"Списывание текстов в начальной школе".
статья (1 класс)
Списывание текстов - это один из основных навыков, который дети должны освоить в начальной школе. Это не только помогает им научиться правильно писать, но и развивает их внимательность и концентрацию.
В учебниках по русскому языку ученикам часто предлагаются различные задания, такие как списывание текста, вставка пропущенных букв и выполнение других заданий с текстом. Ежедневно школьники выполняют подобные упражнения, а иногда проводится контрольное списывание для оценки их знаний.
Многие родители считают, что в учебниках слишком много заданий на переписывание. У детей устает рука от переписывания большого текста из учебника во время выполнения домашних заданий. Особенно это актуально для начальной школы. Родители не видят никакой пользы в таких упражнениях, считая это пустой тратой времени. Там, где можно выполнить все задания на одном предложении (подписать, подчеркнуть, выделить), зачем писать текст на пол страницы?
А тем временем дети допускают ошибки при списывании текста. Хорошисты и даже отличники вдруг получают двойку за контрольное списывание.
Когда дети начинают списывать тексты, они учатся читать и понимать прочитанное. Они также учатся различать буквы и звуки, что помогает им улучшить свою грамотность.
Кроме того, списывание текстов помогает детям развивать свои навыки письма. Они учатся правильно формировать предложения, использовать знаки препинания и другие элементы грамматики.
Что же такое списывание?
Списывание — это особый вид письменных упражнений, который используют при обучении технике письма и каллиграфии, а также для формирования природной грамотности.
Не сразу, конечно, а постепенно. Но заниматься переписыванием текстов очень полезно. Кроме того, переписывание текстов тренирует руку. Ребенок учится писать красиво и быстро. А это всё - важные навыки для записи лекций, начиная со средней школы и до конца университета. Но для того, чтобы переписывание текстов действительно приносило пользу, нужно заниматься им правильно.
Списыванию отводится решающая роль в освоении навыков правописания. Сам по себе навык списывания не разовьётся. Обучение списыванию начинается в школе под контролем педагога. После того как этот навык будет освоен, ребёнок может выполнять задания дома. Однако на начальных этапах обучения задавать списывание на дом не рекомендуется. Алгоритм списывания ещё не отработан, не автоматизирован, поэтому дети будут стараться его сократить и тем самым облегчить себе жизнь. Таким образом, сначала важно отработать технику списывания в классе, убедиться, что дети научились списывать. Только после этого учитель может задавать списывание на дом, выдав детям памятки для списывания и подробно проинструктировав родителей.
При списывании ребёнок прочитывает слово целиком и запоминает его. Таким образом, ученик развивает зрительную память.
• Опираясь на зрительную память при письме (в том числе и при других видах работ), он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
Этапы работы при списывании .Как начинать работу над списыванием.
I этап.
Списывание текста с проговариванием .Списывание начинается со слов. Если вы научите ребёнка списывать слова по правильному алгоритму, то при списывании предложений ошибок будет значительно меньше. Списывать ребёнок будет быстрее и легче. Списывать текст надо обязательно с проговариванием. Дети, которые молчат при списывании, допускают большее количество ошибок. Орфографическое проговаривание необходимо для грамотного письма. Известный методист П. С. Тоцкий писал: «Если слово повторять многократно, то движения органов речи останутся в памяти, они-то и решат на практике правописание слова». Чтобы накопить в памяти запас нужных речедвижений, необходимо выработать привычку к орфографическому чтению с 1-го класса.
Как объяснить детям, почему необходимо проговаривать то, что пишешь. Расскажите ребёнку, что если он не просто перепишет текст, а одновременно его ещё и проговорит, то он подключит все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Ученик запомнит правильное, грамотное написание слова и больше никогда в жизни не допустит в нём ошибку, если будет читать вслух, произнося чётко каждую букву, диктовать себе. Когда ребёнок будет снова писать это слово, даже уже не диктуя себе, то один из видов памяти «зацепит», как крючочек, другие, — и он отчётливо вспомнит, как надо писать, и даже не сможет написать иначе. Таким образом, ребёнок может приготовить себе превосходную подсказку. Он сейчас не просто списывает и проговаривает — он обязательно заработает многочисленные пятёрки.
II этап. Самопроверка.
