Рабочая программа развивающего курса «Занимательная грамматика»
элективный курс (2 класс)
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие.
Задачи:
Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
Развитие мотивации к изучению русского языка;
Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная грамматика» составлена на основе Нормативно правовых документов федерального уровня:
Федерального закона от 29.12.2012 г. No273 ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Методических рекомендаций, направленных по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Основной образовательной программой начального общего образования.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие.
Задачи:
Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
Развитие мотивации к изучению русского языка;
Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Сроки реализации программы.
Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 1-х классов, рассчитан на 33 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю). Для 2 – 4 классов – на 34 часа в год (1 раз в неделю).
Планируемые результаты
Личностные результаты
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать тему и цели урока;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться словарями, справочниками;
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы.
Содержание курса по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов включает следующие разделы
Фонетика 4 ч.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: работа на фонетическим строем слов.
Словообразование 9 ч.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Орфография 9ч.
Теория: расширение знаний об орфограммах русского языка, «мозговой штурм»
Практика: игра «Исправь ошибки» », работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Морфология 6ч.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Пословицы и поговорки 4 ч.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Игротека 3 ч.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знаание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Формы работы
Анализ и просмотр текстов
Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок
Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Составление кроссвордов, шарад, ребусов
Творческие работы
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№п.п | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | ||
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | ||
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 | ||
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | ||
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 | ||
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | ||
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 | ||
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | ||
11 | Встреча с Радугой. | 1 | ||
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | ||
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | ||
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | ||
15 | В Страну Слогов. | 1 | ||
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | ||
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | ||
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 | ||
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | ||
21-22 | На карнавале слов. | 2 | ||
23 | В Театре близнецов. | 1 | ||
24 | Конкурс знатоков. | 1 | ||
25 | Новое представление. | 1 | ||
26 | Необычный урок. | 1 | ||
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | ||
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | ||
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | ||
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 | ||
32 | Полёт в будущее. | 1 | ||
33 | Итоговое занятие. | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | |
план | ||||
1 | Как обходились без письма? | 1 | ||
2 | Древние письмена. | 1 | ||
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | ||
4 | Меня зовут Фонема. | 1 | ||
5 | Меня зовут Фонема. Завершение работы. | 1 | ||
6 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | ||
7 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | ||
8 | Мягкие и твердые согласные буквы. | 1 | ||
9 | «Ошибкоопасные» места. | 1 | ||
10 | «Ошибкоопасные» места. Завершение работы. | 1 | ||
11 | Тайны фонемы. | 1 | ||
12 | Опасные согласные. | 1 | ||
13 | Опасные согласные. Способы проверки. | 1 | ||
14 | На сцене гласные. | 1 | ||
15 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | ||
16 | Ваши старые знакомые. Практическое занятие. | 1 | ||
17 | Правила о непроизносимых согласных. | 1 | ||
18 | Правила о непроизносимых согласных. Завершение работы. | 1 | ||
19 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 1 | ||
20 | Волшебное средство – «самоинструкция». Обобщение. | 1 | ||
21 | Память и грамотность. | 1 | ||
22 | Строительная работа морфем. | 1 | ||
23 | Где же хранятся слова? | 1 | ||
24 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 1 | ||
25 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 1 | ||
26 | Поговорим обо всех приставках сразу. Обобщение. | 1 | ||
27 | Слова – «родственники». | 1 | ||
28 | Кто командует корнями? | 1 | ||
29 | Кто командует корнями? | 1 | ||
30 | Кто командует корнями? Обобщение | 1 | ||
31 | «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | ||
32 | «Не лезьте за словом в карман!» Завершение работы. | 1 | ||
33 | «Пересаженные» корни. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. Олимпиада. | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Время провед | |
По плану | Фактич | |||
1 | Сказочное царство слов . | 1 | ||
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | ||
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 | ||
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | ||
8- 9 | Добрые слова. | 2 | ||
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | ||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | ||
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | ||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 | ||
16 | Слова- антонимы. | 1 | ||
17 | Слова- омонимы. | 1 | ||
18 | Крылатые слова. | 1 | ||
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 | ||
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | ||
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | ||
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | ||
26- 27 | Трудные слова. | 2 | ||
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | ||
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 | ||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | ||
33 | Занимательное словообразование. | 1 | ||
34 | КВН по русскому языку. | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | |
По плану | Фактич | |||
1 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | 1 | ||
2 | Сокровища родного языка. | 1 | ||
3 | Незаменимый мягкий знак | 1 | ||
4 | Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. | 1 | ||
5 | Хорошо ли ты знаешь алфавит? | 1 | ||
6 | Волшебник “Ударение”. | 1 | ||
7 | Из чего же, из чего же состоят слова? | 1 | ||
8 | Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. | 1 | ||
9 | В стране парных звонких и глухих согласных. | 1 | ||
10 | В стране одиноких согласных. | 1 | ||
11 | Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). | 1 | ||
12 | Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). | 1 | ||
13 | Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). | 1 | ||
14 | Новые друзья корней – приставки. | 1 | ||
15 | Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). | 1 | ||
16 | Слова – части речи. | 1 | ||
17-18 | Имя существительное – часть страны Речь | 2 | ||
19 | Как у существительных род появился. | 1 | ||
20 | Доброе утро, имя прилагательное! | 1 | ||
21 | Имя прилагательное – часть страны Речь. | 1 | ||
22 | Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). | 1 | ||
23-24 | Глагол – часть страны Речь. | 2 | ||
25 | Глагол и его друзья. | 1 | ||
26 | Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма глаголов). | 1 | ||
27 | Как мама Глаголиха учила глагольчиков. ( Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов). | 1 | ||
28 | Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола). | 1 | ||
29-30 | С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! | 2 | ||
31 | А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). | 1 | ||
32 | Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. | 1 | ||
33 | Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры. | 1 | ||
34 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483274-1411056386.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/29/picture-210109-1375088601.jpg)
Программа учебного курса "Занимательная грамматика" 4 класс
Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-940804-1505995350.jpg)
Программа предметного курса "Занимательная грамматика"
Предметный курс "Занимательная грамматика " помогает расширить кругозор детей, ответить на интересующие вопросы, изучение которых не входит в школьную программу, показать богатство русского ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-971882-1510381494.jpg)
Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика"
Материал для учащихся 1-4 классов по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/04/picture-673868-1601800975.jpg)
Рабочая программа к курсу "Занимательная грамматика"
Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательныйПрограмма рассчитана на 1 класс на 2019-2020 учебный год Цель программы: расширить, углубить и за...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-742144-1453632120.jpg)
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная грамматика» для 3 класса ФГОС НОО, базовый уровень
Рабочая программа составлена для расширения, углубления и закрепления у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания,...