Проект "История куклы на Руси"
проект (2 класс)
Проект с презентацией. История появления куклы. Какими игрушками играли наши предки на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к проекту | 2.72 МБ |
проект история куклы на руси | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для кого-то прекрасны, для кого-то — не очень, А кто-то в них душу узрит между прочим. Одни приласкают и к сердцу прижмут, Другие же мимо пройдут, не поймут. Сейчас в магазинах есть много игрушек, Полезные ищем среди безделушек, А в Древней Руси мастерили девчушек Из лоскуточков, да ниток катушек.
К увадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от младенца. А «играть » с этими куклами, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (вновь сделанные) становились первыми игрушками младенца. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным. Делались из остатков ткани или поношенной одежды матери (впитавшей её энергетику).
Малышок- голышок является очень простой и понятной куклой на первый взгляд. Действительно, ее можно сделать всего лишь из одного лоскута ткани, пучка ветоши и немного ниток. Изготавливали такую куклу быстро, на лету, чтобы помочь малышу отвлечься, придумать новую игру и позабыть обиду или боль от случайного падения. Особенностью этой куклы было то, что ей делали ноги, разделяя ткань на две части и обматывали нитками. Одежду данной кукле не делали, единственным обязательным атрибутом этой куклы был пояс, так как он служил сильным оберегом.
младенчик – пеленашка . Использовали ее прежде всего для защиты новорожденного, и изготавливали часто еще до появления младенца. Для куклы брали не новую, а уже использованную ткань. Ту, которая служила одеждой для матери и отца ребенка. Славяне верили, что так они передают кукле, а значит, и самому ребенку, силу родителей, это хранило родовую и генетическую память. Такую куклу укладывали в люльку за месяц до родов, чтобы Пеленашка освоилась в колыбели и обжила ее.
НАШИ ИЗДЕЛИЯ
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРАГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Проект
«История куклы на Руси».
Докладчик:
Инавзинав Анна
2 класс
Научный руководитель:
Басанова Е.А.
с. Карага 2024г.
Для кого-то прекрасны, для кого-то — не очень,
А кто-то в них душу узрит между прочим.
Одни приласкают и к сердцу прижмут,
Другие же мимо пройдут, не поймут.
Сейчас в магазинах есть много игрушек,
Полезные ищем среди безделушек,
А в Древней Руси мастерили девчушек
Из лоскуточков, да ниток катушек.
Введение
Знание народных традиций тесно связанных с декоративно-прикладным искусством играет особую роль в развитии эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию культур других народов.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат нас видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд, передают нам представления народа о красоте, добре и зле.
В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Куклы всегда сопровождают человека, начиная с момента его рождения, и не важно, кто появляется на свет - мальчик или девочка. С куклой узнают о цвете, форме, объёме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь, является для хозяина его вторым я. С помощью куклы ребёнок запоминает название частей тела и лица, предметов одежды.
Цель работы: изучить историю возникновения кукол на Руси и выяснить значение обрядовых тряпичных кукол для детей.
Задачи:
- познакомиться с историей возникновения кукол на Руси;
- выяснить, какую роль выполняли обрядовые тряпичные куклы на Руси;
- познакомиться с технологией изготовления тряпичных кукол;
- обобщить полученные данные, сделать вывод.
Объект исследования: история куклы на Руси.
Предмет исследования: значение обрядовых тряпичных кукол для детей на Руси.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ результатов;
- обобщение выполненной работы;
- изготовление своих кукол.
История куклы
Точная дата появления первой куклы остается неизвестной. Точно можно сказать только то, что во времена язычников их вовсю использовали для самых разнообразных ритуалов. Игры с такими поделками не только разрешались, но и поощрялись взрослыми.
Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых – археологов, искусствоведов, - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Традиционных кукол объединяет одна интересная черта – у них нет лица. Почему наши предки оставляли лик игрушки абсолютно чистым? Все достаточно просто. На Руси бытовало поверье, что в куклу «без лица» не может вселиться нечистая сила, а значит, она не сможет нанести вред ни детям, ни взрослым. Были у древних игрушек и другие особенности.
- При изготовлении кукол мастерицы не использовали колющие и режущие предметы. Лоскут материи попросту отрывали от старой одежды или рулона ткани.
- Игрушкам не давали имен. Зато у них были свои названия, которые и определяли внешний вид куклы.
- Многим куклам нужен «наполнитель». Для этой цели наши предки использовали природные материалы: солому, зерна гречихи, сухую траву. Из лозы и бересты плели обувь для кукол, лукошки, шляпы и др.
- Мамы и бабушки шили кукол для девочек только до того времени, пока им не исполнится 5 лет. Потом малышки делали кукол сами, создавая собственные коллекции игрушек.
Виды традиционной русской куклы.
Кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от младенца. А
«играть» с этими куклами, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (вновь сделанные) становились первыми игрушками младенца. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным. Делались из остатков ткани или поношенной одежды матери (впитавшей её энергетику).
