Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Всё начинается с семьи…»
проект

Желтышева Татьяна Евгеньевна

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vse_nachinaetsya_s_semi.docx113.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 8 комбинированного  вида

        Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

 во второй младшей группе №8

 «Всё начинается с семьи…»

                                                      Разработчики   воспитатели:

                                             Жук Лариса Ивановна,

                                                                   высшая квалификационная категория;                                                          

                                                              Желтышева Татьяна Евгеньевна,

                                                                     высшая квалификационная категория

г. Чебаркуль, 2024

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев.

Участники проекта:

    Дети 3-4 лет, воспитатели группы,

    музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный 

 Срок реализации:

    октябрь - апрель 2024г.

     Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи проекта:

  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  • Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию.
  • Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

Актуальность проблемы:

    С чего начинается Родина? Для каждого человека она прежде всего начинается с семьи. Для маленького ребенка Родина – это мама, папа, бабушки и дедушки; это те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой, составляют основу мира в первые годы жизни. А с чего же начинается семья? С любви, взаимопомощи, взаимопонимания и с традиций, которые связывают все поколения, позволяют почувствовать единство. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье.

 В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных и неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Ожидаемый результат:

  • • расширятся представления об отношениях в семье;
  • • появятся начальные представления о семейных традициях;
  • • обогатится словарный запас;
  • • появятся чувства: сострадание, внимание к родным и близким, взаимопомощи.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Определение темы проекта. Обоснование его актуальности.

Постановка целей и задач работы.

Определение уровня знаний детей о семье, доме, детском саде. (Наблюдение за общением детей в группе)

Опрос и беседа с детьми «Что такое семья?», «Моя семья»

Подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные».

Чтение художественной и познавательной литературы.

Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

Конспекты познавательных занятий, бесед.

Подбор консультационного материала для родителей.

2 этап – Основной

Реализация проекта через разные виды деятельности.

Познавательное развитие:

  • настольные и дидактические игры: «Большие и маленькие», «Матрешки», «Найди тень», «Кто чем занят», «Контурное лото», «Мой дом», «Чей малыш», «Семья» и др.
  • просмотр театра «Репка», «Рукавичка»

Речевое развитие детей:

  • цикл бесед: «С кем я дружу» ( Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.),  «Что умеет делать мама?»( Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.), «Праздники моей семьи» ( Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям), «С кем я живу?»( Дать представление о семейных обязанностях.), («Хорошо у нас в саду» (Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом) и др.
  • Чтение художественной литературы: р.н.с. «Репка», «Волк и козлята»; Д. Габбе «Моя семья», «Мама», Л.Квитко «Бабушкины руки»; И.Муравейко «Я сама»; Е.Благинина «Солнышко», «Вот какая мама!»; О.Карышева «Подарок»; Ф.Фребеля «Вот дедушка»; Н. Артюхова «Трудный вечер".
  • загадки на тему «Семья», чистоговорки.
  • Решение проблемной ситуации «Что я буду делать, если мама заболеет...?». «В гостях у кукол», «Свой, чужой, знакомый»

Художественно – эстетическое развитие:

  • аппликация, лепка, рисование: «Смотрит солнышко в окошко» (создать условия для овладения главными формообразующими движениями - изображение округлых форм и линий), «Матрешка»(  продолжать знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой), «Крендельки для друга» (воспитывать умение работать в коллективе) , «Дом в котором я живу» ( Воспитать бережное отношение к своему дому), «Букет для мамы» (Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок)), Рисование на новогодние темы (Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника)
  • Изготовление подарков для мам и пап.
  • Разучивание песен, стихов о маме. 
  • подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Мама-солнышко», «Костер», «Золотые ворота», «Юрта». (Знакомство с играми различных национальностей)

Социально-личностное развитие детей.

НОД

  • Тема «Моя семья». 

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

  • Тема: «О моем любимом папе». 

Задачи: обучить навыкам пересказа небольших историй на основе личного опыта.

  • Тема: «Моя любимая мама». 

Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом.

Игровая деятельность:

  • физминутки и пальчиковые игры: «Любимой мамочке испеку я прянички», «Мы делили апельсин», «Семья», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
  • сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождение», «В гости к бабушке мы едем», К нам пришли гости», Выходной день в семье».

