Технология групповой работы в начальной школе
учебно-методическое пособие
Групповая работа на уроках в начальной школе. "Плюсы" и "минусы" групповой работы. Как её организовать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Плюсы и минусы организации групповой работы на уроках в начальной школе | 53.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология групповой работы в начальной школе
Введение
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьном возрасте, что приводит к качественной перестройке психических процессов и становлении психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Все это необходимо для успешного развития детей в среднем и старшем звене школьного обучения. Учитель начальных классов должен способствовать этому процессу, целенаправленно выбирая и применяя современные технологии развития младших школьников.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Технология групповой работы в начальной школе
Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС. Диагностика подготовленности детей к обучению в школе выявляет низкий уровень самостоятельности дошкольников. Вот примерная картина уровня развития самостоятельности детей, поступающих в 1 класс:
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе школьного учебного учреждения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.
Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.
Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.
Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.
Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.
Я считаю, что технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М. Поташник) – ключ к учению, к познанию. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Следует учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития. Все они по очереди учатся исполнять определенную функцию в группе: «лидер», «слушатель», «исполнитель», «координатор», «делегат». Чтобы организовать активную познавательную деятельность каждого обучающегося, входящего в группу, можно ввести правило отчета за каждое выполненное задание с элементами игры или соревнования. Так, выполнив и обсудив задание в группе, один из членов группы может достать из коробки жетон, на котором написано: «Делегат», что обозначает отчет о выполненной работе или письменное решение задачи, жетон со словом «На доверии» предусматривает зачет задачи автоматически, без какого-либо отчета. При такой форме организации групповой работы дети учатся оказывать помощь друг другу, формируют личностные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива. Учителю следует следить за созданием доброжелательной рабочей атмосферы, когда дети ведут учебный диалог.
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе. а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Все это заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы.
По В.Д. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы:
- групповую (когда один обучает многих)
- парную
- индивидуальную.
При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно-урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов;
И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
- Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
- Работа в статичных парах.
- Групповая работа (на принципах дифференциации)
- Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели)
- Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Правильное педагогическое руководство и управление по применению этих форм позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Групповая и межгрупповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения отдельных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для коллективной познавательной деятельности.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно – урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов и др.
И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5) Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно - познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию;
- взаимопонимание;
- рефлексию.
Особенности организации групповой работы являются:
- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, вместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
3. Классификация групповых способов обучения.
Классификационные параметры групповой технологии:
По уровню применения: все уровни
По философской основе: приспосабливающая
По основному фактору развития: социогенная
По концепции усвоения: приспосабливающаяся
По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся
По характеру содержания: проникающая
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп
По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая
По подходу к ребенку: сотрудничество
По преобладающему методу: диалогическая
По категории обучаемых: все категории.
Таким образом можно сделать вывод, что данная педтехнология отвечает всем современным требованиям учебно-воспитательного процесса.
Акценты целей:
- обеспечение активности учебного процесса
- достижение высокого уровня усвоения содержания.
Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группах;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта;
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
- взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- Состав группы непостоянный, он подбирается я с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
- Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания; а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке возникает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Технологическая схема ГСО.
Элементы технологического процесса групповой работы:
- Подготовка к выполнению группового задания.
- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
- Инструктаж о последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
- Групповая работа.
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
- Распределение заданий внутри группы.
- Индивидуальное выполнение заданий.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
- Подведение итогов группового задания.
III. Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя для групп.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроках географии может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, работ-практикумов, при изучении текстов, карт. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Разновидности групповых занятий.
1) Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов, которые составил учитель, спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы.
Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. К разновидностям группового опроса по географии можно отнести урок-зачет.
2) Общественный смотр знаний требует проведения подготовительного этапа, продолжительность которого зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся.
В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом, и вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается торжественный, приподнятый характер. Учащиеся приходят в парадной форме. Помещений украшается, делается выставка творческих работ учащихся. Расстановка столов (парт) в классе необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видна доска и класс. Впереди один ряд столов остается свободным – для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом. После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указаниями вида работ (письменных, устных, графических, ответов на вопросы, заданий на смекалку и т.д.) и список учащихся.
