _1_ от «27» ___08___2021г. Руководитель МО_____________ | Согласовано Заместитель директора школы по УВР _____________Л.С. Коломийцева | Утверждено: и.о. директора ___________Л.С. Коломийцева приказ № _57/11 от «30» __08__ 2021 г. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся по АООП
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант2
Составила:
учитель – дефектолог – А.М. Кузнецова
2021 – 2022 учебный год
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для обучающихся, имеющих интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с нарушениями эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Программа коррекционного курса составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Программа коррекционного курса
- СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с недоразвитие в умеренной, тяжелой степени сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с недоразвитие в умеренной, тяжелой степени наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает:
- Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- Кинестетическое восприятие
- Восприятие запаха
- Восприятие вкуса
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).
Восприятие вкуса
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Место коррекционного курса «Сенсорное развитие» в учебном плане:
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) На его реализацию отведено 3 часа в неделю, 105 часов в год, из расчета 35-х учебных недель. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Построение коррекционно-развивающей среды занятий по курсу «Сенсорное развитие»
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально. Продолжительность занятий 15—20 минут.
Построение коррекционно-развивающей среды должно соответствовать решению задач трех направлений:
Коррекционного
- коррекция и развитие взаимосвязи сенсорного восприятия с физическими действиями (общей и мелкой моторики), развитие зрительно-двигательной координации;
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы
Развивающего
- развитие речевой активности и коммуникативных навыков в процессе взаимодействия
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Профилактического
- Формирование социально приемлемых форм поведения.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
Развитие речи как средства общения
- вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
- использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- выполнять простейшие поручения и просьбы;
Развитие зрительного восприятия
- фиксировать взгляд (на лице человека, на неподвижном светящемся предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз, справа, слева)
- прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад); за движущимся удаленным объектом.
- узнавать и различать цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый)
- различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине;
- различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много, большой – маленький)
Развитие слухового восприятия
- локализировать неподвижный источника звука, расположенного на уровне уха;
- прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука.
- локализировать неподвижный удаленный источника звука;
- соотносить звук с его источником.
- Находить одинаковые по звучанию объекты.
Развитие кинестетическое восприятия.
- эмоционально реагировать на прикосновения человека;
- реагировать на вибрацию, исходящую от объектов;
- узнавать и называть материалы (дерево, песок, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), по вязкости (жидкий, густой, сыпучий), по влажности (мокрый, сухой);
Развитие восприятия запахов.
- узнавать, называть объекты по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).
Развитие вкусового восприятия
- узнавать и назвать различные по вкусовым качествам продукты (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, сыпучий).
- узнавать и называть продукты по вкусу (шоколад, яблоко, банан).
Материально-техническое оснащение коррекционного курса:
- вкладыши с основными формами; рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов; «
- ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;
- дидактические игры для развития восприятия цвета, формы «Подбери по цвету» «Подбери по форме;
- мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые; гимнастический мяч;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами
- шары, кубики, кирпичики, мешочки; коробки форм (разного вида);
- пирамидки разного размера и разной конструкции;
- различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, детский музыкальный центр, барабан, и др.;
- пластмассовые кегли и шары;
- тележки, машины разных размеров; лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей;
- тележки со съемными фигурками, трафареты; различные доски Сегена; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т.п.);
- наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа)
- вращающиеся предметы (юла, волчок), предметы для нажимания (рычаг, кнопка).
Расписание индивидуальных занятий по курсу «Сенсорное развитие» на 2021/22 учебный год
учащихся 1-4 класс (имена изменены)
Ф.И. учащегося | Класс | Год обучения | Форма занятий | Дни недели/время занятий | Нагрузка в неделю | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||||
Иван | 3 | 3 | индивидуальная | – | 20 мин | ||||
Иван | 1 | 2 | индивидуальная | – | 20 мин | ||||
Иван | 3 | 4 | индивидуальная | – | 20 мин | ||||
Иван | 4 | 4 | индивидуальная | – | 20 мин |
Изучение уровня социально-значимых качеств и познавательной активности.