Сотрудничество с семьей:

  • видеоролики: «Для мам и пап о жизни их ребят», «С Днем Матери», «Наши колядки» акция «Дорога добра»
  • фестиваль национальных культур «Таджикская семья», «Башкирская семья», «Татарская семья», «Русская семья».
  • Создание коллажа-альбома «Моя семья»
  • фотоколлаж «Я забочусь о своей семье».
  • конкурс «Беру пример с мамы»

Взаимодействие со специалистами:

  • Музыкальный праздник «8 Марта»

3 этап – заключительный

Итоги работы проекта для детей:

1. Изготовление подарков для членов семьи.

2. Праздник: «8 Марта», театрализованная досуг «Репка», «Рукавичка».

3. НОД «Моя семья».

4. Коллаж-альбом «Моя семья», «Мы друзья».

5. Фестиваль национальных культур.

 Итоги работы проекта для родителей:

1. Праздник: «8 Марта».

2. Консультации для родителей.

3. Коллаж-альбом «Моя семья».

Итоги проекта для педагогов:

1. Создание патриотического уголка.

2. Картотека игр «Моя семья»

Вывод.

Мы считаем, что задачи, поставленные нами в начале проекта, мы выполнили. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско — родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.

Приложение

Загадки.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

 

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

 

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

 

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

 

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

 

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

 

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

ЧИСТОГОВОРКИ НА ТЕМУ:

 «МОЯ МАМА»

Ама-ама-ама - у меня есть мама

ра-ра-ра - к маме мне идти пора

ду-ду-ду - а я к мамочке иду

шо-шо-шо -вместе с мамой хорошо

за-за-за - у мамы добрые глаза

жу-жу-жу-с мамой в парк гулять хожу

арки-арки – арки - мамины подарки

ок-ок-ок- для мамочки цветок

ки-ки-ки- мама вяжет мне носки

ан-ан-ан – сшила мама сарафан

лю-лю-лю – очень мамочку люблю

ты-ты-ты – подарю маме цветы

ги-ги-ги- мама жарит пироги

ла-ла-ла- Мила маме помогла

арф-арф-арф- вяжет мама шарф

ач-ач-ач – купила мама мне калач

умка-умка – умка – у мамы новая сумка

«СЕМЬЯ»

АМА – АМА – АМА - у меня есть мама                                                            

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа                                                        

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля                                                                                  

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ  - старенький дедуля                                                          

ГИ – ГИ – ГИ - бабуля печет пироги

УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул                                                          

ЗЕТУ – ЗЕТУ – ЗЕТУ - дедуля читает газету                                                        

РА – РА – РА - младшая сестра                                                                          

АТ – АТ – АТ - мой любимый брат                                                                      

АТ – АТ – АТ - у меня есть брат                                                                          

ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову                                                                        

РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой                                                      

ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью                                                        

МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья                    

 

Пальчиковая игра «Дом»

У дома есть крыша, ( Руки треугольником над головой.)

 У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак .)

Кто его открыть бы смог? ( I кжрутили скрещенными в замок пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)

Физминутка «Мама спит»

Дети идут на носочках

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Дети идут на пяточках.

Я на пяточках хожу, маму я не разбужу.

Моих пяток слышен стук:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Мои пяточки идут-

Меня к мамочке ведут.

Дети подходят к воспитателю.

Консультация для родителей на тему:

«Моя семья –

моя крепость»

Любовь – это встреча навсегда.

Мать – теплица любви.

Отец – открыватель возможностей.

Сердце матери – это бездна,

в глубине которой всегда найдётся прощение.

О. Бальзак.

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? В чём видят своё детское счастье дети? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Вывод один: счастлив тот ребёнок, который растёт на благодатной семейной почве, согрет и защищён. Кого во все века считали и считают обиженным судьбой, самым обездоленным и достойным жалости? Сироту – человека по тем или иным причинам лишённого отца и матери. И нет напасти хуже, чем семейный разлад.

На первое место выходит семья – самое главное понятие для маленького человека, несоизмеримое ни с чем. Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему имея всё это, многие дети часто страдают? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ребёнку нужно, чтобы его любили, понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы рядом были отец и мать.

Старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей духовно-нравственных чувств. В данной ситуации семья – главный источник воспитания ребёнка. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, гуманность, регулирующие поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. А этим правилам научиться ребёнок может в семье, члены которой соблюдают эти правила. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Процесс становления личности и её духовно-нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде семьи.

Итак, семья.

Очертим функциональный образ семьи.

Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве родителями новой жизни, в продолжение рода.

Хозяйственная функция в общественном производстве жизненных средств, необходимых для нормальной жизни семьи.

Воспитательная функция. Семья выступает как активный фактор формирования личности, его духовно-нравственной стороны. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции и обычаи, атмосфера родного дома часто имеют решающее значение в воспитании детей.

Функция общения. Общение родителей и детей имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального, волевого, духовно-нравственного развития. Формирование таких качеств, как эмпатия, терпимость, сочувствие зависит от качества семейного общения. Дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками.

Функция досуга и отдыха. Для ребёнка семья является организатором его отдыха. Она осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к традициям семьи, художественной деятельности, самообразованию, труду, здоровому образу жизни.

Функция творческого развития. Семья предоставляет пространство для развития творческих сил и индивидуальных способностей, так, как в семье ребёнок наиболее свободен, окружён любовью и поддержкой.

Ядром всех отношений, которые царят в семье, является функция любви. Любовью должна быть наполнена жизнь ребёнка с самого рождения. Любовь матери – счастье, за которое не надо бороться, не надо никому доказывать, что ты достоин этой любви. Любовь предполагает принятие ребёнка таким, каков он есть, принятие всех его интересов, восприятие ребёнка всегда как части своего «я». Родитель должен «не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не комкать, а формировать, не диктовать, а учить, не требовать, а спрашивать».

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, его духовно-нравственное становление глубоко индивидуально и неповторимо. Оно закладывается в семье, основывается на достойном примере родителей. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого маленького человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни и в духовном, и в материальном мире. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет защиту и безопасность внутреннего, эмоционального, духовного мира ребёнка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнения в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственность и развить духовность, только любовь способна научить любить.

Наши нынешние семьи совсем крохотные по меркам древних. А вот навести в такой семье порядок, удержать от бед и невзгод мы порой не умеем. А в результате страдают дети. Современный мир очень сложен, насыщен информационно, технически, научно. Но о самом главном мы, порой, забываем. Семья – это крепость для детей, защита, помощь, опора. Очень важно, чтобы она стала для ребёнка не просто формальным понятием. Издавна церковь и родители прививали молодым людям самые чистые и глубокие чувства к семейным узам, благословляли на брак духовно, с чистыми помыслами. Очень важно удержать эти понятия для молодых семей и прививать их нашим детям. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер.

Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит духовно-нравственное здоровье не только самого маленького человека, но и нации в целом.

Памятка для родителей

«Правила семейного воспитания»

Уважаемые папы и мамы!

Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы — человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее — эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над своим рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки. А еще — иногда читайте строчки стихотворения, в котором выражена огромная просьба ребенка, желающего видеть своих родителей, таких родных и близких, хотя бы изредка! Не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе!

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая ценность вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных » дел на «потом».

3. Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.

4. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.

5. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.

6. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.

7. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

8. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

9. Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком эмоциональной в положительном плане.

10.Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

11.Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с его друзьями и товарищами.

12.Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

13.Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

14.Не откупайтесь от своего ребенка подарками, например, за позднее возвращение домой или невыполненные обещания: пройдет немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.

15.Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей дома. Пусть это будет вашим красивым, теплым добрым ритуалом: красивая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музыка и родители, которые входят в дом. Пройдет совсем немного времени и родители, заложившие такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших детей, чтобы пообщаться с ними...

16.Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите, дайте ему выговориться, постарайтесь внимательно выслушать его.

17.Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения!

18.Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости!

Помните - бумерангу свойственно возвращаться!

Консультация: Что такое для человека семья?

Это в первую очередь дом, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. А любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Что такое семейные ценности?

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.

Члены семьи становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.

Традиционные семейные ценности такие как: вера, верность, любовь, брак, уважение, доверие, взаимопомощь, доброта, понимание, святость материнства и продолжение рода– это далеко не полный, но основной список и современных семейных ценностей.

Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле. Даже если кто-то из нас и не вырос именно в таких условиях, не смог впитать вместе с воспитанием настоящие ценности в отношениях, надо стараться друг для друга и делать этот мир лучше.

Именно родители формируют детскую картину мира, то, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ребенку бесконечным праздником, увлекательным путешествием или скучной, неблагодарной и тяжелым трудом.

Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Если большинство привычных семейных ритуалов будут нести не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепит в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Желаю тепла, света и уюта Вашему дому!

Консультация для родителей

на тему:

«Здоровая семья –

счастливый ребенок»

Счастливая семья — здоровый ребенок.

Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично. Оно затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не могут быть затронуты общественным воспитанием. Эмоциональный мир, формирующийся в семье, становится фундаментом сферы социальных чувств личности. Воспитание ребенка не требует каких-то особых мероприятий. Малыш, точно губка, впитывает духовно-нравственную атмосферу семьи, выстраивает модель «взрослых» отношений, наблюдая образ жизни родителей. Поэтому, для гармоничного развития ребенка обязательно нужно личное счастье мам и пап, нужна гармоничная семья.

В счастливой семье намного чаще дети растут здоровыми. С этим утверждением не поспоришь. Существует четкая связь, которую видят и её можно проверить, между состоянием счастья и гармонии в семье и здоровьем ребенка. Мудрая пословица «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться и в обратном порядке, подразумевая сильнейшую взаимосвязь тела и души

Счастье семьи чаще всего проявляется в отношениях в этой семье. Всем хорошо, уютно, тепло и интересно, любые трудности решаются сообща, благожелательность звучит в словах и видна в делах. О такой семье смело можно говорить — они счастливы. Здесь мирные и гармоничные отношения между супругами, детьми, родственниками, друзьями и коллегами. Ведь это 5 главных областей наших эмоциональных связей, которые являются очень значимыми для человека и больше всего влияют на наше самочувствие.

Учитывая факторы, влияющие на здоровье ребенка, можно сказать одно. «Да конечно исправить наследственность (то что уже дано природой, улучшить экологию отдельно взятая семья не в силах. Но уменьшить, или же совсем удалить из жизни ребенка, стрессы из вне, улучшить внутрисемейные отношения каждому родителю под силу. Задача родителей – сделать жизнь ребенка максимально комфортной с учетом всех психологических особенностей. Помните: поведение и здоровье малыша зависит от его реакции на семейные отношения. Возникает напряженная обстановка дома, проблемы на работе, которые вы несете домой, и почему-то ваше чадо жалуется на различные боли, а то и вовсе заболевает. Что это? Это психосоматические явления. Или говоря простым бытовым языком перенос душевного состояния в физическое, когда наше эмоциональное состояние вызывает нарушения функционирования различных органов нашего тела, ослабевая его защитные функции.

Малыши учатся жить, изучая и отражая наши отношения в том числе. Многие психологические проблемы и болезни взрослых – это наследство с младенческих времен. Пока ребенок настолько мал, что не в силах физически повлиять на ситуацию, он может лишь косвенным образом заявить о своем мнении.

Как заставить любимую маму чаще быть рядом, привлечь ее внимание? Самый действенный и доступный способ – это плач. Если плач не помогает и обстоятельства, по мнению малыша, усугубляются, он идет на крайние меры… заболевает. Цель достигнута. Мама рядом, такая ласковая и заботливая. По первому требованию берет на руки, все время делает какие-то процедуры – осуществляется такой желанный для малыша тактильный контакт. Из-за тревоги о здоровье ребенка мама от него не отходит, а он купается, наконец, в ее внимании.

Не стоит, конечно, кидаться в крайности и каждый случай простуды вменять себе как наказание за невнимательность к своему ребенку. Если сын наелся на прогулке вкусного снега, то это, безусловно, не от горя, а от любознательности.

Надо постараться ответить не на вопрос «чем болеет мой ребенок? », а на вопрос «почему он болеет? ».

Все ли в порядке с психологическим климатом в семье? Фразой «все болезни от нервов» уже никого не удивишь. Так почему же не уделить внимание стрессу самого беззащитного члена семьи? Конечно, проще накормить ребенка пилюлями, чем задуматься о том, что может его беспокоить, но это далеко не лучшее решение проблемы.

