«История кукол»
материал

Наталья Александровна Тимофеева

Проект «История кукол»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_istoriya_kukol_1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конференция учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация: «История семьи»

Тема: «История кукол»

Автор: Очирова Алина, ученица 2 «А» класса

МБОУ «ООШ №15»

Руководитель: Тимофеева Н.А.

г.Улан-Удэ

2017 г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Основная часть……………………………………………………….……...3

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового           производства………………………………………………………………….…....….5

Заключение…………………………………………….………………….….5

Литература………………………………………………….………….…….6

Приложение…………………………………………………..……………....7

Введение

Как птицы из всего строят гнезда,

                                               Так дети из всего мастерят себе куклу…  

                                                                                            В.Гюго

        В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому авторы работы считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла  сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.

       Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.[1] По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.[2] Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Она действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.  

 Актуальность: Любовь к игрушкам.                                                                                                      

Цель  работы:

Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.

Объект исследования: Куклы разных времён.

Задачи:

1). Воссоздать историю возникновения куклы.

2).Составить типологию кукол по признакам.

3).Описать современную куклу.

Основная часть

Игрушки – приятное воспоминание о раннем детстве.                                                Когда кукол нет – плохо!     Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой для девочек. Такая подруга никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки.

Когда я ложусь спать, мне всегда кажется, что с наступлением ночи, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью.

Совсем недавно к нам в гости приезжала бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, поразилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.

Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»

Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.

В середине XX века кукла для девочек считалась дорогой и самой желанной игрушкой. Так как кукла из магазина была редкостью.

Когда бабушка была совсем маленькой, то её мама шила ей кукол из тряпочек. Такие куклы в древности называли сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.[3] К игровым свёрнутым куклам относили и куклы – закрутки (столбушки), которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

В то время была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, был голенький, без одежды. Голову обвязывали нитками.

 Для того чтобы куколка вышла крепенькой и ладной. Нужна была определенная сноровка. Главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли в ход разнообразные цветные лоскутики, вышивка, ленты. бусинки и конечно, искусство и фантазия маленькой портнихи.

Из слов бабушки я узнала, что в куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки. И девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. Делали кукол не только из тряпок, а еще и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако  все  куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух.[4] 

К нашему разговору присоединилась мама и рассказала историю своих кукол.

В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами  и милыми именами. Кукольные художники и конструкторы Института игрушки создавали новые модели кукол. Появились куклы,  Вероника и Кристина, у них, собственный дом с мебелью и разные аксессуары. Родилась прекрасная блондинка Елена, одна за другой стали рождаться русские куколки с подвижными руками и ногами: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу-дочку.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

        Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

        Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

        Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

        Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется  «Барби – повар».[5]

У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

        Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Заключение

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.[6] Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Литература

  1. С. И. Ожегов  «Толковый словарь» - С.313  
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].
  3. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс].

URL: http://www.rukukla.ru 

            4.  Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М. Головачёва – С. 23

            5. Игра и игрушка  Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47

6. Энциклопедия «Всё обо всём». Том 17. – С. 129

7.  Приложение.

Речь для выступления

Слайды открываются по щелчку или с помощью стрелки вперёд.     

(СЛАЙД №1)  В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души. Поэтому авторы  считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, сделанные своими руками. (СЛАЙД №2)  У нее  своя история и свой неповторимый образ. Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и популярная игрушка.

(СЛАЙД №3)  Что такое кукла? В словаре русского языка Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

 Актуальность: моей работы - Любовь к игрушкам.                                                                                                      

Цель  работы:

Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.

Объект исследования: Куклы разных времён.

Задачи:

1)  Воссоздать историю возникновения куклы.

2) Составить типологию кукол по признакам.

3) Описать современную куклу.

(СЛАЙД №4)   А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки. (СЛАЙД №5)

  Когда я ложусь спать, мне всегда кажется, что с наступлением ночи, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью.

Совсем недавно у нас была бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, удивилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.

Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»

Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.

(СЛАЙД №6)  В середине 20 века кукла для девочек считалась дорогой и самой желанной игрушкой. Так как кукла из магазина была редкостью.

(СЛАЙД №7)  Когда бабушка была совсем маленькой, то её мама шила ей кукол из тряпочек. Такие куклы в древности называли сшивные или свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголок и ниток. К игровым свёрнутым куклам относили и куклы – закрутки (столбушки), которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

(СЛАЙД №8) Маленькие девочки играли куклой “Малышок – голышек”. 

 Самым интересным для девочек было  - нарядить куклу. В ход шли разнообразные цветные лоскутики, вышивка, ленты, бусинки и фантазия маленькой портнихи.

Из слов бабушки я узнала, что в куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки. И девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. (СЛАЙД №9)  Делали кукол не только из тряпок, а еще и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако  все  куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух.

К нашему разговору присоединилась мама и рассказала историю своих кукол.

(СЛАЙД №10)  В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами  и милыми именами - Вероника и Кристина, блондинка Елена, русские куколки: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы есть свои плюсы и свои минусы.

        (СЛАЙД №11)  Традиционная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Её можно было сделать быстро. Такая кукла не повторялась.

        Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя помыть, причесать и сшить новую одежду.

         (СЛАЙД №12)   Современная кукла - долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она может менять профессию, побывав и врачом, космонавтом, поваром, моделью. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

        Недостаток современных кукол в том, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

(СЛАЙД №13)  Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.

Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Куклы сопровождают нас всю жизнь.

(СЛАЙД №14)  Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу.

У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

(СЛАЙД №15)  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


[1]

         С. И. Ожегов  «Толковый словарь» - С.313  

[2]

                       https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].

[3]

         Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс].

        URL: http://www.rukukla.ru 

[4]

         Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М. Головачёва – С. 23

[5]

         Игра и игрушка  Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47

[6]

        Энциклопедия  «Всё обо всём». Том 17. – С. 129


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии театра кукол "Золотой ключик"

С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических  и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...

Театр кукол

Виды кукол, история появления театральных представлений....

история кукол

презинтация по внеаудиторной деятельности "Хочу все знать"...

реферат "История кукол"

Материал содержит информацию по проекту " История кукол"...

презентация " История кукол"

материал к проекту...

Конференция учащихся начальных классов «Первые шаги». Номинация: «История семьи» .Тема: «История кукол»

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по...

Внеурочная деятельность. Кукольный театр Буратино. Виды кукол. Приемы вождения кукол

Цель: - формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.Задачи:- познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол;- развивать творческие способн...