Программа по музыке 1 класс
методическая разработка (1 класс)

Быстрова Юлия Николаевна

Программа по музыке 1 класс дети с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_1_klass.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), в соответствии с ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом директора № 60-п от 31.03.2023 года и учебного плана АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1дополнительного класса на 2023-2024 учебный год.

Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 час в неделю).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка».

Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета "Музыка":

-накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

-приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;

-развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;

-формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

-развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности

Содержание обучения.

        В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 11 классе, у обучающихся формируется интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству, умение слушать и понимать содержание музыкального материала, развивается эмоциональная отзывчивость на произведения музыкальной культуры, умение двигаться под музыку, играть на шумовых музыкальных инструментах.

Содержание программы.

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Восприятие музыки.

Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная, детская, классическая.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни.

Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.

Слушание музыки:

а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;

б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;

в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (хоровод, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия);

д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

е) развитие умения различать части песни (запев, припев);

ж) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка).

Хоровое пение:

Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни.

Навык пения:

-обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;

-работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);

-пение коротких попевок на одном дыхании;

-формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

-развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);

-активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;

-развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;

-развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;

-дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;

-развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

-формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);

развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;

-развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

-пение спокойное, умеренное по темпу.

-укрепление и постепенное расширение певческого диапазона

- получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Элементы музыкальной грамоты:

-ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);

-ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano);

-развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):

-элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:

Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.

Содержание:

-обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки);

 -обучение игре на фортепиано.

        Содержание разделов        

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1.

«Здравствуй музыка»

4

-

2.

«Домашние животные»

5

-

3.

«Урожай собирай»        

11

-

4.

«К нам гости пришли»

6

-

5.

«Новогодний хоровод»

7

-

6.

«Защитники отечества»

3

-

7.

«Девочек наших мы поздравляем»

6

-

8.

«Дружба крепкая»

8

-

9.

«Трудимся с охотой»

8

-

10.

«Вот оно, какое наше лето»

8

-

Итого:

66  

-

        Планируемые результаты.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование базовых навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- формирование навыков проявления доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.

Предметные:

Минимальный уровень:

- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;

- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

  • выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
  • правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
  • правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
  • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
  • различение песни, танца, марша;
  • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
  • различение песни, танца, марша;
  • передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом);
  • определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
  • владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
  • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании.

Достаточный уровень:

  • самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него;
  • сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
  • ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
  • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
  • знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, скрипка);умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
  • представления о музыкальных инструментах и их звучании (рояль, пианино, балалайка, баян, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник).
  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки. 

Система оценки достижений

Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью личностных и предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».

Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется с использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

  • «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
  • «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
  • «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

Учебно – методическое обеспечение.

5. Календарно - тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...