Идеальных семей, где каждый день все гладко и тихо, не бывает в природе. Усталость от работы, быстрого жизненного ритма, нервы на пределе, претензии супругов друг к другу растут и копятся. Все это приводит к семейным конфликтам. Когда в семье возникают конфликтные ситуации, которые сопровождаются затяжными обидами обоих супругов, это негативно сказывается на здоровье малыша. Настроение его подавленное, ухудшается сон и аппетит, а как следствие этого ослабление организма и болезнь.

Даже если по отношению к ребенку нет никаких негативных эмоций, малыш по мимике, по интонации понимает, что не все в порядке в его королевстве.

Чтобы улучшить психологический климат в семье, попробуйте следовать некоторым правилам, список которых каждая пара может дополнить по своему усмотрению.

• Обстоятельство времени, или своевременность «опасного» разговора. Если уж накипело и хочется высказаться по многим вопросам, подождите, пока малыш уснет. Эта передышка позволит вам немного остыть и более трезво взглянуть на ситуацию. Обсуждайте только то, что действительно требует немедленного решения. В какую школу пойдет ребенок, можно будет решить немного позже. Не перегружайте друг друга проблемами, которые не требуют срочного вмешательства.

• Обстоятельство места, или «спорьте на кухне». Соблюдайте простое правило – никаких криков над кроваткой. И уж, конечно, не стоит вырывать дитя из рук друг у друга, когда в очередной раз решите «расстаться навсегда». Оградите кроху от неприятных и, главное, непонятных для него зрелищ и звуков.

• Секретность переговоров, или «успокойтесь перед общением с ребенком». Безусловно, ребенок чувствует стресс родителей. Некоторые врачи даже утверждают, что с молоком ребенку поступает информацию о душевном состоянии матери. Если маме плохо, ребенку тревожно. Но можно максимально снизить вредное влияние на малыша. Несколько глубоких вдохов, улыбка своему отражению в зеркале, и вперед – в детскую.

Конечно, создавая эмоционально комфортные условия нахождения и развития ребенка в семье мы можем улучшить здоровье ребенка, но также очень важна крепкая эмоциональная связь ребенка со своей мамой. Каждая мама способна помочь ребенку справиться даже с тяжелой болезнью. Она может дать ребенку установку на счастье - и он станет счастливым и здоровым человеком.

Но как передать малышу свою любовь? Специалисты считают: прежде всего взглядом и прикосновениями. Как можно чаще с любовью смотрите в глаза ребенка, поглаживайте, прижимайте, подкидывайте, шутливо с ним возитесь.

И еще огромное значение для ребенка - имеет мамин голос. Если мама предъявляет к ребенку много претензий, распекает, что он не такой, как хотелось бы, ребенку как бы задается программа неудач и болезней. И наоборот: если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, дает установку на счастье, здоровье, то все его процессы приходят в норму. Именно на этом механизме построена методика известного детского психиатра профессора Бориса Зиновьевича Драпкина «Мама-терапия»

Фразы, которые надо произносить, - не случайные. Каждое слово - продуманное и проверенное. Базовая часть внушения, состоящая из 4 блоков, полезна любому ребенку, даже самому здоровому и счастливому.

1-й блок - "витамин материнской любви": с помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.

"Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим".

2-й блок - установка на физическое здоровье. При легких недомоганиях одна эта "мама-терапия" может излечить без всяких лекарств.

"Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь".

3-й блок - установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие.

"Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь".

4-й блок отражает народную мудрость. Издревле мама брала больного ребенка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от недуга: "Отдай мне свою болезнь! "

"Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет конкретные проблемы ребенка.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если ребенок плохо спит). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза на мажоре.) Я тебя очень-очень сильно люблю".

Лучше всего заниматься новой методикой, когда ребенок спит. Он прекрасно запомнит, что мама говорила ночью. Итак, через 20-30 минут после того как малыш заснул, садитесь к его кровати и проговаривайте каждую фразу. В конце можно использовать легкое прикосновение к малышу или поцелуй.

Делайте это каждый день: время - зависит от состояния ребенка. Ни высокая температура, ни другие проявления болезни противопоказаниями не являются. А вот если сама мама не в форме - заболела, взвинчена, - сеанс лучше отменить.

