Обобщение опыта
материал (4 класс)
Я начала свою работу по теме самообразования «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности» с первого класса. 2020года
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.
Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.
Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Диапазон опыта. Исследования проводила со всем классом и индивидуально в процессе основных учебных занятий, на занятиях кружка или во внеклассной работе. Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_moya_rabota.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО «Судогодский район»
ТЕМА:
«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности»
Автор опыта:
Мосалева Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Вяткинская СОШ»
Вяткино
2023 г.
Обобщение опыта
Мосалева Татьяна Ивановна
1. Сведения об авторе опыта.
Ф.И.О.: Мосалева Татьяна Ивановна
Место работы: МБОУ «Вяткинская СОШ»
Педагогический стаж: 11лет 11 месяцев
Специальность: учитель начальных классов
Контактный телефон:89045900790
Электронный адрес: mosalewa.ti@voschool.ru
Я начала свою работу по теме самообразования «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности» с первого класса. 2020года
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.
Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.
Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Диапазон опыта. Исследования проводила со всем классом и индивидуально в процессе основных учебных занятий, на занятиях кружка или во внеклассной работе. Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.
Длительность работы над опытом.
I этап. 2020-2021 г Теоретический.
1. Изучение литературы.
2. Пробные исследования, анализ результатов
Изучив научную и методическую литературу по этой проблеме, в которой в основном освещалась работа с учениками старших классов, я решила применить это на своей практике при работе с обучающимися начальных классов.
II этап. 2021-2022г Теоретико-практический
- Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности во внеурочной время
- Изучение теоретического материала по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках
- Организация пробных исследований на уроках, анализ результатов
III этап 2022-2024 Практический
- Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
Описание опыта
Цели и задачи работы
Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
- Организовать работу с классом в урочное время с привлечением занятий внеурочной деятельности по данной теме.
- Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
- Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.
- Формировать опыт сотрудничества.
- Воспитывать коммуникативные качества.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Основные этапы
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
- Подготовка и защита презентации;
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.
В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
- индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
- коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.
В практике используются следующие виды самостоятельных работ учащихся : доклады, рефераты, учебные исследования и проекты.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательства.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности: проведение каких-то опытов, собственные наблюдения, выводы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт.
Таким образом, рассматривая исследование и проектирование с точки зрения продукта деятельности, можно констатировать, что проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт (изделие, модель, информационный справочник), а в исследовании таковой продукт совсем необязателен.
Организация проектно-исследовательской деятельности
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала со знакомства с результатами проведения диагностики по изучению интересов и склонностей моих первоклашек. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
В 2021-2022 учебном году изучила теоретический материал по вопросу «Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе», где основное внимание уделила методам и приемам индивидуальной работы по развитию способностей учащихся.
В 2022-2023уч.году Во 2 классе провела урок по теме «Люблю природу русскую. Весна». а этом занятии мои второклассники создали коллективный проект «Книжка-малышка» со стихами собственного сочинения .
В 3 классе на уроке литературного чтения по теме «Обобщение по разделу «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» использовала задания для развития творческих способной при работе с жанрами Устного народного творчества. Учащиеся не только анализировали готовые пословицы, но пробовали создавать свои.
В 2023-2024учебном году я работала по теме «Проблемное изучение материала на уроках окружающего мира.»
В течении года я изучила теоретический материал по данной проблеме. Разработала и провела несколько уроков: «Температура и термометр. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра», «Экология и экономика», «Для чего нужна экономика»
Тема по самообразованию «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира» стала логическим продолжение предыдущей темы. Мои третьеклассники уже освоившие методы изучения окружающего мира и работу с различными источниками информации с интересом проводили исследования по теме «Перепела. Содержание, кормление, разведение», «Условия проращивания фасоли»
В 2023-2024уч.году я продолжила развивать у своих учащихся исследовательские умения и навыки: на уроках математики
на уроках технологии
За годы работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника» сформировалась моя позиция как учителя:
1 .Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности)
2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации
Не секрет, что далеко не все дети класса стремятся , имеют возможности и способности к такой серьёзной длительной работе. Чтобы такие ученики не остались в стороне от данной деятельности, я привлекаю их внимание к наиболее интересным проектно- исследовательским работам одноклассников и включаю их в работу над проблемой на отдельных этапах выполнения проекта.
Но свобода выбора темы для занятия учеником значительно расширяется. Каждый из них может попробовать свои силы и в исследовании проблемы, и в создании собственного поэтического произведения, и в оформительской деятельности и т.д. Для того, что научить исследовать тему с разных сторон, я иногда предлагаю своим почемучкам на выбор одну из предложенных тем. Например: «Кошки.», «Космос.», « Жилище человека»
Каждый из « почемучек» готовит работу по данной теме . Затем защищает её на. Дети обмениваются мнениями, отмечают , понравившиеся им моменты, применяют опыт коллег «исследователей». Обязательно детские работы демонстрируются на выставках как в классе, так и в школе, а также в форме презентаций среди одноклассников и учащихся параллельных классов во время классных часов, внеурочных занятий по предмету и т.д. .
Ведь каждый ребёнок должен испытывать удовольствие от своего труда и успешность .
Результативность опыта
Начиная работу по проблеме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников», я ставила перед собой следующие цели:
1)Выявление детской одарённости.
2)Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.
3)Развитие способности к созидательной деятельности.
4)Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.
Планомерную работу вела на протяжении 4 лет. Результаты показали успешность применяемых мною методов работы. Изменяется роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Проектная деятельность помогает ребёнку в саморазвитии и самореализации, активизирует познавательную и творческую активность, формирует положительные личностные качества.
Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад,. Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы , которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Я ставлю перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.
Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках «Природа и человек». Это уроки - исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов.
Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении пяти лет в нашей школе работает клуб «Я - исследователь». Занятия проходят один раз в неделю, с первого класса. Планирование курса происходит совместно с детьми и родителями.
Устное анкетирование позволяет выделить мне интересы моих учеников. В первом классе занятия носят пассивный характер (сама рассказываю детям о том, почему идет снег, как светят звезды и многое другое), а во втором классе получение знаний идет методом поиска – исследования.
Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.
Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования. Включение младших школьников в исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации. Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей.
В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
7. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.
В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.
Созданный мной кружок «Проект» стал важной частью жизни класса и родителей. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители В 2015-2016 учебном году мои ребята очень активно приняли участие в исследовательских конкурсах.
Все проекты и исследовательские работы дети защитили на школьной конференции.
Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы.
8. Заключение.
Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения.
Работа кружка «Я – исследователь» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания.
Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
Всегда в делах, всегда в заботах.
Учить детей – моя работа.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...