Проект " Аквариум и его обитатели"
проект (2 класс)

Проект "Аквариум и его обитатели" 

В данном проекте учащиеся изучают жизнь аквариумных рыб , их совместимость, условия содержания на основании наблюдений за жизнью рыбок в школьном аквариуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nachalo.docx156.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа: «Аквариум и ее обитатели»

Содержание

  1. Введение                                                                                    2 стр.
  2. Цель и задачи проекта                                                            3 стр.
  3. История развития аквариумистики                                     4стр.

Крупнейшие аквариумы мира                                              6 стр.

  1. Аквариум                                                                                   8 стр.

4.1 Как запустить новый аквариум                                  9стр.

Практическая часть                                                                  

  1. Аквариумные рыбки. Совместимость аквариумных  рыбок 

                                                                                                     12 стр.   

  1. Польза для здоровья                                                               15 стр.
  2. Выводы                                                                                      16 стр.
  3. Литература                                                                                17 стр.

1.Введение (слайд 1)

       У каждого человека есть  хобби. Слово “хобби” в переводе с английского означает “увлечение”. В жизни столько интересного!    

        Увлечения были у многих великих людей. Хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и  вывел новые сорта яблонь и груш.  Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.   Прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.

     У нас в классе тоже появилось  увлечение: наблюдение за жизнью аквариумных рыбок, после того, как Маша в группу отправила фотографию своего аквариума. Некоторые ребята из нашего класса тоже хотели бы завести дома рыбок. Выяснилось,  что  имея аквариум дома, многие не знают, как за ним ухаживать. Поэтому мы  решили изучить этот вопрос.

Попробуем ответить на интересующие нас вопросы, наблюдая за рыбками в домашнем аквариуме и в аквариумах в нашей школе. (Слайд 2)

Тема проектной работы: «Аквариум и ее обитатели».(слайд 3)

Цель проекта:

  • ознакомиться с историей появления  аквариумистики
  • изучить разнообразие аквариумных  рыб
  • найти и исследовать интересные факты из жизни обитателей   аквариума

Методы исследования:

  • наблюдение за рыбками;
  • чтение познавательной литературы;
  • поиск информации в сети Интернет;
  • помощь родителей и учителя;
  • анализ.

Задачи:

- найти исторические данные о разведении рыб;

- изучить теоретический материал об аквариумах и аквариумных рыбках;

- подготовить рекомендации для начинающих «аквариумистов».

- выпустить буклет «Правила ухода за аквариумными рыбками»;

- оформить мини-альбом «Подводный мир», в котором ребята смогут узнать для себя много нового и интересного.

Объектом НАШЕГО исследования стали аквариум и аквариумные рыбки в нашей школе.

2.Из истории возникновения аквариумов   (слайд 4)

                                                  

           По утверждению ученых, жизнь зародилась в воде, а первые рыбы появились 450 млн. лет назад. Никто не знает — кто, где и когда впервые поймал рыбку и посадил ее в сосуд — каменный, глиняный или стеклянный. Известно только, что люди увлечены содержанием рыб в неволе уже не одно тысячелетие.

        Во время раскопок Помпей в домах были найдены бассейны, созданные специально для рыб, а также фрески с их изображением.

         Египтяне еще за 5-6 тыс. лет до н. э. держали в прудах многих нильских рыб. Но наибольшего развития в древнем мире аквариумистика достигла в странах Востока – Китае, Японии, Корее, Сиаме (Таиланд). Отсюда на весь мир разошлась слава о золотых рыбках. Самые древние сведения о золотых рыбках появились в Китае в VI веке до н. э. Китайские императоры содержали свои живые богатства в парцеляновых вазах, украшенных цветками лотоса. А китайские крестьяне для своих любимцев плели из рисовой соломы корзинки такие плотные, что вода не выливалась. Конечно, такие аквариумы были не прозрачными, и наблюдать за рыбами можно было только сверху.

      Как не берегли китайские императоры свои живые сокровища, а в 1500 году золотая рыбка попала в Корею, а в 1502 году в Японию, потом в Индонезию.

      В первой европейской книгой по аквариумистике, которая была издана в 1797 году в Тюрингии “Природная история домашних животных” Й.М. Бехштейна,  были описаны условия содержания в неволе вьюна и золотой рыбки.