Не менее важна вторая половина работы — самопроверка. Если всё сделано правильно, то ошибок не будет или их будет мало. Но если ошибки всё- таки есть, то не спешите сами их исправлять. Пусть ребёнок найдёт свои ошибки сам. • Не получается найти ошибку или ошибки во всём тексте? Поставьте галочку на полях, где есть слово с ошибкой. • Не удалось найти ошибку в строчке? Подчеркните слово с ошибкой. Пусть ребёнок сам найдёт ошибку в слове, сверяя все буквы и слоги с текстом в книге. • Не удаётся найти ошибку в отдельно взятом слове? Попросите ребёнка прочесть написанное слово. Потом взрослый вновь (уже как образец для проверки) произносит это же слово, делая акцент на том звуке, букве, которого при письме была пропущена или неверно написана. Ребёнок на слух «добирается до ошибки» и исправляет её. Эту работу полезно дополнить «устным» списыванием.
Виды работ «устного» списывания
1. Списывание по отдельным словам. Ребёнок в течение 1–2 минут орфографически вслух читает слова, пытаясь запомнить, как они пишутся. Затем взрослый просит ребёнка произнести любое прочитанное слово так, как он его напишет.
2. Списывание по словам в контексте. Ребёнок в течение 1–2 минут орфографически вслух читает художественный текст, пытаясь запомнить, как пишутся слова. Затем взрослый просит ребёнка произнести любое прочитанное слово так, как он его напишет.
3. Списывание по предложениям. Ребёнок в течение 1–2 минут орфографически вслух читает художественный текст, стараясь запомнить, как пишется каждое предложение. Затем взрослый просит ребёнка произнести любое прочитанное предложение так, как он его напишет.
Как часто бывают ошибки при списывании и какие?
Если в начальной школе не научить детей правильно списывать, то в средней школе они будут допускать ошибки при письме. Редкие классы пишут контрольное списывание безошибочно. Чаще ошибки минимум у половины класса. В сильных классах — ошибки у трети класса. Даже диктанты ученики пишут с большим успехом. Самые типичные ошибки при списывании — пропуск букв и слов, замена букв и небрежное письмо. Орфографические ошибки тоже занимают «почётные места» — поэтому поиску орфограмм и орфографическому проговариванию текста при списывании отводится большая роль. Почему при списывании так часты ошибки .Дело в том, что ошибки во время списывания часто возникают оттого, что ребёнок не списывает, а пишет свой собственный диктант. Ученик просто диктует себе слова, которые прочитал. То есть ребёнок пишет их не так, как они написаны в книге, а так, как слова звучат. Ребёнок читает «каза», и так это слово сам себе и диктует. По алгоритму надо обязательно сверить написание с текстом, но снова в учебник смотреть лень, да и слово знакомое. И ребёнок пишет под свою диктовку, допуская ошибку. До начала списывания скажите ребёнку, что есть три главных хитрости, чтобы в работе ошибок не было:
• диктуй себе слова только так, как написано;
• при письме шёпотом проговаривай по слогам каждое слово;
• не ленись сверять написанное тобой с изначальным текстом.
Ребёнок списывает, соблюдая все алгоритмы, но всё равно ошибок много. Каковы причины? Что делать?
1. Ребёнок пытается прочитать и запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
2. У ребёнка не очень хорошая зрительная память. Читая про себя, ему сложно запомнить слова. Обязательно следите, чтобы ребёнок проговаривал вслух и то, что читает, и то, что пишет.
3. Ученик не может запомнить даже несколько букв? Обратитесь к памяткам «Списываем буквы», «Списываем слоги», «Списываем слова» Начните списывать побуквенно. Одновременно целенаправленно займитесь развитием памяти и внимания.
4. Часто дети пропускают знаки препинания. Тогда их надо тоже проговаривать вслух: «запятая», «точка».
5. Бывает, что дети пропускают при списывании Ь и Ъ. Тогда их надо тоже проговаривать: «пишу твёрдый знак», «пишу мягкий знак».
4. Проверяйте свою работу. После того, как вы закончили списывание текста, проверьте его на наличие ошибок.
5. Практикуйтесь регулярно. Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше вы будете списывать тексты без ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Списывание текстов в начальной школе.
