Методическая разработка родительского собрания «Знакомство с родителями будущих первоклассников».
методическая разработка (1 класс)
Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи
- Познакомить родителей друг с другом.
- Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 413.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания
«Знакомство с родителями будущих первоклассников».
Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи
- Познакомить родителей друг с другом.
- Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
- Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорите для ваших соседей по столу как вас зовут и улыбнитесь друг другу.
- Очень хорошо. Немного познакомились. Теперь позвольте немного рассказать о себе. (Учитель рассказывает о себе, своих увлечениях.)
- С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.
Вы уже получили много советов по воспитанию ребенка. Сейчас поговорим о готовности ребенка к школьному обучению.
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.
Тест для родителей.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5.Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6.Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Психологические особенности учащихся 1 класса
Ребенок на пороге новой жизни. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни. В этот период меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Став школьником, ребенок оказывается на «первой ступени общественного положения». Он уже не маленький ребенок, он – школьник. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно новое положение.
Адаптация первоклассника к школе. Поступление в школу для первоклассника – это новая деятельность, новые отношения, новые переживания. Это новое социальное пространство, целая система новых требований и правил, которыми теперь определяется жизнь школьника.
Нормы и правила, предъявляемые первокласснику школой, новы и непривычны для него, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он может длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих- растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения начальным этапом учебной деятельности, помощи и поддержки со стороны окружающих его взрослых.
Особенности психического развития первоклассников. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятий, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены.
Первоклассники особенно легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработке материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит. Что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью (в связи с возр. особ.). Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Взрослые должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.
Первоклассники, уже перешагнувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем 6-летние школьники. Поэтому 7-летние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством воспитывающих и обучающих его взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
До школы еще месяц. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
МАТЕМАТИКА
Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
ЧТЕНИЕ
К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Что бы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:
Для вас небольшая памятка от ребенка:
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах.
Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.
Памятка для родителей будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
- Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса, с режимом школы;
УМК «Школа России» для 1 класса включает в себя завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. Обучение грамоте
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Обучение письму
Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.
Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.
Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В. (Учебники могут использоваться в составе системы «Перспектива»).
Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
Все учебники есть в школе, тетради приобретём.
Форма организации обучения.
В 1 классе пятидневная учебная неделя. Ребята учатся с понедельника по пятницу.
Согласно санитарным нормам и правилам, первоклассники должны проводить за занятиями не более 21 часа в неделю при пятидневной учебной неделе.
Учебные нагрузки по четвертям распределяются следующим образом:
- в первой четверти — три урока в день по 35 минут без внеурочной деятельности;
- начиная со второй четверти — четыре урока в день четыре дня и один день — пять уроков за счёт физкультуры + внеурочная деятельность.
Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели;
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 5 часов в неделю. (Спортивно-оздоровительное, эстетическое, духовно-нравственное, общекультурное, интеллектуальное направления и др.)
Питание в нашей школе организовано таким образом: после второго урока кушают учащиеся 1 классов организованно, бесплатное + молоко+ фрукты, сок….
В 1 классе безотметочное обучение, то есть не ждите отметок от своих детишек. В 1 классе основой упор делается на приобретение учебных навыков. Словесную оценку пока никто не отменял, система поощрений тоже присутствует в первом классе, так что без внимания не останется ни один ребенок.
- Родители выбирают родительский комитет;
- Идет разговор о школьной форме ;
Экипировка будущего первоклассника.
Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – какие школьные принадлежности необходимы для ребёнка.
1. Школьная форма. Давайте сейчас ее обсудим.
2. Не менее важно подобрать обувь ребёнку. Сменная обувь – нет кроссовкам или резиновой обуви. Они применимы только по прямому назначению (спорт). Длительное их ношение приводит к повышенной потливости ног. Для сменной обуви приобретается специальная сумочка или мешочек.
3. В чём носить школьные принадлежности? Наш совет – ранец. Он позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, освобождает руки. Лучше выбирать лёгкие, прочные, морозоустойчивые (не затвердел чтобы и не потрескался), с водоотталкивающей пропиткой или покрытием. Задняя стенка плотная, хорошо прилегает к спине, «держит» позвоночник. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина 3,5-4см.
4. Пенал – некруглый, не железный. В нём:
● 2 обычные шариковые ручки,
● набор цветных шариковых ручек,
● 2 остро отточенных простых карандаша ТМ,
● цветные карандаши,
● ластик (стиральная резинка)
● точилка.
5. Тетради: в косую линию в мелкую клетку с полями.
6. Деревянная линейка (20 – 25 см)
7. Ножницы с тупыми краями, но режущие.
8. Клей-карандаш.
9. Альбом для рисования, стакан непроливайка .
10. Цветная бумага (А 4).
11. Цветной картон (А 4).
12. Пластилин.
13. Краски акварельные медовые – 12 цветов. Гуашь – 6 цветов.
14. Кисти – широкая, средняя, узкая.
15. Клеенка для парты.
16. Папка для технологии и папка для ИЗО (прочная, на застёжке).
17. Обложки для учебников и тетрадей.
18. Папка для тетрадей.
19. Спортивная форма (для зала – белая футболка, темные шорты, для улицы – спортивный костюм, обувь на резиновой подошве).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания по теме «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»
На данном родительском собрании необходимо подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей. Показать родителям необходимость выполнения режима дня. Убедить родителей ...
Родительское собрание "Знакомство с родителями будущих первоклассников"
Родительское собрание проводиться в мае, как ознакомление учителя с родителями будущих первоклассников....
Методические разработки "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"
Рекомендации для родителей будущих первоклассников.Как помочь ребенку преодолеть застенчивость в социальной среде.Тест готов ли ребенок к школе....
Методический материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников
Материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников по п"рограмме " Преемственность между детским садом и начальной школой...
Родительское собрание "Первое родительское собрание. Знакомство с родителями"
На данном родительском собрании учитель знаомится с родителями учащихся, знакомит со своей целью и задачами работы с классом....
Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.
Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....
Методическая разработка. Собрание родителей будущих первоклассников.
Методическая разработка. Собрание родителей будущих певоклассников....