Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения»
рабочая программа

Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для разновозрастной группы учащихся и воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

 Руководитель ШМО

___________/___________

Протокол № _

от «_____»  __________.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

________/____________

«Утверждаю»

Приказ от _______ ____ О

    Директор НРМОБУ

    «Сентябрьская СОШ»

    ______________________

Дополнительная образовательная программа

«Юные инспекторы дорожного движения»

Возраст детей: разновозрастная группа 5 – 10 лет.

Срок реализации: 1 год.

ФИО педагога: Жукова Елена Сергеевна, учитель

                             высшая квалификационная категория

п. Сентябрьский

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для разновозрастной группы учащихся и воспитанников в соответствии с нормативными документами:

Федеральный Закон«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

Примерная программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» под редакцией В.А. Горского(для учащихся начальной школы);

Авторская программа «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой (для учащихся начальной школы);

Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения Баряевой Л. Б., Жевнеровой В. Л. «Азбука дорожного движения».

В программе «Юные инспекторы дорожного движения» особое внимание уделяется совершенствованию профилактической работы, поиску новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, формированию грамотного участника и убеждённого пропагандиста правил дорожного движения.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребёнку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Актуальность

Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.

Движение ЮИД (юные инспектора движения) это направление актуально и востребовано для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.

Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотраспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия.

Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения»

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

- данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

- правила-обязанности пешеходов и пассажиров адаптированы к пониманию и усвоению их детьми;

- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;

- раскрыты организация и содержание учебно-воспитательного процесса с воспитанниками дошкольного отделения и учащимися начальной школы.

Теоретические занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного опыта.

Практические занятия по программе связаны с использованием игровых технологий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей.

Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе. 

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.

Задачи:

Образовательные

- повысить у детей уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;

помочь детям усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

- оказать содействие ученикам в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

- развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

- способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

- воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

- вырабатывать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

- сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые и дидактические игры.

Контингент обучаемых: дети дошкольного и младшего школьного возраста. (5-10 лет.)

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий: работа кружка «Юные инспекторы дорожного движения» рассчитана на 34 часа за учебный год, 1 раз в неделю, продолжительностью для воспитанников до 25 минут, для учениковдо 45 минут. Занятия проходят в кабинете с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Планируемые результаты:

В результате обучения, по данной программе учащиеся и воспитанники должны знать: историю возникновения ПДД, историю развития детского объединения ЮИД; безопасный путь из дома до образовательного учреждения, дорожные знаки; сигналы светофора; виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Дети должны уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию. Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге   не переходящие в чувство боязни и страха.

Ожидаемые результаты у воспитанников:

Образовательные:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательные:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальные:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Ребенок должен знать правила дорожного движения:

- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

- не играть на дороге или около проезжей части;

- переходить улицу только по пешеходному переходу;

- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;

- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Ребенок должен уметь:

- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;

- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;

- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;

- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Ребенок должен иметь представление:

- о работе полицейского-регулировщика;

- о работе водителя;

- о том, как водители заботятся об автомобиле;

- об автозаправочной станции, станции техобслуживания.

 Ожидаемые результатыу учеников:

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;                                                                                                                                        
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:                    

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Способы определения результативности:

В числе используемых для оценивания средств и способов оценки результатов используются следующие формы:

  • анализ продукта деятельности,
  • педагогическое наблюдение.

Форма подведения итогов:

Проверку знаний и умений детей по ПДД в конце учебного года рекомендуется проводить в форме диагностики у воспитанников, в форме тестов у учеников.

Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.

Участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, акциях.

Учебно-тематический план (34 часа)

№ темы

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

Введение.   1 час.

1

Вводное занятие «Дорожная этика».

1

0

Дорога в образовательное учреждение и домой.   4 часов.

2

Безопасность на улице.Наиболее безопасный путь в ОУ и домой.

0,5

0,5

3

Предвидение опасности.

0,5

0,5

4

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. Акция «Внимание дети!

0,5

0,5

5

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Дорога и её составные части.   4 часа.

6

Как устроена дорога. Её составные части.

