Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета знаний"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_na_otpravku.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружка «Планета знаний»
для обучающихся 4 «В» класса
направление – занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся
Возраст обучающихся – 9-10 лет
Срок реализации – 1 год
учитель начальных классов
«Принято»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от « 30 » августа 2023 г.
г. Саратов
2023 - 2024 учебный год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год разработан для начальных классов в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:
∙ Приказ Минпросвещения России от № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России № 64100) - ;
∙ Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;.
∙ №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
∙ Письмо Минпросвещения России от г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
∙ Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – ;
∙ План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год начального общего образования (ФГОС) для 1-4 классов МОУ СОШ № 61».
Рабочая программа составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от г. -Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Программа курса внеурочной деятельности «Планета знаний» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Общий объем программы за учебный год – 67 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут.
Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Задачи программы:
1 воспитание коммуникативной культуры школьников;
2 выявление и поддержка одаренных учащихся;
3 развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
4 закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
5 развитие устной и письменной связной речи учащихся;
6 развитие индивидуальных способностей учащихся;
7 создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
8 обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Программа «Планета знаний» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Курс «Планета знаний» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 9 - 10 лет. Состав группы постоянный, до 25 человек.
Связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». Основные виды деятельности на занятиях кружка: игровая, познавательная. Разделы, составляющие программу, повторяются каждый год обучения и построены по принципу «от простого к сложному».
Главной задачей обучения детей по программе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день тричетыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Вид программы - модифицированная. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | ||
2 |
| ||
3 | Эти забавные животные. Познавательная игра. | ||
4 | Познавательный час «Тело человека». | ||
5 | Подготовка к мини-проекту «Моя родословная». | ||
6 | Защита проектов «Моя родословная». | ||
7 | Хищные и растительноядные животные. | ||
8 | Животные степей. | ||
9 | Животные, исчезнувшие по вине человека. | ||
10 | Насекомые – опылители и вредители сельскохозяйственных культур. | ||
11 | Викторина на экологическую тему «Мир вокруг нас». | ||
12 | Задачи на нажождение цены, количества, стоимости. Как возникли деньги. | ||
13 | Старинные меры измерений. Длина (локоть, сажень, пядь, ладонь). | ||
14 | Старинные меры измерений. Масса. Исследовательская работа «Съесть пуд соли». | ||
15 | «Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. | ||
16 | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | ||
17 | Понятие о графах. | ||
18 | Шарады. Ребусы. Составление анаграмм. | ||
19 | Олимпиадные задания «Правдивые и ложные высказывания». | ||
20 | Доли, дроби и проценты. Из истории. | ||
21 | Система координат и игра «Морской бой». | ||
22 | Плоскостные и объемные геометрические фигуры. Построение развёрток. | ||
23 | Решение занимательных задач « В сундук за арифметикой». | ||
24 | Формулы в матемиатике и других науках. Латиснкий алфавит и его использование в математике. | ||
25 | Итоговый турнир смекалистых. | ||
26 | Интегрированный: логика в русском языке. | ||
27 | Словесные раскопки. История возникновения слов. | ||
28 | Язык и логика. Фразеологизмы. | ||
29 |
| ||
30 | Язык и логика. Речевые ошибки. | ||
31 | «По следам событий». Сочинения-миниатюры. | ||
32 | Язык и логика. Пословицы. | ||
33 | Познавательный час «Чудесные превращения слов». | ||
34 | Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи. | ||
35 | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | ||
36 | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад. | ||
37 | Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси? | ||
38 | Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка). | ||
39 | Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. | ||
40 | Что означают названия материков, частей света. | ||
41 | Тест «Язык и логика». | ||
42 | Работа над ошибками. | ||
43 | Образное сравнение. | ||
44 | Синонимы. Многозначность. | ||
45 |
| ||
46 | «Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра. | ||
47 | «Рождается внезапная строка». Речетворческий тренинг. | ||
48 | Познавательный час «Как написать сочинение». | ||
49 | Работа над ошибками. | ||
50 | Страницы старины седой. Былинные герои. | ||
51 | Мифы народов мира. О богах и героях. | ||
52 | Русские писатели-сказочники. Исторические корни сказок. | ||
53 | Книги о детях и для детей. Игра «Автор, я тебя знаю!» | ||
54 | Познавательный час «Русские баснописцы». | ||
55 | Познавательный час «Дети - герои книг писателей 19 века». | ||
56 | Родные писатели и поэты. Стихи о Родине и родной природе. | ||
57 | Книги-сборники поэтов и писателей. | ||
58 | Поэтический калейдоскоп. | ||
59 | Можно ли сломать язык? Знакомство со словарем С.И.Ожегова | ||
60 | Литературный кроссворд. | ||
61 | Игра на внимание «Вставь нужное слово». | ||
62 | Познавательный час «В космическом пространстве». Подготовка к защите мини-проекта. | ||
63 | Защита проктов «Космос сегодня». | ||
64 | Познавательный час «Гордимся героями – земляками». | ||
65 | Подготовка к проекту «Мои знамениты земляки». | ||
66 | «Мои знаменитые земляки». Минипроект. | ||
67 | Подведение итогов занятий кружка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир знаний"
Направленность программы — научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает ус...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «ДОРОГОЮ ЗНАНИЙ», 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою знаний» для 1 классов разработана на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт н...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»
Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским пр...