Даже оградив ребенка от эмоционального дискомфорта мы не в силах изменить все вредно влияющие факторы. Дети могут болеть. Как же облегчить их страдания, ускорить выздоровления. Можно использовать Мама-терапию. Кроме использование данной терапии, можно использовать лечение игрой. Это не только поднимет жизненный тонус больного ослабленного ребенка, но и поможет вам эмоционально сблизиться с ним.

Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.

Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) Полезный совет: если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель. Кроме игр в которые вы всегда играете дома существуют специализированные игры которые направленны на оздоровление детей при каком-то конкретном заболевании. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Я верю. Что при большом желании и труде в каждой семье можно создать обстановку, в которой дети будут здоровыми, даже если ваша семья неполная.


 Консультация: Что такое для человека семья?

Это в первую очередь дом, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. А любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Что такое семейные ценности?

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.

Члены семьи становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другойЧестность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – довериеДоверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.

Традиционные семейные ценности такие как: вера, верность, любовь, брак, уважение, доверие, взаимопомощь, доброта, понимание, святость материнства и продолжение рода– это далеко не полный, но основной список и современных семейных ценностей.

Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле. Даже если кто-то из нас и не вырос именно в таких условиях, не смог впитать вместе с воспитанием настоящие ценности в отношениях, надо стараться друг для друга и делать этот мир лучше.

Именно родители формируют детскую картину мира, то, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ребенку бесконечным праздником, увлекательным путешествием или скучной, неблагодарной и тяжелым трудом.

Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Если большинство привычных семейных ритуалов будут нести не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепит в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.hello_html_44a0290e.jpg

Желаю тепла, света и уюта Вашему дому!

Картотека игр

1.«Моя семья»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в  речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением

Материал: семейные фотографии детей.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:

- С кем ты живёшь?

 - Кто самый старший в вашей семье?

 - Кто самый младший?

 - Для мамы ты кто?

 - А для бабушки?

 - Ты любишь своих близких?

 - Кто чем занимается в семье?

 - Кто о тебе заботится?

 - Как ты заботишься о других?

2. «Кто что делает»

Цель – развитие  связной речи детей.

Задачи:

- активизировать в   речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.

Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.

3.«Моя  семья самая…»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.

4.«Подарки»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

- учить детей образовывать существительные в дательном и винительном падежах.

Материал: предметные картинки

Ход игры:

Педагог говорит детям, что скоро праздник  и  надо выбрать  всем членам семьи подарки.  Ребенок выбирает картинку и озвучивает,  кому он делает подарок: «Я подарю бабушке корзинку»,  «Я подарю папе мяч».

5.«Помоги бабушке навести порядок»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.

Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.

Ход игры:

Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает:  «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?»,  «Чьи это очки?» и т.п..

Инструкция: если дети ограничиваются  прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».

6.«Скажи, о ком говорю»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.

Материал: -

Ход игры:

Педагог  перечисляет определения, характеризующие членов семьи,  дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.

«Любимая, заботливая, нежная  - мама»

«Добрая, милая, ласковая - бабушка»

«Младший, смешной, непоседливый – брат»

«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»

«Веселая, умная, красивая - сестра»

«Добрый, серьезный, умный - дедушка»

7.«Кто живет у нас в квартире»

Цель – развитие активного словаря детей

Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.

Материал: -

Ход игры:  в дети выполняют движения по показу воспитателя

Раз, два, три, четыре

Хлопают в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

Энергично сгибают и

разгибают пальцы

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопают в ладоши

Всех могу пересчитать

Энергично сгибают и

разгибают пальцы

Папа, мама, брат, сестренка

Поочередно загибают пальцы

Кошка Мурка, два котенка,

Мой  сверчок, щегол и я -

Вот и вся моя семья

Энергично сгибают и

разгибают пальцы

8.«Устала наша бабушка»

Цель  - развитие активного словаря детей.

Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать уважение к людям старшего поколения.

Устала наша бабушка

Дети стоят в кругу, руки за спиной

Присела на порог

Приседают

Куда пропал, куда пропал

Берутся руками за голову и

раскачивают из стороны в сторону

Куда пропал внучок

Подумала, поохала

Указательные пальцы к щекам

Потом тихонько встала

Выпрямляются в полный рост

Пошла вокруг да около -

Идут друг за другом по кругу

Искать внучка сначала

Поворачивают голову влево, вправо, руки за спиной

9.«Мамины помощники»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия, воспитывать желание помогать маме.

