Умники и умницы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
направление «Общеинтеллектуальное»
для обучающихся 3 класса
Филиппенкова С.Е.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
№ 373 от 6 октября 2009 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования
- Учебного плана на 2023-2024 учебный год.
- Положения о внеурочной деятельности .
- Авторской программы «36 занятий для будущих отличников» разработанной Л.В. Мищенковой .- М.: Издательство РОСТ. –(Юным умникам и умницам. Курс для массовой школы (ФГОС) 1-4класс).
В программу внесены изменения. Количество часов уменьшено на 2ч.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Основная цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Название раздела и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Задания русского языка | 6 ч. | Большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. | Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. |
Раздел 2. Задания литературы | 4 ч. | Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание; высказывание своего отношения к героям, к их поступкам; различение хороших и плохих поступков. | |
Раздел 3. Задания математики | 4 ч | Составление и моделирование предметов, построение фигур из счетных палочек, построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм", разрезание фигур. | |
Раздел 4. Задания окружающего мира | 10 ч | Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Любознательность, инициатива в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Умение видеть красоту окружающего мира, оценивать состояние окружающих растений и животных. Планирование своих действий под руководством учителя. | |
Раздел 5. Задание на развитие культуры поведения | 3 ч | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Представление о нормах морально-нравственного поведения. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |
Раздел 6. Задания на развитие эстетической культуры | 7ч | Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | |
34ч |
Уроки каждого раздела перемежают друг друга.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
№п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1. | Задания русского языка | 6 | |
2. | Задания литературы | 4 | |
3. | Задания математики | 4 | |
4. | Задания окружающего мира | 10 | |
5. | Задание на развитие культуры поведения | 3 | |
6. | Задания на развитие эстетической культуры | 7 | |
Итого | 34 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 34 часа в год; в неделю 1 час
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация |
Государственные символы. | Обобщают знания о государственных символах страны: гербе, флаге, гимне; развивают внимание, память, мышление. | |||
Моя семья | Уточняют представление о российской семье; воспитывают чувство близости с членами семьи. | |||
Мой портрет в лучах солнца | Акцентируют внимание на положительных качествах, присущих каждому человеку; развивают артистические способности, речь. | |||
Интеллектуальный клуб «мыслитель» | Развивают внимание, быстроту реакции, логическое, нестандартное мышление, воображение. | |||
Вода в нашей жизни | Расширяют представление о значении воды в нашей жизни; воспитывают бережное отношение к воде. | |||
Матушка-землица | Уточняют представление о ценности земли; воспитывают любовь к земле. | |||
Юные кулинары | Расширяют представление учащихся о кулинарии, знакомятся с некоторыми названиями мясных блюд. | |||
Куда летят крылатые слова | Знакомятся с понятием крылатые слова, происхождением этого термина, автором первого российского сборника «Крылатые слова»; расширяют словарный запас; воспитывают чувство восхищения богатством русского языка. | |||
Фильм, фильм, фильм… | Получают первоначальное представление о кинематографе; развивают внимание, мышление, конструкторские способности, зрительную память. | |||
Путешествие в мир пушкинских сказок | Углубляют знание пушкинских сказок. | |||
И снова нас ждёт мир пушкинских сказок | Продолжают работу по систематизации знаний о пушкинских сказках; развивают внимание, мышление, конструкторские способности. | |||
Приветствуем зиму | Вспоминают приятные моменты, связанные с зимой; развивают пространственную ориентацию, расширяют словарный запас. | |||
Пернатые друзья | Знакомятся с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширяют представления о пернатых. | |||
Олимпийские игры древности | Формируют представление об Олимпийских играх древности. | |||
Олимпийские игры современности | Расширяют представления об Олимпийских играх современности; знакомятся с символами Олимпиады. | |||
Я расскажу тебе о цирке | Получают представление об особенностях циркового искусства. | |||
Калейдоскоп головоломок | Развивают внимание, мышление, воображение, речь, фонематический слух. | |||
Музыкальная шкатулка | Знакомятся с понятием «классическая музыка», именами композиторов-классиков, получают первоначальные сведения о музыкальных инструментах – барабане и скрипке, величайших мастерах – создателях скрипки – Амати и Страдивари, а также о гениальном скрипаче Н. Паганини. | |||
Что мы знаем о памяти | Знакомятся с видами памяти (слуховой, зрительной, моторной); развивают внимание, зрительную и слуховую память, нестандартное мышление. | |||
Приди, масленица, с радостью! | Уточняют представления о народном празднике Масленица; развивают артистические способности. | |||
Золушка | Развивают внимание, смысловую память, логическое мышление, воображение. | |||
Клуб любителей русского языка | Обогащают словарный запас детей; воспитывают чувство любви и уважения к русскому языку. | |||
Да здравствует абракадабра! | Уточняют представления о понятии «абракадабра»; развивают внимание, нестандартное мышление. | |||
Собранье пёстрых дел | Развивают внимание, слуховую, а также зрительную память, мышление, воображение, речь, ориентацию в пространстве. | |||
Поговорим, друзья, о книге | Углубляют представление о ценности книги и пользе чтения; развивают воображение, речь. | |||
Эх, яблочко! | Расширяют знания о яблоках; развивают внимание, мышление, воображение, речь. | |||
Шутка- минутка, а заряжает на час | Формируют умение отличать хорошую шутку от плохой; развивают артистические способности. | |||
О времени и о часах | Получают представление о ценности времени; знакомятся с синонимами слова «время». | |||
Ещё раз о времени и о часах | Знакомятся с историей возникновения часов. | |||
Праздник Ивана Купалы | Знакомятся с содержанием праздника Ивана Купалы. | |||
Клуб любителей головоломок | Расширяют представление о головоломках; развивают внимание, мышление, воображение. | |||
Как делают бумагу | Получают представление о современном производстве бумаги. | |||
История плюшевого мишки | Знакомятся с одной из версий возникновения плюшевого мишки; воспитывают бережное отношение к «друзьям детства». | |||
Букет увлекательных задач | Развивают речь, быстроту реакции, чувство рифмы, артистические способности. |
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций,
- формирование рефлексии.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.
Регулятивные УУД:
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
- планирование своих действий под руководством учителя;
- приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.).
- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно несвязанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
- Участвовать в олимпиадах;
- Участвовать в научно-практических конференциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Сценарий праздника "Умники и умницы."
Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...
Конкурс " Умники и умницы" (презентация)
Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....