Акция «Дети и ГИБДД – за соблюдение ПДД»

0,5

0,5

7

Новое об улицах, дорогах. Виды дорог. Правила перехода дороги в городе.

0,5

0,5

8

Загородная дорога и её составные части. Правила перехода дороги.

0,5

0,5

9

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Пешеход, водитель, пассажир.   4 часа.

10

Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. «Неделя памяти жертв ДТП»

0,5

0,5

11

Обязанности пешеходов и пассажиров. Акция «Проведи диагональ безопасности – пристегнись»

0,5

0,5

12

Практическое занятие «Мы – пассажиры»».

0

1

13

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Транспорт.   5 часов.

14

История появления автомобиля и Правил дорожного движения.

0,5

0.5

15

Что такое транспорт. Виды транспорта. Акция «По зимней дороге – без происшествий».

0,5

0,5

16

Знакомство с транспортом города.Правила поведения в транспорте и на посадочных площадках.

0,5

0,5

17

Элементарные правила движения на велосипеде.

0,5

0,5

18

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Акция «Дети Югры за автокресло»

0

1

Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах.   4  часа.

19

Почему дети попадают в дорожные аварии.Правила безопасного перехода улиц и дорог.

0,5

0,5

20

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Акция «Твой свет безопасности»

0,5

0.5

21

Движение по тротуару в группе.

0,5

0,5

22

Где можно и где нельзя играть.

0,5

0,5

Регулирование дорожного движения.   4 часа.

23

Новое о светофоре и его сигналах. Виды светофоров.

0,5

0,5

24

Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Акция «Весенний вектор безопасности»

0,5

0,5

25

Практическое занятие «Я знаю светофор».

0

1

26

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Дорожные знаки.  6  часов.

27

Новое о дорожных знаках.Виды дорожных знаков.

0,5

0,5

28

Знаки «Пешеходная дорожка» и «Движение пешеходов запрещено».Знак «Перекресток» и правила его перехода.

0,5

0,5

29

Что такое пешеходный переход. Виды переходов.

0,5

0,5

30

Акция «Нам не всё равно»

0,5

0,5

31

Практическое занятие «Я и пешеходный переход».

0

1

32

Акция «Декада дорожной культуры».

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0,5

0,5

ГИБДД и инспектор ДПС.   1 час.

33

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

0,5

0,5

Итоговое занятие.   1 час.

34

Итоговое занятие «Я – пешеход». Акция «Внимание, дети!»

0

1

Основное содержание  

Введение.   1 час.

Тема. Вводное занятие «Дорожная этика».

У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.

Дорога в образовательное учреждение  и домой.   4 часа.

Темы: Безопасность на улице.Предвидение опасности. Наиболее безопасный путь в образовательное учреждение и домой. Поведение в жилых зонах идворовых территориях. Акция «Внимание дети!

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; об опасных местах вокруг образовательного учреждения, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; о безопасных участках улиц и дорог в микрорайоне; о наиболее безопасном пути в образовательное учреждение и домой; о поведении в жилых зонах и дворовых территориях.

Дорога и её составные части.   4 часа.

Темы: Как устроена дорога. Её составные части. Новое об улицах, дорогах. Виды дорог. Правила перехода дороги в городе. Загородная дорога и её составные части. Правила перехода дороги. Акция «Дети и ГИБДД – за соблюдение ПДД»

У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; о том, как устроена дорога и как называются её составные части; о дорогах с двусторонним и односторонним движением транспорта; о дороге с трамвайными путями и загородной дороге.

Пешеход, водитель, пассажир.   4 часа.

Темы: Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром.Обязанности пешеходов и пассажиров.Правила поведения в транспорте.Правила поведения на посадочных площадках. Акция «Проведи диагональ безопасности – пристегнись»

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; о том, кого называют водителем, пешеходом и пассажиром; об обязанностях пешеходов и водителей; о правилах поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Транспорт.   5 часов.