№ П\П | Ф.И. ребенка | Класс | Год обучения | Уровень обучаемости. | Уровень обученности. |
1 | Иван. | 3 | 3 | Речь сформирована. Бедный словарь, нарушения звукопроизношения. Инструкцию понимает частично, требуются повторы и разъяснения. Самостоятельно учебную задачу не понимает. Не удерживает учебное поведение, деятельность возможна при наличии разнообразной стимуляции. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Низкий уровень продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости внимания, отвлекаемости. Алгоритм задания не удерживает. Реакции на неуспех – отсутствует. | В контакт не всегда вступает, чаще проявляет негативизм и протест, может проявлять агрессию. Выполнение задание возможно с вербальной пошаговой инструкцией. Перенос на аналогичные задания осуществляет частичный, либо не осуществляется. |
2 | Иван | 1 | 2 | Самостоятельная речь не сформирована (использует отдельные слова). Быстро утомляется. Не удерживает учебное поведение, деятельность возможна при наличии разнообразной стимуляции. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Низкий уровень продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости внимания, отвлекаемости. Алгоритм задания не удерживает. Реакции на неуспех – отсутствует. | В контакт вступает легко и быстро, но в последующем контакт нестабильный. Ребенок затрудняется в понимании смысла задания. Выполнение задание возможно с вербальной пошаговой инструкцией. Перенос на аналогичные задания осуществляет частичный, либо не осуществляется. |
3 | Иван | 4 | 5 | Самостоятельная речь не сформирована, проявляется в виде эхолалии. Не понимает и не принимает учебную задачу. Быстро утомляется. Не удерживает учебное поведение, деятельность возможна при наличии разнообразной стимуляции. Низкий уровень продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости внимания.
| Контактен, принимает помощь в деятельности. Слуховая память достаточно развита. Предметно-игровая деятельность: проявление интереса к игрушкам, к конструктивной деятельности. Ребенок затрудняется в понимании смысла задания. Выполнение задание возможно с вербальной пошаговой инструкцией. Перенос на аналогичные задания осуществляет частичный. Алгоритм задания не удерживает. |
4 | Иван | Речь сформирована. Бедный словарь, нарушения звукопроизношения. Инструкцию понимает частично, требуются повторы и разъяснения. Самостоятельно учебную задачу не понимает. Низкий уровень продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости внимания, отвлекаемости. Алгоритм задания не удерживает. | Контактен, но несколько скован, принимает помощь в деятельности. Выполнение задание возможно с вербальной пошаговой инструкцией. Перенос на аналогичные задания осуществляет частичный. |
Календарно - тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий «Сенсорное развитие»
Иван 1 класс (2 год обучения)
№п/п | Кол-во часов | Тема | Содержание деятельности | Виды деятельности | Дата |
1-2 | 2 | Обследование на определение уровня интеллектуального развития на начало учебного года. | Обследование. | Диагностика | |
Формирование сенсорных эталонов: цвет | |||||
3 | 1 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый) | Знакомство с цветом. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. | Дидактическая игра | |
4 | 1 | Дидактическая игра «Назови цвет» | Закрепление и применение полученных знаний | Дидактическая игра | |
5 | 1 | Соотношение предметов по цвету (1 цвет) («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). | Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету | Дидактическая игра | |
Формирование сенсорных эталонов: величина | |||||
6 | 1 | Знакомство с понятием: высокий – низкий | Восприятие: величины: : высокий – низкий; | Практическое занятие | |
7 | 1 | Формирование понятий: : высокий – низкий | Восприятие: величины: : высокий – низкий; | Практическое занятие | |
8 | 1 | Сравнение 2 предметов по величине. | Закрепление знаний по параметрам: : высокий – низкий | Практическое занятие | |
Формирование сенсорных эталонов: форма | |||||
9 | 1 | Знакомство с основными геометрическими формами (квадрат) | Узнавание геометрической фигуры | Практическое занятие | |
10 | 1 | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») одной геометрической формы из предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практическое занятие | |
11 | 1 | Выбор предметов заданной формы из групп предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практическое занятие | |
12 | 1 | Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»). | Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета | Дидактическая игра | |
Развитие слухового восприятия | |||||
13 | 1 | «Что как звучит?» | Упражнения на звукоподражание | Дидактическая игра | |
14 | 1 | «Громко – тихо» | Упражнения на определение силы звука | Дидактические игры | |
15 | 1 | Музыкальные инструменты «Ксилофон» | Упражнение на отстукивание музыкального ритма | Действия по показу | |
Развитие восприятия пространства | |||||
16-17 | 2 | Ориентация на собственном теле: право – лево | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