        В конце XIX века аквариумистика получила значительное распространение. Английский ученый-натуралист Филип Генри Госсе, который предложил слово “аквариум”, в 1850 году организовал первую выставку морских аквариумов в Лондонском зоопарке. Через два года эта выставка превратилась в постоянный Лондонский аквариум

История аквариумов

      В XVI веке царь Иван Грозный неоднократно получал от иноземных послов в дар золотых рыбок в стеклянных шарах.

       А широкое распространение аквариумы получили благодаря Петру I, который во время путешествия по Европе увидел у датского короля прекрасный сосуд, в котором плавали морские рыбы.

        Петр I оказался настолько впечатлен этим зрелищем, что решил в ту же минуту спросить, как живут рыбки в этом сосуде и как сам сосуд называется.

        Получив подробную инструкцию по применению, восхищенный царь отправился дальше. Неудивительно, что по возвращении домой он приказал соорудить такое же «чудо-чудное, диво-дивное» с золотыми рыбками в своем дворце.

        Долгое время аквариумы были в домах богатых и знатных людей, так как стоили также дорого, как и аквариумные рыбки. [6] Сегодня аквариум могут  приобрести все желающие. Огромные аквариумы появляются в крупных городах мира.

(Слайд 5)

3. Крупнейшие аквариумы мира

 Сиднейский аквариум, расположенный в гавани Дарлинг,  содержит множество морских тропических рыб и других животных.
Аквариум в Генуе (Италия) представляет бесконечное разнообразие костных рыб, а также акул, дельфинов и других морских животных. Бассейны расположены таким образом, что позволяют наблюдать морской мир сверху и сбоку через стекло.

В заливе Трали на юго-западном побережье Ирландии расположен аквариум «Морской мир Фенита» (FenitSeaWorld), где обитают сотни видов рыб и беспозвоночных. Крупнейший Тихоокеанский национальный аквариум Канады в Ванкувере — самоокупаемая некоммерческая ассоциация, осуществляющая демонстрацию рыб и других водных животных, исследования, а также популяризаторскую и образовательную деятельность.

Беспозвоночных животных и рыб, а также большое разнообразие морских растений, обитающих в водах, омывающих Новую Зеландию, демонстрирует PML-аквариум (Новая Зеландия).

Большой аквариум Барьерного рифа — самый большой в мире аквариум, воссоздающий удивительные биотопы коралловых рифов. Аквариум широко известен за счет уникальной комбинации своих чрезвычайно интересных образовательных и научных программ. Наиболее важная цель аквариума — пропаганда концепции Морского парка, созданного для охраны этого

Аквариум штата Теннесси, расположенный в городе Чаттануга, — самый большой в мире пресноводный аквариум. Помимо посещения самого аквариума, посетители проходят через захватывающий 18-метровый каньон, а затем лес, где можно увидеть более 7 тысяч животных, которые плавают, летают и ползают в своей естественной среде.

Кейптаунский аквариум (ЮАР) создан по аналогии с ведущими зоопарками мира: он не выглядит как зверинец, а позволяет посетителям почувствовать себя как бы внутри искусственно созданных морских экосистем.
Открытый в 1995 году в порту Кейптауна аквариум Двух океанов (ЮАР) — один из самых больших в южном полушарии. Его населяет около 4 тысяч живых существ, представляющих приблизительно 300 различных видов животных и растений, обитающих вдоль всей южноафриканской береговой линии. 

Купить аквариум - это полдела. Нужно узнать, какие приспособления нужны и как ухаживать и за аквариумом и за рыбками.

 4. Аквариум . Оборудование. (Слайд 6)

В начале нашего исследования мы решили узнать о необходимом оборудовании для аквариума:

Фильтр – предназначен для очистки воды в аквариуме от продуктов жизнедеятельности рыб.

Обогреватель-терморегулятор – предназначен для поддержания комфортной для рыбок температуры. 

Компрессор – предназначен для обеспечения кислородом аквариумной воды. Компрессор производит поток воздуха, который поднимает воду в трубе и тем самым заставляет ее проходить через фильтры очистки.

Приспособления для очистки аквариума - шланг для слива воды, сачок для отлова рыбок.