Часть учащихся выполняют работу у доски. Часть – сидит за столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающим. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (тест, географический диктант, работа с контурными картами – требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности.
3) Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных заданий.
Учебная встреча отличается от общественного смотра своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
4) Диспут – одна из разновидностей учебной встречи. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты, и, главное, выводы, к которым учащиеся должны придти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил поведения дискуссии:
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним и не согласен.
- Я сначала выясню все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
- Я стремлюсь понять и осмыслить оба взгляда на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
Диспут не требует ни выставления оценок, ни принятия решений. Поэтому его цель – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
5) Нетрадиционные уроки:
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса ни какие-либо группы.
Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок.
При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива класса, основное ядро которых составляют консультанты по предмету (хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении).
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения Ривина А.Г. и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа в парах сменного состава», которые позволяют плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- формируется адекватная самооценка личностью своих возможностей и способностей, достоинств и т.д.;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Парную работу можно использовать в трех видах:
- статистическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый, при условии взаимного расположения.
- динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища;
вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимо обучение по схеме с остальными товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Организация группового взаимодействия.
Обеспечение равного участия, вовлечение в дискуссию молчаливых членов группы, предложение регламента выступлений, чтобы услышать мнение каждого.
Поощрение: дружелюбная реакция на чужие высказывания, выражение согласия, признание важности, сказанного другим.
Выработка критериев для группового сотрудничества.
Способность следить заходом дискуссии: готовность согласиться с мнением большинства, быть внимательным слушателем.
Выражение общегруппового отношения к проблеме: умение суммировать позицию группы, пояснить как группа относится к конкретным идеям и решениям.
Способность выступить в качестве посредника: умение сформулировать суть конфликта, искать компромисс или принципиально новый подход к решению проблем.
Формы групповой работы на уроке.
В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников – звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Признаки групповой работы:
- Класс осознает ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение оценку.
- Организация выполнения задания осуществляется отдельными группами под руководством учителя.
- Действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности.
- Есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом, группой.
В.К. Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Организация групповой работы на уроке наполняет его жизненно-важным содержанием, позволяет организовать обучение как естественный компонент жизнедеятельности учащихся. В связи с такой формой урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса.
Пример группового задания для самостоятельной работы на уроке изучения нового материала.
Групповое задание. Прочитайте текст учебника на стр. … , § … .
Выполните задание:
- разработайте опорный конспект (ЛОС) содержания учебной статьи;
- подготовьте краткий пересказ содержания статьи;
- сконструируйте вопросы для взаимопроверки усвоения знаний статьи;
- сконструируйте проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на уроке;
- ответьте на вопросы учителя (предлагается 2-3 вопроса разного уровня сложности (по выбору) для письменной работы учащихся);
- подготовьте рассказ к тексту учебной статьи, используя дополнительную литературу;
- разработайте свой вариант домашнего задания по теме урока.
5. Методика организации работы в парах и группах.
Моделирование уроков предполагает учет учителем следующего:
- групповая работа продолжается в течение 1-2 уроков;
- объем учебного материала охватывает не менее 2-х параграфов учебного пособия;
- отчет групп осуществляется последовательно, не нарушая логики изучения содержания учебного материала;
- с целью организации активной деятельности школьников в процессе учебного занятия учитель каждому учащемуся раздает маршрутный лист, в котором содержатся контрольные задания по содержанию учебного материала, предлагаемого каждой группой;
- в конце учебного занятия учитель собирает маршрутные листы на проверку;
- работа с маршрутным листом строится по следующему алгоритму:
- перед ответом у доски группа предлагает классу контрольные вопросы (2-3) репродуктивного и творческого характера, каждый школьник записывает эти вопросы в своем маршрутном листе;
- в процессе ответа у доски группа обоснованно отвечает на репродуктивные вопросы и не дает прямых ответов на вопросы творческого характера;
- учитель по ходу отчета группы направляет деятельность учащихся класса, управляет дискуссией и дает время на выполнение контрольного задания.
