Конструирование «Русская изба»
план-конспект занятия (2 класс)
Чтобы шагать вперёд нам нужно опираться на что то надёжное,устойчивое .А надёжным и устойчивым являются –традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izba_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Конструирование «Русская изба».
Чтобы шагать вперёд нам нужно опираться на что то надёжное,устойчивое .А надёжным и устойчивым являются –традиции.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним древние обычаи,
Вспомним нашу старину!
Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.
Богата лесами наша земля,
И лес в ней и строен, и ровен.
Когда-то и стены, и башни Кремля,
И те собирали из бревен.
Говоря о древнерусской архитектуре, мы сразу представляем себе величественные монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия. Но помимо дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры – русская изба. Да, простая деревенская изба.
Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной.
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб.
. Изба русского человека – это не просто жилище, это его мир. Дом служил защитой, оберегал человека.
Постройка дома это целый ритуал. Крестьянин строил себе дом на всю жизнь. Одному с тяжелой работой ему было не справиться. Ему помогала вся деревня.
А вот украшать дом резьбой крестьянин предпочитал сам. Резьбу делал на ставнях, наличниках окон. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.
Место для дома выбирали высокое, хорошо освещенное.
Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.
Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так она рубилась,
Но это было так давно.
Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей.
Лес для бревен рубили только в январе – феврале в морозы, так как зимой “соки в деревьях спят”, значит, бревно будет сухим и стойким.
Прежде чем рубить, дерево простукивали. Если ствол гудит в ответ сухо чисто – годится.
Брали только хвойные деревья, так как они смолисты и не гниют. Сосна и лиственница шли ниже к земле, а ели – повыше. Эти деревья хорошо удерживали тепло и долго не гнили. Длинные ровные стволы плотно примыкали друг к другу. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Рубить дом начинали ранней весной (Великим постом) или в другие месяцы года в новолуние.
А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)
Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.
Из бревен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор.
Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)
Пилы в дело не брали, так как зубья пилы рвут дерево, и бревно быстро загнивает.
А гвозди в старину были? (Нет)
А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб.
Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой.
Между бревнами для тепла прокладывали мох
Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солома не долговечный материал и крышу приходилось каждые два года перекрывать.
Мы стараемся сохранять и соблюдать обряды наших предков, которым насчитывается уже много веков, именно поэтому считается, что крестьянская изба является символом русской культуры.
Ребята а вы хотели бы построить избу, почувствовать себя мастерами, окунуться в старину.
- И, чтобы окунуться в атмосферу тех лет, давайте еще раз вспомним о народных песнях и послушаем некоторые из них во время работы. Смоленский гусачок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Русская изба. Быт русского народа»
Пояснительная запискаКаждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле. Всегда хочется придумать для ученико...
Урок технологии во 2 Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы.Работа с бумагой и картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива".
Урок технологии во 2Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы. Работа с бумагой и картоном. конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива"....
Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.
Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...
Технологическая карта урока технологии по теме "Конструирование. Убранство избы", изделие "Стол и Стул" - 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков конструировать из бумаги.Задачи урока Дидактические:1.Закрепить умение работать с шаблоном, соблюдать пос...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс
Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...