Освещение аквариума – обычно освещение встраивают в крышку аквариума, которая тоже необходима, чтобы в аквариум не попадала пыль, рыбки не могли выпрыгнуть, а вода меньше испарялась. [2]

4.1 Как запустить новый аквариум

      Далее мы должны тщательно подготовить аквариум, грунт, декорации и растения:

Практическая часть

4.1.Становление системы (этап первый)

Как оказалось, в аквариуме происходит три периода развития экосистемы. Первый этап – это становление системы. В это время в аквариум помещается грунт, заливается вода. Обычно наблюдается интенсивное развитие микроорганизмов.

С одной стороны, свежая вода богата питательными веществами, а с другой – первые поселенцы не имеют врагов и конкурентов. Воде необходимо постоять. Обычно через 2-3 дня вода приобретает молочный цвет из-за активного размножения бактерий.

Ещё через несколько дней её прозрачность восстанавливается. Через 5-6 дней сажают растения, а на следующий день запускают рыб. В первое время в аквариуме следует держать максимально возможное число рыб.

После накопления достаточного количества органических веществ, число рыб можно сократить. Этим мы поддерживаем энергетический баланс, потому что всё большее количество энергии будет выделяться в результате разложения накопившихся органических частиц.

При избытке органических веществ в аквариуме убирают гниющие листья, мусор и регулярно меняют воду. Важным источником энергии является также освещение.

4.2. Биологическое равновесие (этап второй)

Ну вот, наконец, всё в порядке: освещение выбрано правильно, растения прижились и активно развиваются, рыбы адаптировались к новым условиям, происходит переход ко второму этапу развития экосистемы. Его часто называют «биологическое равновесие». В этот период аквариум обладает способностью к саморегуляции.  Например, подмена до одной трети части воды проходит практически незаметно и без отрицательных последствий.

Все организмы всегда тесно связаны друг с другом и окружающей средой. Так, растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух. Для данной процедуры в нашем аквариуме установлен специальный фильтр, который насыщает воду кислородом, необходимым для жизнедеятельности нашего аквариума.

4.3. Разрушение экосистемы (этап третий)

В аквариуме постоянно происходит накопление продуктов жизнедеятельности растений, рыб и других животных. Те виды водных организмов, которые наиболее требовательны к чистоте воды, перестают расти, а другие растения, предпочитающие заиленные грунты, интенсивно разрастаются, заполняя аквариум.

Со дна начинают подниматься пузырьки с характерным неприятным запахом. Это означает, что экосистема переходит в третий этап развития – разрушение. Необходимо проводить обновление и основательную чистку аквариума.

При правильном распределении сил, балансе между теми, кто производит, потребляет и разрушает энергию, экосистема аквариума способна поддерживать сама себя как любой организм.

- аквариум необходимо тщательно вымыть, но, никогда не применяйте для мытья средства бытовой химии.

- если вы используете гальку или гравий, то их обязательно следует прокипятить в течение часа, в чуть подсоленной воде;

- различные декорации, после приобретения, необходимо промыть под проточной водой, после этого они пригодны к использованию.

- купленные растения сначала рекомендуется промыть струей проточной воды. [3]

 Прежде всего надо выбрать для аквариума удобное, спокойное место с достаточным естественным светом, но не солнечное.

        Новый аквариум заливается водой и отстаивается один-два дня, чтобы замазка освободилась от растворимых примесей и запаха. Затем он промывается питьевой содой или солью. Наружные стороны стекол протираются насухо.

         Лучший грунт для аквариума — темный крупнозернистый речной песок. Его промывают проточной водой в тазу или в ведре, небольшими порциями, пока вода не станет прозрачной. Слой хорошо промытого песка в три — пять сантиметров засыпают в аквариум. После этого в воду вливают настой торфа в пропорции 100 мл на 10 литров воды. Аквариум накрывается стеклом, для защиты от пыли.

       Через два-три дня можно сажать растения. Они промываются в теплой (30° С) проточной воде. Крупные растения располагают у задней стенки аквариума.

       Для декоративного украшения можно положить в аквариум камни и глиняные горшки различной величины. Их надо тщательно прокипятить.

       Рыб сажают в оборудованный аквариум только после того, как вода станет прозрачной и появятся молодые побеги растений.

