Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения»
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для разновозрастной группы учащихся и воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/___________ Протокол № _ от «_____» __________. | «Согласовано» Зам. директора по ВР ________/____________ | «Утверждаю» Приказ от _______ №____ О Директор НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» ______________________ |
Дополнительная образовательная программа
«Юные инспекторы дорожного движения»
Возраст детей: разновозрастная группа 5 – 10 лет.
Срок реализации: 1 год.
ФИО педагога: Жукова Елена Сергеевна, учитель
высшая квалификационная категория
п. Сентябрьский
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для разновозрастной группы учащихся и воспитанников в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Примерная программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» под редакцией В.А. Горского(для учащихся начальной школы);
Авторская программа «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой (для учащихся начальной школы);
Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения Баряевой Л. Б., Жевнеровой В. Л. «Азбука дорожного движения».
В программе «Юные инспекторы дорожного движения» особое внимание уделяется совершенствованию профилактической работы, поиску новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, формированию грамотного участника и убеждённого пропагандиста правил дорожного движения.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребёнку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Актуальность
Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.
Движение ЮИД (юные инспектора движения) это направление актуально и востребовано для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотраспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия.
Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения»
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
- данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
- правила-обязанности пешеходов и пассажиров адаптированы к пониманию и усвоению их детьми;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
- раскрыты организация и содержание учебно-воспитательного процесса с воспитанниками дошкольного отделения и учащимися начальной школы.
Теоретические занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного опыта.
Практические занятия по программе связаны с использованием игровых технологий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
Задачи:
Образовательные
- повысить у детей уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь детям усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
- оказать содействие ученикам в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие
- развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
- воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- вырабатывать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые и дидактические игры.
Контингент обучаемых: дети дошкольного и младшего школьного возраста. (5-10 лет.)
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий: работа кружка «Юные инспекторы дорожного движения» рассчитана на 34 часа за учебный год, 1 раз в неделю, продолжительностью для воспитанников до 25 минут, для учениковдо 45 минут. Занятия проходят в кабинете с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Планируемые результаты:
В результате обучения, по данной программе учащиеся и воспитанники должны знать: историю возникновения ПДД, историю развития детского объединения ЮИД; безопасный путь из дома до образовательного учреждения, дорожные знаки; сигналы светофора; виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.
Дети должны уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию. Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
Ожидаемые результаты у воспитанников:
Образовательные:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательные:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальные:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
- о работе полицейского-регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания.
Ожидаемые результатыу учеников:
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способы определения результативности:
В числе используемых для оценивания средств и способов оценки результатов используются следующие формы:
- анализ продукта деятельности,
- педагогическое наблюдение.
Форма подведения итогов:
Проверку знаний и умений детей по ПДД в конце учебного года рекомендуется проводить в форме диагностики у воспитанников, в форме тестов у учеников.
Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
Участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, акциях.
