Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения»
рабочая программа

Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для разновозрастной группы учащихся и воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

 Руководитель ШМО

___________/___________

Протокол № _

от «_____»  __________.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

________/____________

«Утверждаю»

Приказ от _______ ____ О

    Директор НРМОБУ

    «Сентябрьская СОШ»

    ______________________

Дополнительная образовательная программа

«Юные инспекторы дорожного движения»

Возраст детей: разновозрастная группа 5 – 10 лет.

Срок реализации: 1 год.

ФИО педагога: Жукова Елена Сергеевна, учитель

                             высшая квалификационная категория

п. Сентябрьский

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для разновозрастной группы учащихся и воспитанников в соответствии с нормативными документами:

Федеральный Закон«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

Примерная программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» под редакцией В.А. Горского(для учащихся начальной школы);

Авторская программа «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой (для учащихся начальной школы);

Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения Баряевой Л. Б., Жевнеровой В. Л. «Азбука дорожного движения».

В программе «Юные инспекторы дорожного движения» особое внимание уделяется совершенствованию профилактической работы, поиску новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, формированию грамотного участника и убеждённого пропагандиста правил дорожного движения.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребёнку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Актуальность

Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.

Движение ЮИД (юные инспектора движения) это направление актуально и востребовано для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.

Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотраспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия.

Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения»

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

- данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

- правила-обязанности пешеходов и пассажиров адаптированы к пониманию и усвоению их детьми;

- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;

- раскрыты организация и содержание учебно-воспитательного процесса с воспитанниками дошкольного отделения и учащимися начальной школы.

Теоретические занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного опыта.

Практические занятия по программе связаны с использованием игровых технологий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей.

Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе. 

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.

Задачи:

Образовательные

- повысить у детей уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;

помочь детям усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

- оказать содействие ученикам в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

- развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

- способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

- воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

- вырабатывать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

- сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые и дидактические игры.

Контингент обучаемых: дети дошкольного и младшего школьного возраста. (5-10 лет.)

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий: работа кружка «Юные инспекторы дорожного движения» рассчитана на 34 часа за учебный год, 1 раз в неделю, продолжительностью для воспитанников до 25 минут, для учениковдо 45 минут. Занятия проходят в кабинете с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Планируемые результаты:

В результате обучения, по данной программе учащиеся и воспитанники должны знать: историю возникновения ПДД, историю развития детского объединения ЮИД; безопасный путь из дома до образовательного учреждения, дорожные знаки; сигналы светофора; виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Дети должны уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию. Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге   не переходящие в чувство боязни и страха.

Ожидаемые результаты у воспитанников:

Образовательные:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательные:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальные:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Ребенок должен знать правила дорожного движения:

- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

- не играть на дороге или около проезжей части;

- переходить улицу только по пешеходному переходу;

- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;

- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Ребенок должен уметь:

- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;

- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;

- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;

- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Ребенок должен иметь представление:

- о работе полицейского-регулировщика;

- о работе водителя;

- о том, как водители заботятся об автомобиле;

- об автозаправочной станции, станции техобслуживания.

 Ожидаемые результатыу учеников:

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;                                                                                                                                        
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:                    

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Способы определения результативности:

В числе используемых для оценивания средств и способов оценки результатов используются следующие формы:

  • анализ продукта деятельности,
  • педагогическое наблюдение.

Форма подведения итогов:

Проверку знаний и умений детей по ПДД в конце учебного года рекомендуется проводить в форме диагностики у воспитанников, в форме тестов у учеников.

Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.

Участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, акциях.

Учебно-тематический план (34 часа)

№ темы

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

Введение.   1 час.

1

Вводное занятие «Дорожная этика».

1

0

Дорога в образовательное учреждение и домой.   4 часов.

2

Безопасность на улице.Наиболее безопасный путь в ОУ и домой.

0,5

0,5

3

Предвидение опасности.

0,5

0,5

4

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. Акция «Внимание дети!

0,5

0,5

5

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Дорога и её составные части.   4 часа.

6

Как устроена дорога. Её составные части.

Акция «Дети и ГИБДД – за соблюдение ПДД»

0,5

0,5

7

Новое об улицах, дорогах. Виды дорог. Правила перехода дороги в городе.

