Система оценивания образовательных достижений
материал
Структура системы оценки. Методы и формы оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
-формирование универсальных и предметных способов действий
- воспитание основ умения учиться
- способности к самоорганизации
- индивидуальный прогресс в развитии личности
Структура системы оценки образовательных достижений
включает следующие элементы:
- Внутреннее (внутришкольное) оценивание:
- текущая оценка, представляющая собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета;
- промежуточная аттестация, представляющая собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам);
- стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования;
- комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов.
- Внешняя оценка:
- государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования);
- всероссийские проверочные работы;
- мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.
Методы оценивания образовательных достижений
В начальной школе используются следующие методы оценивания образовательных достижений:
- Наблюдение. Учителя наблюдают за деятельностью учащихся и их прогрессом в учебном процессе.
- Оценка творческих заданий. Учащиеся выполняют разнообразные творческие задания, как индивидуально, так и в парах или группах.
- Тестирование. Используется для оценки уровня усвоения предметных знаний учениками.
- Оценка открытых ответов. Ученики предоставляют ответы в свободной форме, как устно, так и письменно.
- Оценка закрытых ответов. Задания с выбором ответов или с коротким свободным ответом также используются для оценки знаний учеников.
- Оценка результатов рефлексии. Учащиеся заполняют листы самоанализа, листы достижений, ведут дневники и т. д., и результаты этой рефлексии также оцениваются учителем.
Формы оценивания образовательных достижений в начальной школе:
- Начальная диагностика. Проводится для определения стартового уровня знаний и умений учеников.
- Текущее оценивание. Непосредственно связано с процессом обучения и позволяет отслеживать прогресс и результат выполнения работ.
- Итоговая оценка. Проводится в конце учебного периода для обобщения достижений учеников.
1.Начальная(стартовая) диагностика. Стартовые («входные») проверочные работы по учебным предметам
2. Текущее оценивание предметной обученности. Самостоятельные работы, проверочные работы учебно-познавательные задачи, диагностические работы
3. Итоговая оценка предметной обученности. Итоговые контрольные работы по предметам.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом в образовании детей.
В зависимости от этапа обучения я использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В системе оценивания я использую внутреннюю оценку, выставляемую мной или школой. Внешняя оценка проводится различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений , результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах. В обучении детей я использую три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (входная) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) я использую дифференцированную оценку (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценку обучающихся.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
Вместе с тем я использую итоговую демонстрацию общей подготовки, умение синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым и ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение письменной комплексной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. Целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.
Методы оценивания, которые я использую в работе:
1. Тест.
2. Портфолио
3. Оценка ответов
4. Наблюдение
5. Оценка творческих заданий
Формы оценивания
1. Устный опрос
2.Письменная самостоятельная работа
3. Диктанты
4.Контрольное списывание
5. Тестовые задания
6. Доклад
7. Творческая работа
8. Диагностическая контрольная работа
9. Итоговая комплексная работа
10. Контроль техники чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."
Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений....
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...
Система оценивания образовательных достижений
Оценивание является постоянным процессом в образовании детей.В зависимости от этапа обучения я использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...