Учебно-тематический план (34 часа)
№ темы | Раздел, тема | Количество часов | ||
теория | практика | |||
Введение. 1 час. | ||||
1 | Вводное занятие «Дорожная этика». | 1 | 0 | |
Дорога в образовательное учреждение и домой. 4 часов. | ||||
2 | Безопасность на улице.Наиболее безопасный путь в ОУ и домой. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Предвидение опасности. | 0,5 | 0,5 | |
4 | Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. Акция «Внимание дети! | 0,5 | 0,5 | |
5 | Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 0 | 1 | |
Дорога и её составные части. 4 часа. | ||||
6 | Как устроена дорога. Её составные части. Акция «Дети и ГИБДД – за соблюдение ПДД» | 0,5 | 0,5 | |
7 | Новое об улицах, дорогах. Виды дорог. Правила перехода дороги в городе. | 0,5 | 0,5 | |
8 | Загородная дорога и её составные части. Правила перехода дороги. | 0,5 | 0,5 | |
9 | Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 0 | 1 | |
Пешеход, водитель, пассажир. 4 часа. | ||||
10 | Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. «Неделя памяти жертв ДТП» | 0,5 | 0,5 | |
11 | Обязанности пешеходов и пассажиров. Акция «Проведи диагональ безопасности – пристегнись» | 0,5 | 0,5 | |
12 | Практическое занятие «Мы – пассажиры»». | 0 | 1 | |
13 | Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 0 | 1 | |
Транспорт. 5 часов. | ||||
14 | История появления автомобиля и Правил дорожного движения. | 0,5 | 0.5 | |
15 | Что такое транспорт. Виды транспорта. Акция «По зимней дороге – без происшествий». | 0,5 | 0,5 | |
16 | Знакомство с транспортом города.Правила поведения в транспорте и на посадочных площадках. | 0,5 | 0,5 | |
17 | Элементарные правила движения на велосипеде. | 0,5 | 0,5 | |
18 | Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Акция «Дети Югры за автокресло» | 0 | 1 | |
Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. 4 часа. | ||||
19 | Почему дети попадают в дорожные аварии.Правила безопасного перехода улиц и дорог. | 0,5 | 0,5 | |
20 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Акция «Твой свет безопасности» | 0,5 | 0.5 | |
21 | Движение по тротуару в группе. | 0,5 | 0,5 | |
22 | Где можно и где нельзя играть. | 0,5 | 0,5 | |
Регулирование дорожного движения. 4 часа. | ||||
23 | Новое о светофоре и его сигналах. Виды светофоров. | 0,5 | 0,5 | |
24 | Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Акция «Весенний вектор безопасности» | 0,5 | 0,5 | |
25 | Практическое занятие «Я знаю светофор». | 0 | 1 | |
26 | Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 0 | 1 | |
Дорожные знаки. 6 часов. | ||||
27 | Новое о дорожных знаках.Виды дорожных знаков. | 0,5 | 0,5 | |
28 | Знаки «Пешеходная дорожка» и «Движение пешеходов запрещено».Знак «Перекресток» и правила его перехода. | 0,5 | 0,5 | |
29 | Что такое пешеходный переход. Виды переходов. | 0,5 | 0,5 | |
30 | Акция «Нам не всё равно» | 0,5 | 0,5 | |
31 | Практическое занятие «Я и пешеходный переход». | 0 | 1 | |
32 | Акция «Декада дорожной культуры». Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 0,5 | 0,5 | |
ГИБДД и инспектор ДПС. 1 час. | ||||
33 | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. | 0,5 | 0,5 | |
Итоговое занятие. 1 час. | ||||
34 | Итоговое занятие «Я – пешеход». Акция «Внимание, дети!» | 0 | 1 |
Основное содержание
Введение. 1 час.
Тема. Вводное занятие «Дорожная этика».
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.
Дорога в образовательное учреждение и домой. 4 часа.
Темы: Безопасность на улице.Предвидение опасности. Наиболее безопасный путь в образовательное учреждение и домой. Поведение в жилых зонах идворовых территориях. Акция «Внимание дети!
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; об опасных местах вокруг образовательного учреждения, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; о безопасных участках улиц и дорог в микрорайоне; о наиболее безопасном пути в образовательное учреждение и домой; о поведении в жилых зонах и дворовых территориях.
Дорога и её составные части. 4 часа.
Темы: Как устроена дорога. Её составные части. Новое об улицах, дорогах. Виды дорог. Правила перехода дороги в городе. Загородная дорога и её составные части. Правила перехода дороги. Акция «Дети и ГИБДД – за соблюдение ПДД»
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; о том, как устроена дорога и как называются её составные части; о дорогах с двусторонним и односторонним движением транспорта; о дороге с трамвайными путями и загородной дороге.
Пешеход, водитель, пассажир. 4 часа.
Темы: Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром.Обязанности пешеходов и пассажиров.Правила поведения в транспорте.Правила поведения на посадочных площадках. Акция «Проведи диагональ безопасности – пристегнись»
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; о том, кого называют водителем, пешеходом и пассажиром; об обязанностях пешеходов и водителей; о правилах поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Транспорт. 5 часов.