18 | 2 | Расположение предметов на листе бумаги. | Ориентировка на листе бумаги (верх, низ) | Практическое занятие | |
Развития восприятия запаха | |||||
19 | 1 | Знакомство с запахом лимона | Развитие обонятельных анализаторов. | Практическое занятие | |
20 | 1 | Узнавание объектов по запаху (лимон) | Реакция на запахи. | Практическое занятие | |
Развития восприятия вкуса | |||||
21 | 1 | Знакомство со вкусом (шоколад - сладкий) | Развитие вкусовых анализаторов | Практическое занятие | |
22 | 1 | Узнавание основных вкусовых качеств продуктов (сладкий) | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам | Практическое занятие | |
Кинестетическое восприятие. | |||||
23 | 1 | Знакомство с температурными свойствами предметов (холодный) | Реакция на соприкосновение с материалами | Практическое занятие | |
24 | 1 | Знакомство с температурными свойствами предметов (теплый) | Реакция на соприкосновение с материалами | Практическое занятие | |
25 | 1 | Различение предметов по температурным свойствам (теплый- холодный) | Реакция на соприкосновение с материалами | Практическое занятие | |
26 | 1 | Соприкосновение с различными материалами (вода). Знакомство с понятием «мокрый» | Игры с водой. | Практическое занятие | |
27 | 1 | Соприкосновение с различными материалами (песок). Знакомство с понятием «сухой». | Игры с песком. | Практическое занятие | |
Развитие временных представлений | |||||
28-29 | 2 | Части суток: знакомство с понятиями день-ночь по картинке | Работа по картинкам | Практическое занятие | |
30-31 | 2 | Определение последовательности событий по серии из двух картинок | Работа по картинкам | Практическое занятие | |
32-33 | 2 | Обследование на определение уровня интеллектуального развития, на конец учебного года | Обследование. | Диагностическое занятие |
Календарно - тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий «Сенсорное развитие» для учащихся
Иван, 3 класс (3 год обучения)
№п/п | Кол-во часов | Тема | Содержание деятельности | Виды деятельности | Дата |
1-2 | 2 | Входящая диагностика на начало учебного года | Обследование. | Диагностика | |
Формирование сенсорных эталонов: цвет | |||||
3 | 1 | Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие. | |
4 | 1 | Соотнесение цвета реального предмета с эталоном. Обозначение словом цвета предметов. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие. | |
5 | 1 | Группировка предметов по выделенному признаку по показу; обозначение словом. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие | |
Формирование сенсорных эталонов: форма | |||||
6-7 | 2 | Основные геометрические формы: круг, квадрат. треугольник | Формирование сенсорных эталонов: форма | Практическое занятие | |
8 | 1 | «Составь геометрическую фигуру» (из 2-х ее частей). | Конструирование предметов | Практическое занятие | |
9 | 1 | Превращение геометрических фигур в изображение какого-либо предмета. | Игра «Волшебные картинки» | Практическое занятие | |
Формирование сенсорных эталонов: размер | |||||
10 | 1 | Размер предмета: большой-маленький; длинный – короткий; | Практическое занятие | ||
12 | 1 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (большой- маленький; длинный – короткий) | Формирование сенсорных эталонов: величины | Практическое занятие | |
13 | 1 | Знакомство с понятием: широкий -узкий | Знакомство с параметрами: широкий - узкий | Практическое занятие | |
14 | 1 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по параметрам: (большой- маленький; длинный – короткий; широкий-узкий) | Формирование сенсорных эталонов формы, величины | Практическое занятие | |
15 | 1 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие | |
16 | 1 | Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). | Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Практическое занятие | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||||
17 | 1 | Развитие чувства ритма. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Дидактическая игра «Мы барабанщики | |
18 | 1 | Различение мелодий по темпу. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие | |
Развитие восприятия пространства | |||||
19 | 1 | Ориентировка на плоскости (право-лево; верх-низ) | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
20 | 1 | Расположение предметов на плоскости листа (вверху-внизу; справа-слева) | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
21 | 1 | Построение комбинаций из геометрических фигур на плоскости листа по словесной инструкции. | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
Развитие кинестетического восприятия. | |||||
22 | 1 | Различение предметов по температурным свойствам (теплый- холодный). Обозначение словом. | Реакция на соприкосновение с материалами | Практическое занятие | |
23 | 1 | Характеристика тактильных ощущений (мокрый-сухой). Обозначение словом. | Игры с песком и водой. | Практическое занятие | |
24 | 1 | Различение предметов по фактуре (гладкий, шероховатый) Обозначение словом. | Реакция на соприкосновение с материалами | Практическое занятие | |
25 | 1 | Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | |
Развитие восприятия вкуса | |||||