  1. Аквариумные рыбки. Совместимость аквариумных  рыбок    (слайд 7)                   

    Аквариумные рыбки — занятные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. Кажется, что почти в каждом уголке спокойно плавают рыбки, лишь иногда гоняясь друг за другом.

        Однако, в жизни аквариумных рыб не так все просто. Одни из них могут оказаться слишком хрупкими и требовательными к уходу, другие шумными, громоздкими. Не случайно из сотен видов только немногие живут в аквариумах.

         В настоящее время известно более 300 видов аквариумных рыб, но многие из них не размножаются в неволе, поэтому широкое распространение получили около 200 видов. Рассмотрим лишь те виды, содержание которых достаточно несложно. Из-за своей неприхотливости в содержании эти виды приобрели большую популярность среди аквариумистов (см. Приложение 4).

В ходе реализации нашего проекта перед нами встал вопрос: а все ли рыбки смогут жить в одном аквариуме? Ведь из уроков окружающего мира мы знали, что некоторые рыбы являются хищниками и могут съесть друг друга. Мы выяснили, что каждой рыбке необходимы определенные условия содержания, питание.

Наконец, у каждой рыбки есть свой характер, иногда очень непростой.

В связи с этим мы провели исследование, рассматривая каждую из выбранных рыбок по нескольким параметрам:
• Размер
• Условия для содержания
• Питание
• Характер

В ходе этой работы мы так же собирали копилку интересных фактов об изучаемых рыбках.
Нам удалось выяснить, что не все рыбки могут совместно находиться в одном аквариуме.

Бойцовые рыбы – прекраснейшие члены аквариумного сообщества, но не выносят  сообщества цихлиды, а вот скалярии отличаются спокойным характером, но их нельзя садить с мелкими рыбками, которых  они могут преспокойно проглотить.

Аквариумные сомы миролюбивые и уживчивые даже с маленькими.

 Гуппи – самые любимые рыбки начинающих аквариумистов, так как самые выносливые яркие пресноводные рыбки, способные выжить в маленьком аквариуме, нетребовательны к качеству воды, способны выдержать двухнедельное голодание и готовы даже питаться водорослями

 

Пецилиевые аквариумные рыбки неприхотливы, всеядны, спокойны, довольствуются небольшими аквариумами

 Барбусы – стайные рыбки и содержать их рекомендуется в просторных аквариумах. Они очень воинственный в присутствии самки вступает в бои друг с другом, а  по характеру совместимы со всеми другими рыбками в аквариуме. У золотой рыбки обнаружили ум. Это тоже достаточно миролюбивая, спокойная рыбка.

Жемчужинка — это небольшая рыбка. Каждая чешуйка у неё имеет выпуклую форму, это и придает ей особую оригинальность. Кормление, как и у остальных видов рыб. Что касается условий содержания – рыбке требуется большой объём воды. Рыбки под названием Неон довольно маленькие и очень подвижные. Название своё заслужили из-за серебристого блеска их чешуи. Самец традиционно мельче и стройнее самки. Плавники у рыб прозрачные. Держать их лучше в аквариуме с миролюбивыми рыбками. 

Телескоп – это очень интересная и своеобразная рыба. У неё большие выпуклые внимательные глаза (стоит упомянуть, что часто рыбка повреждает их и слепнет, поэтому в аквариуме не должно быть много жестких растений, о которые она могла бы пораниться).Рыба имеет шарообразную форму и от того неповоротлива, медлительна и немного неуклюжа. Телескоп реагирует на колебание температуры, поэтому вам следует быть внимательным к ней.

Название рыбы

Совместимо

Недопустимо

Анциструс

Барбус, гуппи, дискус

Астронотус, пиранья, трофеус

Боция

Барбус, гуппи, моллинезия

Вуалевые и другие маленькие рыбки

Пецилия

Гуппи, скалярия

Меченосцы, золотые рыбки

Золотые рыбки

Ни с кем, кроме своего вида

Цихлиды, астронотусы

Плекостомус

Любые рыбы, крупнее их самих

Сомы, занимающие ту же экологическую нишу

Южноамериканские цихлиды

Ни с кем

Петушки, гурами, угри

Лабиринтовые

Боции, данио, меченосцы

Петушки, гурами

Харациновые

Расборы, тетры, крабы

Цихлиды

Сомики

Петушки, лабео, тетры, данио

Несовместимых видов нет

Цихлиды

Нулевая совместимость

Абсолютная несовместимость

  1. Теперь что касается пользы для здоровья. (слайд 8)

