Статья
статья
Статья по теме "Изучение и формирование креативного мышления школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.konferentsiya.ivanovo.docx | 329.69 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.02.
С.Н. Габибова, учитель начальных классов,
МОУ Центр образования № 23 «Созвучие»
г.Вологда, Россия
Изучение и формирование креативного мышления младших школьников на основе ТРИЗ – технологии.
Ключевые слова: креативное мышление, ТРИЗ-технология, методики диагностики, уровни сформированности креативного мышления, младшие школьники.
Аннотация: в статье раскрываются особенности диагностики креативного мышления обучающихся, характеризуются уровни сформированности креативного мышления младших школьников. Описаны возможности методов ТРИЗ - технологии в формировании креативного мышления младших школьников.
S.N. Gabibova, primary school teacher,
MOU Center of Education No. 23 "Consonance"
Vologda, Russia
The study and formation of creative thinking of younger schoolchildren based on TRIZ technology.
Key words: creative thinking, TRIZ-technology, diagnostic methods, levels of formation of creative thinking, junior schoolchildren.
Annotation: the article reveals the features of diagnostics of creative thinking of students, characterizes the levels of formation of creative thinking of younger students. The possibilities of TRIZ methods - technologies in the formation of creative thinking of younger schoolchildren are described.
Креативное мышление- это способность продуктивно участвовать в процессе, выработке, оценке и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания и или эффектного выражения воображения. Такое определение дано в рамках международного исследования качества образования PISA и TIMSS. Россия участвует в этих международных исследованиях.
Критериями креативности являются по менению ученого- исследователя Джоя Гилфорда: беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность, точность, склонность к риску.
В исследованиях отечественного автора Е.Е. Подгузовой выделяются следующие критерии креативности: нестандартность, осмысленность действий, ценность продукта.
Очень сходно определение понятия «креативное мышление» с понятием «изобретательское мышление», которое используется в ТРИЗ педагогики. ТРИз- это теория решения изобретательских задач, автором которой является российский ученый Генрих Альтшуллер.
Креативное мышление является необходимым условием качества образования. Это компонент функциональной грамотности- способности человека успешно решать нестандартные жизненные ситуации.
Поэтому изучение и формирование креативного мышления необходимо начинать с начальной школы.
Для изучения сформированности креативного мышления авторы ТРИЗ педагогики предлагаеют ряд методик. К ним относится методика «Облако», методика «Преобразование структуры объекта», и методика «Предложи оригинальное решение».
Эти методики были использованы мною для изучения сформированности креативного мышления учащихся 2 А класса. Необходимость проведения диагностики связана с тем, что я в течение учебного года использую приемы и методы технологии ТРИЗ, и для оценки результатов эффективности данной технологии необходимы исходные и итоговые данные, чтобы на следующий год можно было сравнить результаты.
Методика «Нарисуй облако» предполагала следующее задание:
В каждой сказке есть персонаж, на который мы редко обращаем
внимание –это облако. В сказке живет сказочное облако. Оно может быть:
маленьким, как пушистый белый котенок, и большим, как бескрайняя
снежная пустыня; черным, как едкий дым, и белым, как снежные хлопья;
мягким, как пуховая перина, и твердым, как ледяная горка;
шумным, как могучий океан, и тихим, как лесной ручеек;
теплым, как солнечные лучи, и холодным, как брызги фонтана.
Нарисуйте сказочное облако так, чтобы на ваших рисунках оно было и
маленьким, и большим; и черным и белым; и мягким, и твердым; и шумным, и тихим; и теплым, и холодным».
По итогам диагностики, результаты распределились следующим образом.
Уровень сформированности КМ | Данные в процентах от числа участников |
| 21,5% |
| 65% |
| 13,5% |
Низкий уровень характеризуется как неумение выделять элементы системы, взаимосвязи между элементами, трудность в представлении образа оригинального объекта, стереотипность решения. (Облако как облако)
Средний уровень предполагает умение выстраивать элементы системы в цепочки, видеть взаимосвязи, использовать аналогии, предлагать несколько решений. (Например, цепочка разных облаков, использование поясняющих надписей, сочетание несочетающихся явлений).