26 | 1 | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | Характеристика предметов по вкусовым качествам | Практическое занятие | |
27 | 1 | Узнавание основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). | Практическое занятие | ||
Восприятие запаха. | |||||
28 | 1 | Знакомство с запахом туалетного мыла | Характеристика предметов по запаху | Практическое занятие | |
29 | 1 | Формирование понятий: запах приятный-неприятный. | Характеристика предметов по запаху | Практическое занятие | |
Развитие слухового восприятия | |||||
30 | 1 | Характеристика силы звука (громко-тихо). Обозначение словом. | Музыкальные инструменты ксилофон-дудочка-барабан | Практическое занятие | |
31 | 1 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | Практическое занятие | |
Развитие временных представлений. | |||||
32 | 1 | Знакомство с временными понятиями: утро-вечер | Работа по картинкам | Практическое занятие | |
33 | 1 | Определение последовательности событий по картинкам. Обозначение словом. (день-ночь; утро-вечер) | Работа по картинкам | Практическое занятие | |
34 | 1 | Обследование на определение уровня интеллектуального развития, на конец учебного года | Обследование. | Диагностическое занятие |
Календарно - тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий «Сенсорное развитие» для учащихся
Иван, 3 класс (4 год обучения)
№п/п | Кол-во часов | Тема | Содержание деятельности | Виды деятельности | Дата |
1-2 | 2 | Входящая диагностика | Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | Диагностика | |
Формирование сенсорных эталонов: цвет | |||||
3 | 1 | Повторение основных цветов ( красный, зеленый, желтый, синий) | Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. | Дидактическая игра | |
4 | 1 | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3 предметов двух контрастных цветов. | Закрепление и применение полученных знаний. Узнавание цвета, оттенков цвета. | Практическое занятие Игровые упражнения | |
5 | 1 | Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 5 предметов трех основных цветов. | Закрепление и применение полученных знаний | Практическое занятие | |
6 | 1 | Дидактическая игра «Назови цвет» | Закрепление и применение полученных знаний | Дидактическая игра | |
7 | 1 | Соотношение предметов по цвету (2 цвета) («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). | Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету | Дидактическая игра | |
8 | 1 | Составление сериационных рядов по цвету из 3-4 предметов по заданному признаку. | Формирование сенсорных эталонов | Дидактическая игра | |
Формирование сенсорных эталонов: величина | |||||
9 | 1 | Размер предмета: большой-маленький; длинный – короткий; широкий –узкий; | Формирование сенсорных эталонов формы. | Практическое занятие | |
10 | 1 | Сравнение 2 предметов по величине. | Закрепление знаний по параметрам: длинный – короткий; широкий –узкий; большой-маленький; | Практическое занятие | |
11 | 1 | Группировка одинаковых по размеру предметов из 6 предметов двух контрастных величин. | Закрепление знаний по восприятию величины. | Дидактическая игра «Подбери двум куклам одежду» | |
12 | 1 | Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. | Формирование сенсорных эталонов величины | Практическое занятие | |
Формирование сенсорных эталонов: формы | |||||
13-14 | 2 | Основные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Формирование сенсорных эталонов формы. | Практическое занятие | |
15 | 1 | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практическое занятие | |
16 | 1 | Выбор предметов заданной формы из групп предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практическое занятие | |
17 | 1 | Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины | Практическое занятие | |
18 | 1 | Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»). | Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета | Дидактическая игра | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||||
19 | 1 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие | |
20 | 1 | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие | |
21 | 1 | Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?» | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие | |
Развитие восприятия пространства | |||||
22 | 1 | Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
23-24 | 2 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный) | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
25 | 1 | Ориентация в пространстве вперед-назад | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
Развития восприятия запаха | |||||
26 | 1 | Знакомство с запахом (банан) | Развитие обонятельных анализаторов | Практическое занятие | |
27 | 1 | Угадай по запаху Дидактическая игра «Ароматные коробочки» | Развитие обонятельных анализаторов | Практическое занятие | |
Развития восприятия вкуса | |||||
28 | 1 | Выделение продукта по вкусовым качествам (сладкий - соленый) | Активизация ранее полученных знаний | Практическое занятие | |
29 | 1 | Знакомство со вкусом (лимон – кислый) | Развитие обонятельных анализаторов | Практическое занятие | |