Темы: История появления автомобиля и Правил дорожного движения.Что такое транспорт. Виды транспорта.Знакомство с транспортом города.Правила поведения в транспорте и на посадочных площадках.Элементарные правила движения на велосипеде. Акция «По зимней дороге – без происшествий». Акция «Дети Югры за автокресло        

У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о видах транспорта и о его назначении; о правилах поведения в транспорте и на посадочных площадках; об элементарных правилах движения на велосипеде.

Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах.   4  часа.

Тема. Почему дети попадают в дорожные аварии.Правила безопасного перехода улиц и дорог.Движение пешеходов по улицам и дорогам.Движение по тротуару в группе. Где можно и где нельзя играть. Акция «Твой свет безопасности»

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением; о правилах поведения на дороге, тротуаре, пешеходной дорожке и обочине; о движении в группе; о том, где можно и где нельзя играть.

Регулирование дорожного движения.   4 часа.

Темы: Новое о светофоре и его сигналах. Виды светофоров.Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Акция «Весенний вектор безопасности».

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о светофоре и видах светофоров; об их предназначении; о правилах перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков.

Дорожные знаки.   6часов.

Темы: Новое о дорожных знаках.Виды дорожных знаков.Знаки «Пешеходная дорожка» и «Движение пешеходов запрещено».Знак «Перекресток» и правила его перехода.Чтотакое пешеходный переход. Виды переходов. Акция «Нам не всё равно», Акция «Декада дорожной культуры».

        У учащихся и воспитанниковдолжно быть сформировано целостное представление о названии и назначении дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; о том, что такое пешеходный переход и видах переходов; о знаках «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» и «Перекрёсток».

ГИБДД и инспектор ДПС.   1 час.

Тема. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о расшифровке аббревиатур ГИБДД и ДПС; о значимости работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги.

Итоговое занятие.   1 час.

Тема. Итоговое занятие «Я – пешеход». Акция «Внимание, дети!»

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.

Методическое обеспечение программы

В начальном звене  оформлен в рекреации стенд по Правилам дорожного движения, который  предназначен для проведения воспитательной работы с учащимися  и вочпитанниками с целью углубления их знания правил дорожного движения. Это место, где дети могут ознакомиться со всеми знакамиправил дорожного движения. В кабинете имеется  необходимое оборудование и собрано учебно-наглядное пособие. Для передачи информации  имеетсядокумент камера, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Учебно – методическое обеспечениепо данному направлению также включает в себя:

  • Набор плакатов «ПДД» Иллюстрации дорожных знаков с описание и тематическими стихами;
  • Стенд-уголок «Уголок безопасности дорожного движения»
  • Комплект жилет сигнальный повышенной видимости с кепи.
  • Набор пешеходных дорожек, переносных знаков и светофоров для проведения практических занятий по дорожной безопасности.
  • Собственные разработки занятий автора программы.
  • Настольные игры

Список используемой литературы

  1. «Азбука дорожного движения»/ Баряева Л. Б., Жевнерова В. Л. , Дрофа, М., 2008.
  2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова. –  М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
  3. Игры, конкурсы, инсценировки, посвящённые безопасности дорожного движения/ Под ред. Камакин О.Н./Журн. «Классный руководитель» №5, М, 2007.
  4. Правила дорожного движения. Сценарии внекласных мероприятий с младшими школьниками. //Журн. « Начальная школа» №36, М.: Чистые пруды, 2010.
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», (соответствует к требованиям ФГОС). Под редакцией Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. : Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.
  6. Примерная программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» /Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 (ФГОС).

  1. Три сигнала светофора: Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А.Добрякова, Н.В.Борисова и др. — М.: Просвещение, 1989.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Занятия по ПДД для начальной школы. Жикулина И.В.

http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85

ПДД в картинках для дошкольного возраста

https://psypedprofi.ru/pdd-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Правила дорожного движения «Мамин град»

http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Уроки тётушки Совы https://www.youtube.com/channel/UCCdRHbJEGEppCJ-pL7qMl1g


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"

Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".

Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"

Программа модифицированная. Обработана  для проведения кружка в моем классе.Пояснительная записка.      Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого...

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Пояснительная записка.       Дополнительная образовательная  программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ООО...