0,5

0,5

8

Загородная дорога и её составные части. Правила перехода дороги.

0,5

0,5

9

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Пешеход, водитель, пассажир.   4 часа.

10

Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. «Неделя памяти жертв ДТП»

0,5

0,5

11

Обязанности пешеходов и пассажиров. Акция «Проведи диагональ безопасности – пристегнись»

0,5

0,5

12

Практическое занятие «Мы – пассажиры»».

0

1

13

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Транспорт.   5 часов.

14

История появления автомобиля и Правил дорожного движения.

0,5

0.5

15

Что такое транспорт. Виды транспорта. Акция «По зимней дороге – без происшествий».

0,5

0,5

16

Знакомство с транспортом города.Правила поведения в транспорте и на посадочных площадках.

0,5

0,5

17

Элементарные правила движения на велосипеде.

0,5

0,5

18

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Акция «Дети Югры за автокресло»

0

1

Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах.   4  часа.

19

Почему дети попадают в дорожные аварии.Правила безопасного перехода улиц и дорог.

0,5

0,5

20

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Акция «Твой свет безопасности»

0,5

0.5

21

Движение по тротуару в группе.

0,5

0,5

22

Где можно и где нельзя играть.

0,5

0,5

Регулирование дорожного движения.   4 часа.

23

Новое о светофоре и его сигналах. Виды светофоров.

0,5

0,5

24

Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Акция «Весенний вектор безопасности»

0,5

0,5

25

Практическое занятие «Я знаю светофор».

0

1

26

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0

1

Дорожные знаки.  6  часов.

27

Новое о дорожных знаках.Виды дорожных знаков.

0,5

0,5

28

Знаки «Пешеходная дорожка» и «Движение пешеходов запрещено».Знак «Перекресток» и правила его перехода.

0,5

0,5

29

Что такое пешеходный переход. Виды переходов.

0,5

0,5

30

Акция «Нам не всё равно»

0,5

0,5

31

Практическое занятие «Я и пешеходный переход».

0

1

32

Акция «Декада дорожной культуры».

Занятие – игра по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

0,5

0,5

ГИБДД и инспектор ДПС.   1 час.

33

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

0,5

0,5

Итоговое занятие.   1 час.

34

Итоговое занятие «Я – пешеход». Акция «Внимание, дети!»

0

1

Основное содержание  

Введение.   1 час.

Тема. Вводное занятие «Дорожная этика».

У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.

Дорога в образовательное учреждение  и домой.   4 часа.

Темы: Безопасность на улице.Предвидение опасности. Наиболее безопасный путь в образовательное учреждение и домой. Поведение в жилых зонах идворовых территориях. Акция «Внимание дети!

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; об опасных местах вокруг образовательного учреждения, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; о безопасных участках улиц и дорог в микрорайоне; о наиболее безопасном пути в образовательное учреждение и домой; о поведении в жилых зонах и дворовых территориях.

Дорога и её составные части.   4 часа.

Темы: Как устроена дорога. Её составные части. Новое об улицах, дорогах. Виды дорог. Правила перехода дороги в городе. Загородная дорога и её составные части. Правила перехода дороги. Акция «Дети и ГИБДД – за соблюдение ПДД»

У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; о том, как устроена дорога и как называются её составные части; о дорогах с двусторонним и односторонним движением транспорта; о дороге с трамвайными путями и загородной дороге.

Пешеход, водитель, пассажир.   4 часа.

Темы: Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром.Обязанности пешеходов и пассажиров.Правила поведения в транспорте.Правила поведения на посадочных площадках. Акция «Проведи диагональ безопасности – пристегнись»

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде; о том, кого называют водителем, пешеходом и пассажиром; об обязанностях пешеходов и водителей; о правилах поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Транспорт.   5 часов.

Темы: История появления автомобиля и Правил дорожного движения.Что такое транспорт. Виды транспорта.Знакомство с транспортом города.Правила поведения в транспорте и на посадочных площадках.Элементарные правила движения на велосипеде. Акция «По зимней дороге – без происшествий». Акция «Дети Югры за автокресло        

У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о видах транспорта и о его назначении; о правилах поведения в транспорте и на посадочных площадках; об элементарных правилах движения на велосипеде.

Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах.   4  часа.

Тема. Почему дети попадают в дорожные аварии.Правила безопасного перехода улиц и дорог.Движение пешеходов по улицам и дорогам.Движение по тротуару в группе. Где можно и где нельзя играть. Акция «Твой свет безопасности»

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением; о правилах поведения на дороге, тротуаре, пешеходной дорожке и обочине; о движении в группе; о том, где можно и где нельзя играть.

Регулирование дорожного движения.   4 часа.

Темы: Новое о светофоре и его сигналах. Виды светофоров.Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Акция «Весенний вектор безопасности».

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о светофоре и видах светофоров; об их предназначении; о правилах перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков.

Дорожные знаки.   6часов.

Темы: Новое о дорожных знаках.Виды дорожных знаков.Знаки «Пешеходная дорожка» и «Движение пешеходов запрещено».Знак «Перекресток» и правила его перехода.Чтотакое пешеходный переход. Виды переходов. Акция «Нам не всё равно», Акция «Декада дорожной культуры».

        У учащихся и воспитанниковдолжно быть сформировано целостное представление о названии и назначении дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; о том, что такое пешеходный переход и видах переходов; о знаках «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» и «Перекрёсток».

ГИБДД и инспектор ДПС.   1 час.

Тема. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о расшифровке аббревиатур ГИБДД и ДПС; о значимости работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги.

Итоговое занятие.   1 час.

Тема. Итоговое занятие «Я – пешеход». Акция «Внимание, дети!»

        У учащихся и воспитанников должно быть сформировано целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.

Методическое обеспечение программы

В начальном звене  оформлен в рекреации стенд по Правилам дорожного движения, который  предназначен для проведения воспитательной работы с учащимися  и вочпитанниками с целью углубления их знания правил дорожного движения. Это место, где дети могут ознакомиться со всеми знакамиправил дорожного движения. В кабинете имеется  необходимое оборудование и собрано учебно-наглядное пособие. Для передачи информации  имеетсядокумент камера, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Учебно – методическое обеспечениепо данному направлению также включает в себя:

  • Набор плакатов «ПДД» Иллюстрации дорожных знаков с описание и тематическими стихами;
  • Стенд-уголок «Уголок безопасности дорожного движения»
  • Комплект жилет сигнальный повышенной видимости с кепи.
  • Набор пешеходных дорожек, переносных знаков и светофоров для проведения практических занятий по дорожной безопасности.
  • Собственные разработки занятий автора программы.
  • Настольные игры

Список используемой литературы

  1. «Азбука дорожного движения»/ Баряева Л. Б., Жевнерова В. Л. , Дрофа, М., 2008.
  2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова. –  М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
  3. Игры, конкурсы, инсценировки, посвящённые безопасности дорожного движения/ Под ред. Камакин О.Н./Журн. «Классный руководитель» №5, М, 2007.
  4. Правила дорожного движения. Сценарии внекласных мероприятий с младшими школьниками. //Журн. « Начальная школа» №36, М.: Чистые пруды, 2010.
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», (соответствует к требованиям ФГОС). Под редакцией Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. : Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.
  6. Примерная программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» /Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 (ФГОС).

  1. Три сигнала светофора: Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А.Добрякова, Н.В.Борисова и др. — М.: Просвещение, 1989.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Занятия по ПДД для начальной школы. Жикулина И.В.

http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85

ПДД в картинках для дошкольного возраста

https://psypedprofi.ru/pdd-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Правила дорожного движения «Мамин град»

http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Уроки тётушки Совы https://www.youtube.com/channel/UCCdRHbJEGEppCJ-pL7qMl1g


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"

Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Пояснительная записка.       Дополнительная образовательная  программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ООО...

Внеурочное занятие по программа «Юный пешеход» «Азбука дорожного движения»

Внеурочное занятие по программа «Юный пешеход»«Азбука дорожного движения»...

Внеурочное занятие по программа «Юный пешеход» «Азбука дорожного движения»

Внеурочное занятие по программа «Юный пешеход»«Азбука дорожного движения»...