Темы: История появления автомобиля и Правил дорожного движения.Что такое транспорт. Виды транспорта.Знакомство с транспортом города.Правила поведения в транспорте и на посадочных площадках.Элементарные правила движения на велосипеде. Акция «По зимней дороге – без происшествий». Акция «Дети Югры за автокресло
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о видах транспорта и о его назначении; о правилах поведения в транспорте и на посадочных площадках; об элементарных правилах движения на велосипеде.
Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. 4 часа.
Тема. Почему дети попадают в дорожные аварии.Правила безопасного перехода улиц и дорог.Движение пешеходов по улицам и дорогам.Движение по тротуару в группе. Где можно и где нельзя играть. Акция «Твой свет безопасности»
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением; о правилах поведения на дороге, тротуаре, пешеходной дорожке и обочине; о движении в группе; о том, где можно и где нельзя играть.
Регулирование дорожного движения. 4 часа.
Темы: Новое о светофоре и его сигналах. Виды светофоров.Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Акция «Весенний вектор безопасности».
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о светофоре и видах светофоров; об их предназначении; о правилах перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков.
Дорожные знаки. 6часов.
Темы: Новое о дорожных знаках.Виды дорожных знаков.Знаки «Пешеходная дорожка» и «Движение пешеходов запрещено».Знак «Перекресток» и правила его перехода.Чтотакое пешеходный переход. Виды переходов. Акция «Нам не всё равно», Акция «Декада дорожной культуры».
У учащихся и воспитанниковдолжно быть сформировано целостное представление о названии и назначении дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; о том, что такое пешеходный переход и видах переходов; о знаках «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» и «Перекрёсток».
ГИБДД и инспектор ДПС. 1 час.
Тема. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о расшифровке аббревиатур ГИБДД и ДПС; о значимости работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги.
Итоговое занятие. 1 час.
Тема. Итоговое занятие «Я – пешеход». Акция «Внимание, дети!»
У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.
Методическое обеспечение программы
В начальном звене оформлен в рекреации стенд по Правилам дорожного движения, который предназначен для проведения воспитательной работы с учащимися и вочпитанниками с целью углубления их знания правил дорожного движения. Это место, где дети могут ознакомиться со всеми знакамиправил дорожного движения. В кабинете имеется необходимое оборудование и собрано учебно-наглядное пособие. Для передачи информации имеетсядокумент камера, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Учебно – методическое обеспечениепо данному направлению также включает в себя:
- Набор плакатов «ПДД» Иллюстрации дорожных знаков с описание и тематическими стихами;
- Стенд-уголок «Уголок безопасности дорожного движения»
- Комплект жилет сигнальный повышенной видимости с кепи.
- Набор пешеходных дорожек, переносных знаков и светофоров для проведения практических занятий по дорожной безопасности.
- Собственные разработки занятий автора программы.
- Настольные игры
Список используемой литературы
- «Азбука дорожного движения»/ Баряева Л. Б., Жевнерова В. Л. , Дрофа, М., 2008.
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
- Игры, конкурсы, инсценировки, посвящённые безопасности дорожного движения/ Под ред. Камакин О.Н./Журн. «Классный руководитель» №5, М, 2007.
- Правила дорожного движения. Сценарии внекласных мероприятий с младшими школьниками. //Журн. « Начальная школа» №36, М.: Чистые пруды, 2010.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», (соответствует к требованиям ФГОС). Под редакцией Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. : Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.
- Примерная программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» /Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 (ФГОС).
- Три сигнала светофора: Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А.Добрякова, Н.В.Борисова и др. — М.: Просвещение, 1989.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Занятия по ПДД для начальной школы. Жикулина И.В.
http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
ПДД в картинках для дошкольного возраста
https://psypedprofi.ru/pdd-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Правила дорожного движения «Мамин град»
http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Уроки тётушки Совы https://www.youtube.com/channel/UCCdRHbJEGEppCJ-pL7qMl1g
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"
Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...
Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
Программа модифицированная. Обработана для проведения кружка в моем классе.Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого...
Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....
Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»
Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...