Высокий уровень предполагает умение выделить элементы со сходными функциями, вводить новые взаимосвязи, предлагать оригинальные сочетания элементов. (Например, облако как человек, облако с разными глазами, хвостами и т.д.). Уровни выделены на основе теоретического иссдедования Н.В. Рубиной, г. Санкт-Петербург.
Считаю. Что результаты неплохие, так как большая часть учащихся тмеет средний уровень сформиролванности кретивного мышления.
Вторая методика «Преобразование структуры объекта» предполагает ответы на проблемные ситуации.
Первая: «вы пришли на урок и обнаружили, что потеряли все учебники. Что будете делать?». Вторая ситуация: «В машине, в которой вы едете, оказалист проколотыми два колеса, а запасное только одно. Ваши действия?».
Третья ситуация: « Вы оказались в городе. Где говорят на незнакомом языке. Ка вы будете изъясняться?».
Итоги диагностики свидетельствуют, что у учащихся преобладает тривиальный подход к решению проблем, следовательно, уровень сформированности креативного мышления ниже среднего у большинства учащихся. Но хорошо то, что только два учащихся не смогли ответить на одну из ситуаций, из 14 учащихся предложили стандартные варианты решения всех ситуаций. Три человека предложили оригинальные решения ситуаций. Следовательно, оценивая тривиальность и оригинальность решений, всех учащихся можно разделить на 2 группы. К первой относятся 17% учащихся, имеющих уровень креативного мышления выше среднего, вторую группу составляют 83% учащихся, у которых уровень ниже среднего.
Третья методика направлена на выявление креативности при продумывании способов использования обычных вещей.
Детям предлагалось написать как можно больше способов использования учебника, ученической линейки и велосипедного колеса.
Результаты также определили три уровня сформированности креативного мышления у второклассников.
Низкий предполагает использование обычных, стандартных способов использования предметов.
Средний уровень предполагает использование предметов в разных ситуациях, но этих ситуаций не более двух, и они описаны неконкретно.
Высокий уровень предполагает продумывание нескольких способов использования предметов, один или два из которых являются оригинальными , нестандартными.
Уровень сформированности КМ | Данные в процентах от числа участников |
| 48,% |
| 35% |
| 17,0% |
Примеры оригинальных ответов: Линейка как меч, как кинжал. Учебник - бумажный камень, как стул для куклы. Колесо, как часы. Колесо - предмет караоке. Колесо-кровать для собаки. Колесо - для окна в землянке. Колесо - летающая тарелка.
Как мы видим, по сравнению с результатами первой методики, количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированности креативного мышления, значительно выше. Причиной, на наш взгляд, является трудность вербального выражения своих мыслей. Рисование для младших школьников является более творческой сферой самовыражения, чем аналитическая деятельность. которая, к тому же, должна быть выражена письменно.
Диагностика показала необходимость целенаправленной работы по формированию креативного мышления. Целенаправленная работа предполагает использование приемов ТРИЗ педагогики на уроках в начальной школе. К таким приемам относятся:
- Ассоциации, анаграммы, ребусы,
- Мозговой штурм
- Игры «да-нет»
- Театрализация
- Загадки
- Инсерт
- Прием «Причина-факт-следствие» и другие.
Значительное место на уроках должно занимать решение проблемных ситуаций. Интересны также приемы, связанные с продумыванием сказочных сюжетов, фантастических рассказов, продумыванием необычных заголовков.
Например, такое задание:
При этом стандартные ответы не принимаются. Оригинальными
названиями являются такие как: приключения волшебного чая;
дорога мечты; парящая лестница, дорога ангелов, реклама чая «Чудесное путешествие».
В учебном процессе необходимо чаще использовать методы, которые раскрыты в работах А. Гина, Г. Алтшуллера. Систематическое использование приемов ТРИЗ педагогики приведет к повышению уровня сформированности креативного мышления обучающихся, а следовательно, к повышению качества образовательных результатов.
Литература.
- Г. Альтшуллер. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио.1979.-Кибернетика.
- А. Гин. Приемы педагогической техники. Вита-Пресс. М.2016.
- С. Гин. Мир фантазий.
- А. Осборн. Управляемое воображение. 1953.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...