     Домашний аквариум способен создать неповторимую гармонию внутреннего мира и привести в дом спокойствие и умиротворение. Как отмечают психологи, наличие в доме аквариумных рыбок благотворно влияет на общее состояние человеческой психики, снимает стресс. Тем, кто страдает бессонницей, рекомендуют устанавливать аквариум в спальне. Мерное плавание рыбок и покачивание водорослей действуют успокаивающе и помогают заснуть. Аквариумы не только помогают снять напряжение, но и являются источником положительных эмоций, они также помогают создать необходимую для работы спокойную атмосферу. Детские психологи рекомендуют в комнату активного, шумного или тревожного ребенка поставить аквариум и завести в нем рыбок.

   Благодаря аквариуму в помещении повышается влажность воздуха, а это очень хорошая профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. И ведь испарения аквариумной воды намного лучше любого увлажнителя воздуха.

  Сейчас очень много вариантов аквариумов и поэтому аквариумы приобретают и в качестве декоративного украшения интерьера. Но обычно для тех кто покупает аквариум только с такой целью, чуть позже аквариумистика для них становится хобби.

И кстати,  по фэн-шую рекомендуется, чтобы в доме был аквариум и желательно с 5-ю красненькими рыбками, это притягивает материальный достаток в семью.

  1. Выводы: (слайд 9)

выпущенные нами буклеты о правилах ухода за аквариумными рыбками и мини-альбом «Подводный мир» помогут ребятам в содержании аквариумных рыбок и уходе за ними.

Таким образом, разрешив задачи своего исследования, нами достигнута поставленная цель.

Теперь мы можем дать совет родителям и ребятам по правилам ухода за «подводными обитателями».

Работа имеет практическую значимость в приобретении более глубоких знаний об аквариумных рыбках.

Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление. Несмотря на то, что рыбы, растения, беспозвоночные существуют в аквариуме автономно, мы считаем себя неотъемлемой частью экосистемы аквариума. Наше плохое или хорошее настроение передаётся обитателям подводного мира. А рыбки и растения, в свою очередь, помогают нам и наполняют нашу душу новыми светлыми ощущениями, дают заряд энергии и бодрости.

Эта работа помогла понять, что рыбки – это домашние любимцы, которые не только радуют нас своей красотой, но и успокаивают нашу нервную систему. Они нуждаются в заботе и внимании.

Аквариум предназначен для содержания и развития водных животных и растений, а также для наблюдения за их жизнью и развитием.
Аквариум – это экосистема, а так как на каждом этапе необходимо участие человека, то она искусственная. Наш аквариум создан по всем правилам.

Главное условие долгого существования аквариума – присутствие всех компонентов экосистемы, создание оптимальных условий для поддержания биологического равновесия.

Мы пополняем свои знания, узнаем  много интересного. Работать по данной теме мы продолжаем дальше, но в данный момент можем сделать такие выводы:

  • люди должны не только восхищаться красотой подводного мира, но и стараться сохранить это достояние нашей планеты;
  • охранять от загрязнения моря и океаны, реки и озера;
  • защищать рыб от неразумного отлова.

Разведение аквариумных рыбок – одно из наиболее распространённых увлечений не только детей, но и взрослых. Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И, тем не менее, всех аквариумистов, в большей или меньшей степени объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за подводным миром.

Содержание рыбок оказывает благоприятное влияние на формирование характера человека, прививает любовь к природе, улучшает настроение.

Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно, но еще труднее сохранить ее. Рыбки нуждаются в   заботе и внимании, а для этого мы должны правильно использовать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий"Аквариум и его обитатели"

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать...

Исследовательский проект класса"Аквариум и его обитатели"

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь" на тему "Сбор информации для проекта "Аквариум и его обитатели".

В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом "Аквариум и его обитатели". В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры...

Проект "Аквариум и его обитатели"

Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу....

Проект.«АКВАРИУМ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Проект. "Аквариум и его обитатели" . Как ухаживать за аквариумными рыбками....

Проект аквариум и его обитатели

Данный проект выполняется в рамках внеурочной детельности....