Доклад "Формирующее оценивание в условиях ФГОС НОО"
статья (2 класс)
Формирующее оценивание в условиях ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад Формирующее оценивание в условиях ФГОС НОО | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Формирующее оценивание в условиях требований обновленного Федерального государственного стандарта
- — Каждый школьный учитель оценивает своих учеников, и для этого у него есть самые разные инструменты. Оценочная процедура может быть итоговой, с ее помощью учитель контролирует, куда пришли его ученики, достигли ли они цели, заданной образовательным стандартом.
Есть и другой род оценивания, которое учитель проводит не для проверки, а чтобы понять, как изменить собственные действия и помочь каждому из учеников улучшить свои достижения. Этот тип оценивания, который отвечает на вопрос "как идут дела, что не так, и как сделать лучше?", называется формирующим.
Обычно в классе происходит и то, и другое. Итоговое оценивание помогает учителю понять, выполнил ли он свои обязательства, научен ребенок или нет, а формирующее оценивание помогает найти способ как помочь каждому ученику, улучшить его положение и сделать знания для него доступнее.
2.Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
3.Существует два подхода к вопросу оценивания:
Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Разница между ними в том, для чего используется информация.
Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание– это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание-эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
4.Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).
Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
5.Таким образом, формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации.
6. Чтобы начать внедрение какой – либо техники, необходимо:
Этапы введения техник внутриклассного оценивания:
- Поставить цель;
- Выбрать техники и приёмы;
- Провести оценивание;
- Проанализировать результаты;
- Представить результаты обучающимся.
- Техники формирующего оценивания
Недельные отчёты Листы самооценки
Портфолио Составление тестов
Техника недельных отчетов
8.Одной из таких техник является техника недельных отчетов. Недельные Отчёты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
− Чему я научился за эту неделю?
− Какие вопросы остались для меня неясными?
− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.
Читая отчёты, преподаватель может:
− Узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.
− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
Ограничения
Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом. Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.
9.Опросники самодиагностики
Ещё один инструмент формирующего оценивания
Они дают информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию из самоотчетов, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.
№ | Задания | Справился | Были затруднение | Не справился |
Еще одно преимущество этой формы состоит в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.
Таким образом, применение данных техник позволяет сделать оценивание - для обучения.
Оценивание необходимо рассматривать как механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
10.Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
- Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
- Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
- Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
- Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
11. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.
С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...
Методика оценивания деятельности учащихся в условиях ФГОС.
Способы и формы оценки достижений учащихся....
Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС
Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС...
Система оценивания первоклассников в условиях ФГОС
Данная презентация была подготовлена для выступления на педсовете. В ней отражены все основные формы и критерии оценивания первоклассников в условиях ФГОС....
Система оценивания учебных достижений первоклассников в условиях ФГОС
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Все формы оценивания являются ли...
Статья "Система оценивания в условиях ФГОС
О системах оценивания учащихся в начальных классах пв условиях ФГОС...