Списывание текстов - это один из основных навыков, который дети должны освоить в начальной школе. Это не только помогает им научиться правильно писать, но и развивает их внимательность и концентрацию.
В учебниках по русскому языку ученикам часто предлагаются различные задания, такие как списывание текста, вставка пропущенных букв и выполнение других заданий с текстом. Ежедневно школьники выполняют подобные упражнения, а иногда проводится контрольное списывание для оценки их знаний.
Многие родители считают, что в учебниках слишком много заданий на переписывание. У детей устает рука от переписывания большого текста из учебника во время выполнения домашних заданий. Особенно это актуально для начальной школы. Родители не видят никакой пользы в таких упражнениях, считая это пустой тратой времени. Там, где можно выполнить все задания на одном предложении (подписать, подчеркнуть, выделить), зачем писать текст на пол страницы?
А тем временем дети допускают ошибки при списывании текста. Хорошисты и даже отличники вдруг получают двойку за контрольное списывание.
Когда дети начинают списывать тексты, они учатся читать и понимать прочитанное. Они также учатся различать буквы и звуки, что помогает им улучшить свою грамотность.
Кроме того, списывание текстов помогает детям развивать свои навыки письма. Они учатся правильно формировать предложения, использовать знаки препинания и другие элементы грамматики.
Что же такое списывание?
Списывание — это особый вид письменных упражнений, который используют при обучении технике письма и каллиграфии, а также для формирования природной грамотности.
Не сразу, конечно, а постепенно. Но заниматься переписыванием текстов очень полезно. Кроме того, переписывание текстов тренирует руку. Ребенок учится писать красиво и быстро. А это всё - важные навыки для записи лекций, начиная со средней школы и до конца университета. Но для того, чтобы переписывание текстов действительно приносило пользу, нужно заниматься им правильно.
Списыванию отводится решающая роль в освоении навыков правописания. Сам по себе навык списывания не разовьётся. Обучение списыванию начинается в школе под контролем педагога. После того как этот навык будет освоен, ребёнок может выполнять задания дома. Однако на начальных этапах обучения задавать списывание на дом не рекомендуется. Алгоритм списывания ещё не отработан, не автоматизирован, поэтому дети будут стараться его сократить и тем самым облегчить себе жизнь. Таким образом, сначала важно отработать технику списывания в классе, убедиться, что дети научились списывать. Только после этого учитель может задавать списывание на дом, выдав детям памятки для списывания и подробно проинструктировав родителей.
При списывании ребёнок прочитывает слово целиком и запоминает его. Таким образом, ученик развивает зрительную память.
• Опираясь на зрительную память при письме (в том числе и при других видах работ), он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
Этапы работы при списывании .Как начинать работу над списыванием.
I этап.
Списывание текста с проговариванием .Списывание начинается со слов. Если вы научите ребёнка списывать слова по правильному алгоритму, то при списывании предложений ошибок будет значительно меньше. Списывать ребёнок будет быстрее и легче. Списывать текст надо обязательно с проговариванием. Дети, которые молчат при списывании, допускают большее количество ошибок. Орфографическое проговаривание необходимо для грамотного письма. Известный методист П. С. Тоцкий писал: «Если слово повторять многократно, то движения органов речи останутся в памяти, они-то и решат на практике правописание слова». Чтобы накопить в памяти запас нужных речедвижений, необходимо выработать привычку к орфографическому чтению с 1-го класса.
Как объяснить детям, почему необходимо проговаривать то, что пишешь. Расскажите ребёнку, что если он не просто перепишет текст, а одновременно его ещё и проговорит, то он подключит все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Ученик запомнит правильное, грамотное написание слова и больше никогда в жизни не допустит в нём ошибку, если будет читать вслух, произнося чётко каждую букву, диктовать себе. Когда ребёнок будет снова писать это слово, даже уже не диктуя себе, то один из видов памяти «зацепит», как крючочек, другие, — и он отчётливо вспомнит, как надо писать, и даже не сможет написать иначе. Таким образом, ребёнок может приготовить себе превосходную подсказку. Он сейчас не просто списывает и проговаривает — он обязательно заработает многочисленные пятёрки.
II этап. Самопроверка.