Материал: -

Ход игры:  дети выполняют движения, одновременно проговаривая слова.

Маму я свою люблю

Обнимают себя за плечи

И всегда ей помогу

Поворот с хлопком вправо, влево

Пыль я чисто вытираю

Круговые движения ладонями

А еще белье стираю

Движения рук, имитирующие стирку

Пол я быстро подмету

Движения  рук перед собой вправо - влево

И цветы еще полью

Правая рука сжата в кулак – горшок, левая сжата в кулак,

большой палец оттопырен – лейка.

Маме надо отдыхать

Поза, имитирующая сон человека, ладони справа

Маме хочется поспать

Поза, имитирующая сон человека, ладони слева

Я на цыпочках хожу

Движения по тексту

И ни разу,  и ни разу

Ни словечка не скажу

10.«Как у нас семья большая»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

-  обогатить словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.

Материал: -

Ход игры:

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Как  у нас семья большая, да весёлая.       (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)

Два у лавки стоят,                                       (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,                                      (загнуть указательные пальцы)

Два Степана сметаной объедаются,         (загнуть средние пальцы)

Две Дашки кашкой питаются,                  (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются,                (загнуть мизинцы)

11.«Рисуем портрет»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

-  учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: опорная схема

Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.

Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.

12.«Семья играет в цепочку слов»

Цель – развитие фонематического слуха детей

Задачи:

-  учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.

Материал – предметные картинки на магните, магнитная доска

Ход игры:

 Дети сидят  за столом, на столе перед детьми  разложены картинки. Педагог берет первую картинку,  прикрепляет ее на магнитную доску и четко называет слово, ребенок, сидящий рядом,  должен определить последний звук в слове  и   назвать слово, начинающееся с последнего звука,  выбрать соответствующую картинку.

Инструкция:  в начале игры необходимо объяснить правила:  нужно определить последний звук в первом слове и найти слово (картинку), которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее

13.«Скажи по - другому»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

-  учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»

Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»:  «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»

У папы серые глаза – Папа сероглазый

У брата румяные щеки – Брат румянощекий

У сестры карие глаза – Сестра кареглазая

14.«Поймай звук»

Цель – развитие фонематического слуха детей

Задачи:

-  учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.

Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.  

15. «Назови ласково»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

- активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Материал:  картинки с изображением членов семьи.

Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется,  другие  дети  или педагог помогают ему.

16.«Семейное путешествие»

Цель - развитие фонематического слуха детей

Задачи:

-  учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.

Материал – предметные картинки, изображение чемодана.

Ход: педагог объявляет детям, что семья собирается в путешествие и просит детей помочь собрать вещи. Педагог предупреждает детей, что семья возьмет с собой вещи, в названии которых есть заданных звук. Когда ребенок называет правильное слово, он берет соответствующую картинку и кладет ее в чемодан.

17.«Я начну , а ты закончи»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

-  учить детей употреблять  существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей

Материал: сюжетные картинки

Ход:  Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.

Мама положила зонт на …..

Дедушка купил газету в ….

Бабушка вяжет носки из …..

Сестра шьет платье для …

Тетя приехала из …

18.«Один - много»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:- учить детей образовывать  существительные  во множественном  числе .

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.

19.«Кто больше»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова по теме «семья»

Материал: карточки с изображением смайликов

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать ласковые слова для своей мамы (папы, бабушки). За каждое слово вручает ребенку смайлик. В конце игры подсчитывают, кто больше получил смайликов.

20.«Назови слова - родственники»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова по теме «семья»

Материал: -

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать  слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники - родители

21.«Кто приехал»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:-  активизировать  словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Кто приехал?                     (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)

 Мы, мы, мы!                     (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и  одновременно хлопает три раза)

 Мама, мама, это ты?       (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да                          (хлопает кончиками указательных пальцев)

 Папа, папа, это ты?         (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                        (хлопает кончиками средних пальцев)

 Братец, братец, это ты?

 или:

 Ах, сестричка, это ты?    (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                         (хлопает кончиками безымянных пальцев)

 Дедушка, а это ты?