Кинестетическое восприятие. | |||||
30 | 1 | Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами. Закрепление тактильных ощущений при соприкосновении с водой и песком. | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Игра «Волшебный мешочек» | |
Развитие временных представлений. | |||||
31 | 1 | Части суток: повторение понятий утро-день-вечер-ночь | Развитие временных представлений | Практическое занятие | |
32 | 1 | Диагностика по итогам года | Обследование | Диагностика |
Календарно - тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий «Сенсорное развитие» для учащихся
Иван, 5 класс (5 год обучения)
№п/п | Кол-во часов | Тема | Содержание деятельности | Виды деятельности | Дата |
1-2 | 2 | Входящая диагностика | Обследование . | Диагностика | |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины. | |||||
3 | 1 | Четыре основных цвета и их оттенки. Дифференциация: желтый – оранжевый – коричневый. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие | |
4 | 1 | Основные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Формирование сенсорных эталонов формы. | Практическое занятие | |
5 | 1 | Размер предмета: большой-маленький; длинный – короткий; широкий –узкий; | Формирование сенсорных эталонов формы. | Практическое занятие | |
6 | 1 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). | Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Практическое занятие | |
7 | 1 | Определение постоянных цветов. | Развитие и закрепление сенсорных эталонов цвета | Дидактическая игра «Назови цвет». | |
8 | 1 | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Практическое занятие | |
9 | 1 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | Развитие сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие | |
10 | 1 | Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения. | Развитие сенсорных эталонов величины | Практическое занятие | |
11 | 1 | Узнавание предмета по одному элементу. | Развитие сенсорных эталонов величины | Дидактическая игра «Угадай-ка» | |
Развитие слухового восприятия. | |||||
12 | 1 | Узнавание предмета по словесному описанию. | Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Дидактическая игра «Узнай по описанию». | |
Развитие кинестетического восприятия | |||||
13 | 1 | Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами. Закрепление тактильных ощущений при соприкосновении с водой и песком. | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Игра «Волшебный мешочек» | |
14 | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие | |
Развитие восприятия пространства | |||||
15 | 1 | Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по показу. | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
16 | 1 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве | Вербализация пространственных отношений | Практическое занятие | |
17 | 1 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный) | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие | |
18 | 1 | «Расположите по порядку» (времена года, части суток) | Развитие восприятия времени | Дидактическая игра | |
19 | 1 | Последовательность основных жизненных событий. | Развитие восприятия времени | ||
20 | 1 | Работа с календарем и моделью календарного года. | Развитие восприятия времени | ||
Развитие мыслительных операций | |||||
21 | 1 | Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку». | Развитие мыслительных операций (систематизация) | Дидактическая игра | |
22 | 1 | Игры на исключение лишнего предмета (картинки). | Развитие мыслительных операций | Дидактическая игра | |
23 | 1 | Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?». | Развитие мыслительных операций (систематизация) | Практическое занятие с элементами игры | |
24 | 1 | Дидактические игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное». | Развитие мыслительных операций | Дидактическая игра «Живое – неживое» | |
Развитие графомоторных навыков. | |||||
25 | 1 | Обводка по шаблону, трафарету по контуру | Развитие графомоторных навыков. | Практическое занятие | |
26 | 1 | Штриховка в различных направлениях | Развитие графомоторных навыков, зрительно-моторной координации | Практическое занятие | |
27 | 1 | Закрашивание готовых изображений. | Развитие графомоторных навыков, зрительно-моторной координации | Практическое занятие | |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины. | |||||
28 | 1 | Четыре основных цвета и их оттенки. Дифференциация: желтый – оранжевый – коричневый. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие | |
29 | 1 | Основные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Формирование сенсорных эталонов формы. | Практическое занятие | |
30 | 1 | Размер предмета: большой-маленький; длинный – короткий; широкий –узкий; | Формирование сенсорных эталонов формы. | Практическое занятие | |
31 | 2 | Итоговая диагностика | Обследование . | Диагностика |
Ресурсное обеспечение программы:
№ п/п | Автор | Название | Издательство | Год издания |
Л.А. Метиева Э.Я. Удалова | Развитие сенсорной сферы детей | Москва: «Просвещение» | 2009 | |