Для новорожденных матерью делалась кукла младенчик – пеленашка. Использовали ее прежде всего для защиты новорожденного, и изготавливали часто еще до появления младенца. Для куклы брали не новую, а уже использованную ткань. Ту, которая служила одеждой для матери и отца ребенка. Славяне верили, что так они передают кукле, а значит, и самому ребенку, силу родителей, это хранило родовую и генетическую память. Такую куклу укладывали в люльку за месяц до родов, чтобы Пеленашка освоилась в колыбели и обжила ее.
После рождения малыша эта Пеленашка находилась вместе с ним в люльке постоянно на протяжении нескольких месяцев, защищая его и принимая на себя внимание потусторонних духов. После крещения ребенка его душа уже не требовала такой охраны, и Пеленашка плавно переходила в разряд игровых кукол как для своего бывшего подопечного, так и для более взрослых детей. Несмотря на многочисленные встречи с нечистыми духами, Пеленашка не была чем-то заразным – она же не впитывала в себя негативную энергию, эта кукла была к ней просто невосприимчива. Поэтому с ней можно и нужно было играть, используя всю ее защитную силу.
Кукла Малышок-голышок является очень простой и
понятной куклой на первый взгляд. Действительно, ее можно сделать всего лишь из одного лоскута ткани, пучка ветоши и немного ниток. Изготавливали такую куклу быстро, на лету, чтобы помочь малышу отвлечься, придумать новую игру и позабыть обиду или боль от случайного падения. Особенностью этой куклы было то, что ей делали ноги, разделяя ткань на две части и обматывали нитками. Одежду данной кукле не делали, единственным обязательным атрибутом этой куклы был пояс, так как он служил сильным оберегом.
Малышок-голышок делается по образу человека.
Это означает то, что, помимо чисто игровых функций куклы для младенцев, она обладает более важным значением, которое становится понятным лишь тогда, когда она попадает в руки более старших детей, которые первым делом ее начинают одевать. А во что одевать? И оказалось, что Малышок-голышок у мальчиков моментально преображается в парня, а девочки легким движением руки превращают куклу в девушку. Вот так в детских играх приходит понимание того, что в определенное время все люди разделяются на мужчин и женщин со своими правами и обязанностями.
Кроме этого, кукла Малышок-голышок могла стать прообразом абсолютно любого персонажа, что давало возможность детям создавать кукол на основе реально существующих людей, или, что еще интереснее, придумывать что-то свое. Нужно было лишь взять одну фигурку и одеть ее по-своему. Вот так во многих домах наших предков появлялись целые компании игровых кукол, состоящих из многих десятков экземпляров.
Делая вывод, можно сказать, что каждая традиционная кукла несет определенную функцию и у каждой свой смысл. Кукла была помощницей нашим предкам и сопровождала их на протяжении всей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что традиционная кукла хранит в себе образ мышления наших предков. Раскрывает характер русского народа: скромность, трудолюбие, мудрость, доброта, любовь к семье. Изучая историю традиционной куклы можно почерпнуть информацию о многих традициях народа, о проведении праздников, о семейных обрядах, ведь кукла на Руси была помощником человека на протяжении всей его жизни. Также я сделала вывод о том, насколько серьезно наши предки подходили к изготовлению кукол, насколько важен каждый символ при изготовлении куклы и как сильно они верили в существование нечистой силы и злых духов.
Изучая собранный материал по теме «Традиционная кукла как символ сохранения русских традиций» я узнала историю возникновения русской традиционной куклы, как видоизменялась кукла со временем. Изучила разновидности и значение таких кукол. Проведя социологический опрос сделала выводы о том, что знают современные люди о традиционной русской кукле, как к ней относятся и хотят или иметь такую куклу в своем доме. Изучив технологию выполнения традиционной куклы, я сделала некоторых кукол.
Мы должны знать и уважать историю нашего народа. Также мы должны сохранять русские народные традиции, ведь в них заложена мудрость наших предков, которая дошла до нас из глубины веков. Традиционная кукла – малая часть нашей культуры. Изготавливая таких кукол, мы приобщаемся к народному культурному опыту. Храня таких кукол у себя дома или делая их в качестве подарка, мы способствуем сохранению культурного наследия.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования:
1. Изучение истории появления куклы на Руси.
2. Изучение разновидностей и значений традиционных кукол.
3. Опрос людей разного возраста о традиционных куклах.
4. Изучение технологии изготовления традиционной куклы.
5. Применение полученных знаний на практике, были решены.
Гипотеза о том, что, изучая историю традиционной куклы можно узнать о традициях наших предков и образе их мышления, подтвердилась.
Список литературы
- Дайн Г.Л. , Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология» ,изд. « Культура и традиции» Москва, 2008г.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - Москва «Астрель АСТ» 2002г.
- https://урок.рф/library_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)
мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" подготовительная группа ДОУ. Изготовление куклы Утешница. Воспитатель Битель Светлана Сергеевна.
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" . Знакомство с историей и видами кукол....
Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"
Цель: сформировать представление у воспитанников о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре ха...
Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"
Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...
Театральная кукла. Кукла- марионетка.
Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....
конспект классного часа "Куклы в Древней Руси"
Показана связь времён, знакомство с куклами Древней Руси, их роль в воспитании детей....