Доклад "Формирующее оценивание в условиях ФГОС НОО"
статья (2 класс)

Формирующее оценивание в условиях ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Формирующее оценивание в условиях требований обновленного Федерального государственного стандарта

  1. — Каждый школьный учитель оценивает своих учеников, и для этого у него есть самые разные инструменты. Оценочная процедура может быть итоговой, с ее помощью учитель контролирует, куда пришли его ученики, достигли ли они цели, заданной образовательным стандартом.

Есть и другой род оценивания, которое учитель проводит не для проверки, а чтобы понять, как изменить собственные действия и помочь каждому из учеников улучшить свои достижения. Этот тип оценивания, который отвечает на вопрос "как идут дела, что не так, и как сделать лучше?", называется формирующим.
Обычно в классе происходит и то, и другое. Итоговое оценивание помогает учителю понять, выполнил ли он свои обязательства, научен ребенок или нет, а формирующее оценивание помогает найти способ как помочь  каждому ученику, улучшить его положение и сделать знания для него доступнее.

2.Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

3.Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Разница между ними в том, для чего используется информация.

Если представить, что дети – цветы жизни, то  итоговое оценивание– это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание-эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

4.Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

 Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

5.Таким образом, формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе,  куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации.

 

6. Чтобы начать внедрение какой – либо техники, необходимо:

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

  1. Поставить цель;
  2.  Выбрать техники и приёмы;
  3. Провести оценивание;
  4. Проанализировать результаты;
  5.  Представить результаты обучающимся.

  1. Техники формирующего оценивания

Недельные отчёты                            Листы самооценки

 

                                         

Портфолио                                          Составление тестов

Техника недельных отчетов

        8.Одной из таких техник является техника недельных отчетов. Недельные Отчёты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

− Чему я научился за эту неделю?

− Какие вопросы остались для меня неясными?

− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.

Читая отчёты, преподаватель может:

− Узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.

− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.

− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

Ограничения

Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом. Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.

9.Опросники самодиагностики

Ещё один инструмент формирующего оценивания

Они дают информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию из самоотчетов, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.

Задания

Справился

Были затруднение

Не справился

Еще одно преимущество этой формы состоит в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.

Таким образом, применение данных техник позволяет сделать оценивание - для обучения.

Оценивание необходимо рассматривать как  механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

                 10.Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

11. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

Методика оценивания деятельности учащихся в условиях ФГОС.

Способы и формы оценки достижений учащихся....

Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС

Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС...

Система оценивания первоклассников в условиях ФГОС

Данная презентация была подготовлена для выступления на педсовете. В ней отражены все основные формы и критерии оценивания первоклассников в условиях ФГОС....

Система оценивания учебных достижений первоклассников в условиях ФГОС

В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Все формы оценивания являются ли...

Статья "Система оценивания в условиях ФГОС

О системах оценивания учащихся в начальных классах пв условиях ФГОС...