Не менее важна вторая половина работы — самопроверка. Если всё сделано правильно, то ошибок не будет или их будет мало. Но если ошибки всё- таки есть, то не спешите сами их исправлять. Пусть ребёнок найдёт свои ошибки сам. • Не получается найти ошибку или ошибки во всём тексте? Поставьте галочку на полях, где есть слово с ошибкой. • Не удалось найти ошибку в строчке? Подчеркните слово с ошибкой. Пусть ребёнок сам найдёт ошибку в слове, сверяя все буквы и слоги с текстом в книге. • Не удаётся найти ошибку в отдельно взятом слове? Попросите ребёнка прочесть написанное слово. Потом взрослый вновь (уже как образец для проверки) произносит это же слово, делая акцент на том звуке, букве, которого при письме была пропущена или неверно написана. Ребёнок на слух «добирается до ошибки» и исправляет её. Эту работу полезно дополнить «устным» списыванием.
Виды работ «устного» списывания
1. Списывание по отдельным словам. Ребёнок в течение 1–2 минут орфографически вслух читает слова, пытаясь запомнить, как они пишутся. Затем взрослый просит ребёнка произнести любое прочитанное слово так, как он его напишет.
2. Списывание по словам в контексте. Ребёнок в течение 1–2 минут орфографически вслух читает художественный текст, пытаясь запомнить, как пишутся слова. Затем взрослый просит ребёнка произнести любое прочитанное слово так, как он его напишет.
3. Списывание по предложениям. Ребёнок в течение 1–2 минут орфографически вслух читает художественный текст, стараясь запомнить, как пишется каждое предложение. Затем взрослый просит ребёнка произнести любое прочитанное предложение так, как он его напишет.
Как часто бывают ошибки при списывании и какие?
Если в начальной школе не научить детей правильно списывать, то в средней школе они будут допускать ошибки при письме. Редкие классы пишут контрольное списывание безошибочно. Чаще ошибки минимум у половины класса. В сильных классах — ошибки у трети класса. Даже диктанты ученики пишут с большим успехом. Самые типичные ошибки при списывании — пропуск букв и слов, замена букв и небрежное письмо. Орфографические ошибки тоже занимают «почётные места» — поэтому поиску орфограмм и орфографическому проговариванию текста при списывании отводится большая роль. Почему при списывании так часты ошибки .Дело в том, что ошибки во время списывания часто возникают оттого, что ребёнок не списывает, а пишет свой собственный диктант. Ученик просто диктует себе слова, которые прочитал. То есть ребёнок пишет их не так, как они написаны в книге, а так, как слова звучат. Ребёнок читает «каза», и так это слово сам себе и диктует. По алгоритму надо обязательно сверить написание с текстом, но снова в учебник смотреть лень, да и слово знакомое. И ребёнок пишет под свою диктовку, допуская ошибку. До начала списывания скажите ребёнку, что есть три главных хитрости, чтобы в работе ошибок не было:
• диктуй себе слова только так, как написано;
• при письме шёпотом проговаривай по слогам каждое слово;
• не ленись сверять написанное тобой с изначальным текстом.
Ребёнок списывает, соблюдая все алгоритмы, но всё равно ошибок много. Каковы причины? Что делать?
1. Ребёнок пытается прочитать и запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
2. У ребёнка не очень хорошая зрительная память. Читая про себя, ему сложно запомнить слова. Обязательно следите, чтобы ребёнок проговаривал вслух и то, что читает, и то, что пишет.
3. Ученик не может запомнить даже несколько букв? Обратитесь к памяткам «Списываем буквы», «Списываем слоги», «Списываем слова» Начните списывать побуквенно. Одновременно целенаправленно займитесь развитием памяти и внимания.
4. Часто дети пропускают знаки препинания. Тогда их надо тоже проговаривать вслух: «запятая», «точка».
5. Бывает, что дети пропускают при списывании Ь и Ъ. Тогда их надо тоже проговаривать: «пишу твёрдый знак», «пишу мягкий знак».
4. Проверяйте свою работу. После того, как вы закончили списывание текста, проверьте его на наличие ошибок.
5. Практикуйтесь регулярно. Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше вы будете списывать тексты без ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....
Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.
Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...
Современные подходы к работе с текстом в начальной школе
Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...
Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс
Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...
Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формир...