 или:

 Бабушка, а это ты?          (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                        (хлопает кончиками мизинцев)

 Все мы вместе, да, да, да!   (хлопает в ладоши)

22.«Я покажу, а вы отгадайте»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

-  учить передавать действия в движениях, развивать двигательное творчество.

Материал: -

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий , обращаясь к детям  говорит: «Я покажу, что делает  ……(называет какого – либо члена семьи)».  Ведущий  показывает  какое – то движение, а дети должны ответить «Мама моет посуду».

Инструкция:  педагог должен обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.

23. «Семейные загадки»

Цель – учить детей отгадывать загадки.

Задачи:

- учить детей отгадывать загадки, используя прием смыслового приложения и запоминания, обогащать словарь детей по теме «семья»

Материал: мяч

Ход игры: педагог читает загадки, дети дают ответ.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша...

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший...

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый...

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй! — говорит мне...

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша...

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой...

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно ...

24. Как у бабушки Маланьи»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

-  учить соотносить слова с движениями,  развивать чувство юмора,

Материал –  

Ход игры

Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети  произносят текст и выполняют движения:

Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,

Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)

Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)

Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)

Вот с такими носами, (показывают большой нос)

Вот с такой головой, (большую голову)

Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)

Все они сидели, на нее глядели, делали  вот так!

После слов «Делали вот так!»  Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.

Инструкция: игра может проводиться несколько раз по усмотрению педагога.

25.«Придумай загадку»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

-  учить детей составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: -

Ход игры: педагог предлагает детям придумать загадку про  одного из членов своей семьи.

Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления загадки.

26. «Кто возле кого»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

-  обогатить речь детей пространственными предлогами.

Материал: сюжетная картинка по теме «семья»

Ход игры: педагог задает детям вопросы по картинке: «Кто возле мамы», «Кто рядом с дедушкой», «Кто около папы»

Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т.п.

27.«Вместе»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

-  учить детей составлять предложения со словом «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: -

Ход игры: педагог задает вопрос, что ты любишь делать вместе с мамой(папой, дедушкой, братом и т.д.). Ребенок должен дать полный ответ «Я вместе с мамой люблю гулять»

28.«Расскажи про семью»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

- обобщить знания детей по теме «семья»,  учить детей составлять сюжетный рассказ  по схеме, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: - опорная схема

Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.

 «С кем я живу»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьиНапример: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать : кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Кто где живет»

Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

Ход игры

Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Котовске на улице Посконкина, в доме № 32, квартира № 25».

Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

«Назови ласково»

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.

«Маленькие помощники»

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Вежливые слова»

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д.

«Доброе слово»

Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку взять картинку и сказать :

мама (какая) —. ,

папа (какой) —. ,

бабушка (какая) —. ,

дедушка (какой) —.

«Отгадай»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?

(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

«Кто что делает?»

Цель: на столе разложены наборы картин из лото «Наша семья».

Ход игры: Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.

Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.

«Дружная семья»

Цель: побуждать детей называть членов семьи, слова, действия, характерные для них.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и рассказывает по ней. Если не получается, воспитатель помогает.

«Собери портрет»

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Оборудование. Разрезные картинки из журналов с изображением человека из 4-х частей.

Ход игры.

Перед детьми лежат разрезные картинки с изображением человека. Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился портрет.

«Бусы для мамы»

Цель: радовать своих близких, развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Ход игры.

Воспитатель говорит, чтобы дети порадовали своих мам красивыми бусами. Тогда воспитатель показывает коробку с колечками и веревочками, и предлагает сделать бусы для мамы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы готовы. Мамы обрадуются и скажут ребятам спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект во второй младшей группе "Огород на подоконнике"

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Проект во второй младшей группе "Волшебная водица"

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники &ndash...

Проект во второй младшей группе

Проекты во второй младшей группе....

Презентация на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему" "Современные инновационные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию" для детей 3-4 лет.В презентации описан опы...

Проект для детей второй младшей группы "Домашние и дикие животные"

Цель: дать понятия дикие животные, домашние животные, их среда обитания, питание, детёныши....

План на неделю во второй младшей группе "Я и моя семья"

Тема недели: Я и моя семья Цель: формировать образ «Я», формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом, развивать представления о своем внешнем облике, развивать генде...