В.В. Воронкова | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | Москва: «Просвещение» | 2006 | |
Т.В. Басова Д.С. Болина | Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей из числа малочисленных народов | СПб.: Алмаз-Граф | 2015 | |
Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями | Москва: «Владос» | 2014 | ||
Е.А. Стребелева | Коррекционно -развивающее обучение в процессе дидактических игр | Москва: «Владос» | 2014 | |
С.В. Кудрина | Уроки математики Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) учрежденийVIII вида | Москва: «Владос» | 2014 | |
С.Д. Забрамная Ю.А. Костенкова | Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения Пособие для дефектолога | Москва: «Владос» | 2014 | |
Т.А. Грищенко | Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях | Москва: «Владос» | 2014 | |
Е.А. Кинаш | Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии | Москва: «Парадигма» | 2010 | |
И.М. Бгажнокова | Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Москва: «Владос» | 2013 | |
Н.П. Коняева Т.С. Никандрова | Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития | Москва: «Владос» | 2014 | |
А.В. Мамаева | Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | Красноярск: Красноярский институт повышения квалификации | 2014 | |
Е.Г. Говорецкая В.И. Дианова, И.А. Дурова | Формирование пространственных представлений у учащихся младших классов с нарушением интеллекта | Красноярск: Красноярский институт повышения квалификации | 2013 | |
О.Н. Небыкова | Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет | Волгоград: «Учитель» | 2015 | |
О.В.Узорова Е.А. Нефедова | Пальчиковая гимнастика | Москва «Астрель*АСТ» | 2001 | |
С.В. Коноваленко | Развитие конструктивной деятельности | СПб; «Детство-Пресс» | 2012 | |
Н.П. Локалова | Как помочь слабоуспевающему школьнику | Москва: «Ось» | 2005 |
Материально-техническое оснащение программы:
Пособия для диагностики: Счетный материал, разрезные картинки из 6-ти частей, пирамидки разной степени сложности, картинки «исключение лишнего»; «что нарисовано неправильно?)
Дидактическая игра «Времена года»; картинки и тексты со скрытым смыслом; картинки и предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп; рамка вкладыш «Геометрическая большая»; рамка вкладыш «Геометрическая маленькая»; материалы для обследования тонкой моторики (карандаши, мелкие предметы), материалы для обследования общей моторики (мячи, кубики)
Пособия для коррекционно-развивающих занятий
Развитие слухового восприятия: «Барабан», «Дудочка», «Ксилофон», «Игрушки – погремушки»
Развитие тактильного восприятия: материалы различные по структуре, игра «Чудесный мешочек»
Развитие барических ощущений: весы пластмассовые, магнитные весы
Развитие зрительного восприятия: игра настольная «Учимся: Цвет», «Учимся: Часть и целое», «Учимся: Контуры», «Кубики, цвета, формы»; игрушка «Чудо-пирамидка: стаканы»; «Горшок волшебный»; Пазлы - контуры: «Животные», «Деревенька», «Игрушки», «Репка», «Транспорт», «Фрукты»
Развитие мелкой моторики: конструкторы –шнуровки, бусы, прищепки, пуговицы, мячики массажные, карандаши, пластилин, песок
Развитие крупной моторики: скакалка, мяч гимнастический, обруч, кольцеброс
Развитие зрительно-моторной координации: световая дорожка, лабиринт, графические образцы, крупная и мелкая мозаики
Развитие представлений об окружающем и обогащение словаря»: игры настольные - «Овощи»; «Кто в домике живет?»; «Кто что делает?»; «Доктор»; «Кухня»; «Ферма».
Развитие конструктивной деятельности: конструкторы «Лего»; «Стройка»; «Мягкий конструктор»
Развитие навыка чтения: лото «Азбука»; игра настольная «Учимся: Слоги»; игрушка «Алфавит –гусеница»; кубики «Букварь и арифметика»; книга -конструктор «Веселые буквы и слова»
Развитие арифметических навыков: игра настольная «Учимся: Цифры», «Домино», «Веселый счет», Пазл «Реши пример»; «Веселые цифры»; «Математическое лото»; «Математические прописи»» «Математические раскраски»
Развитие навыка письма: игра «Допиши букву»; «Прописи»; «Обводка»; «Штриховка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...
Коррекционная программа Развитие математических навыков 1 класс ( вариант 7.2)
Коррекционная программа Развитие математических навыков 1 класс ( вариант 7.2)...
Рабочая программа Коррекционный курс: «Путешествие по Стране Звуков и Букв» АООП для обучающихся С задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков речевого развития у школьников....
Календарно-тематическое планирование программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 1 класс
Тематическое планирование в 1 классе включает 66 занятий, 8 из них диагностика на начало и конец учебного года...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 2класс
Календарное планирование во 2 классе включает 68 занятий, 8 из которых диагностика на начало и конец учебного года...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА«Развитие речи»для обучающихся в общеобразовательном учреждениив условиях ФГОС, как часть адаптированнойосновной образовательной программы НОО(вариант 5-2)1-4...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)
Даннаякоррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...