Модель системы уроков состоит из 3 блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся, а последовательность блоков предполагает усложнение деятельности школьников и изменение характера их взаимодействия внутри группы.
I блок.
Основная задача – научить учащихся разнообразным приемам работы с текстом учебной статьи. Учащиеся работают в разноуровневых группах постоянного состава. Учитель, моделируя уроки, учитывает следующие положения:
- все группы выполняют одинаковое по объему, сложности и содержанию задание;
- отвечает у доски одна группа, которая определяется жеребьевкой;
- остальные группы дополняют ответ у доски, анализируют содержание ответа, участвуют в дискуссии по решению проблемных задач;
- в зависимости от цели урока учитель может использовать разные варианты подведения итогов самостоятельной работы в группах.
II блок.
Основная задача – научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности.
Учащиеся продолжают работать в разноуровневых группах постоянного состава, но выполняют разные по содержанию задания. Количество заданий зависит от количества групп в классе и логики учебного материала.
Развивающая цель урока: научить школьников конструировать репродуктивные вопросы по содержанию текста учебной статьи; характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе.
Задание для 1 группы – прочитайте текст учебника стр. 148, выполнте следующие действия: ответьте на 2 вопрос в тексте.
Сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса.
Задание для 2 группы – прочитайте текст учебника стр. 148, выполните следующие действия: найдите на карте описанные в статье территории и другие объекты, указанные в тексте.
Сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии.
Задание для 3 группы – прочитайте текст учебника стр. 149, выполните следующие действия: найдите на карте географические объекты, указанные в тексте и обсудите их особенности.
Сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.
Задание для 4 группы – прочитайте текст учебника стр. 149 «Анды» и подтвердите утверждения текста, опираясь на географические карты.
Сконструируйте 2-3 вопроса к своей статье и продумайте ответы на них.
Задание для 5 группы – прочитайте текст учебника стр. 149-150 «Полезные ископаемые», рассмотрите карту, докажите, что указанные в статье полезные ископаемые есть на карте.
Сконструируйте 2-3 вопроса к своей статье и продумайте ответы на них.
По результатам работы каждая группа предлагает свой отчет.
III блок.
Основная задача – научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах. Структура и содержание группового задания изменяется, изменяется и роль лидера, т.к. он уже не выполняет задание сам, а управляет самостоятельной работой двух или трех пар, помогает выбрать задание каждой паре, координирует действие пар, консультирует и оценивает работу каждого ученика, каждой пары и группы в целом.
Групповое задание для самостоятельной работы может быть следующим:
Прочитайте текст учебника стр. … § …
- подготовьте выступление по содержанию учебной статьи; разработайте ЛОС по содержанию выступления;
- сконструируйте проблемные задания, предложите свои варианты ответов (письменно);
- разработайте вариант творческого домашнего задания по теме урока.
Список литература:
- Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников// Начальная школа. – 1997. - №12.
- Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
- Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках// Начальная школа. – 2008. - № 1.
- Гражданцева В. А. Педагогика сотрудничества как условие развитие личности// Начальная школа. – 2008. - № 6.
- Поливанова Н. И., Ревина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. - №2.
- Романова Е. В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса// Начальная школа.- 2007. - №5
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология групповой работы в начальной школе
Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в группе....
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их ...
Технология групповой работы в начальной школе.
Гупповая технология дает развитие коммуникативности, повышение интереса к знаниям вообще и к процессу обучения в частности, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулироват...
Статья "Технологии групповой работы в начальной школе"
Статья " Технологии групповой работы в начальной школе "...
Сообщение «Технология групповой работы в начальной школе»
Обобщенный опыт работы по предметам в начальной школе...
Технология групповой работы в начальной школе.
В данном материале представлен опыт работы по заявленной теме. Преимущества работы в паре и в группе на разных этапах урока позволяет учителю вовлечь в учебный про...
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельностью. Соврем...