Умники и умницы
рабочая программа

Филиппенкова Светлана Егоровна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_3.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

направление «Общеинтеллектуальное»

для обучающихся 3 класса

Филиппенкова С.Е.

г.Ельня‌ 2023

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  РФ

№ 373 от 6 октября 2009 г.

  1. Основной образовательной программы начального общего образования
  2. Учебного плана на 2023-2024 учебный год.
  3. Положения о внеурочной деятельности .
  4. Авторской программы «36 занятий для будущих отличников» разработанной Л.В. Мищенковой .- М.: Издательство РОСТ. –(Юным умникам и умницам. Курс для массовой школы (ФГОС) 1-4класс).

В программу  внесены изменения. Количество часов уменьшено на 2ч.

        

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Основная цель программы:  развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

  1. Развитие творческих способностей младших школьников.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  4. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Программа  представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Название раздела и тем

Количество часов для  изучения

Содержание курса внеурочной деятельности                                                                                                                                  

Формы организации

 и виды деятельности

1

2

3

4

Раздел 1.

Задания русского языка

6 ч.

Большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Основные виды деятельности — игровая и познавательная.

Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Раздел 2.

Задания литературы

4 ч.

Эмоциональное  «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание; высказывание своего отношения к героям, к их поступкам;

различение хороших и плохих поступков. 

Раздел 3.

Задания математики

4 ч

Составление и моделирование предметов, построение фигур из счетных палочек, построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм", разрезание фигур. 
Нестандартные задания алгебраического характера.

Раздел 4.

Задания окружающего мира

10 ч

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. 

 Любознательность, инициатива в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Умение видеть красоту окружающего мира, оценивать состояние окружающих растений и животных. Планирование своих действий под руководством учителя. 

Раздел 5.

Задание на развитие культуры поведения

3 ч

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение.

Представление о нормах морально-нравственного поведения.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Раздел 6.

Задания на развитие эстетической культуры

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

34ч

Уроки каждого раздела перемежают друг друга.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        Количество часов: всего   34 часа; в неделю      1     час

№п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1.

Задания русского языка

6

2.

Задания литературы

4

3.

Задания математики

4

4.

Задания окружающего мира

10

5.

Задание на развитие культуры поведения

3

6.

Задания на развитие эстетической культуры

7

Итого

34

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                Количество часов: всего   34 часа в год; в неделю      1     час

занятия

Тема занятия

Дата

Корректировка КТП

Дополнительная информация

Государственные символы.

Обобщают знания о государственных символах страны: гербе, флаге, гимне; развивают внимание, память, мышление.

Моя семья

Уточняют представление о российской семье; воспитывают чувство близости с членами семьи.

Мой портрет в лучах солнца

Акцентируют внимание на положительных качествах, присущих каждому человеку; развивают артистические способности, речь.

Интеллектуальный клуб «мыслитель»

Развивают внимание, быстроту реакции, логическое, нестандартное мышление, воображение.

Вода в нашей жизни

Расширяют представление о значении воды в нашей жизни; воспитывают бережное отношение к воде.

Матушка-землица

Уточняют представление о ценности земли; воспитывают любовь к земле.

Юные кулинары

Расширяют представление учащихся о кулинарии, знакомятся с некоторыми названиями мясных блюд.

Куда летят крылатые слова

Знакомятся с понятием крылатые слова, происхождением этого термина, автором первого российского сборника «Крылатые слова»; расширяют словарный запас; воспитывают чувство восхищения богатством русского языка.

Фильм, фильм, фильм…

Получают первоначальное представление о кинематографе; развивают внимание, мышление, конструкторские способности, зрительную память.

Путешествие в мир пушкинских сказок

Углубляют знание пушкинских сказок.

И снова нас ждёт мир пушкинских сказок

Продолжают работу по систематизации знаний о пушкинских сказках; развивают внимание, мышление, конструкторские способности.

Приветствуем зиму

Вспоминают приятные моменты, связанные с зимой; развивают пространственную ориентацию, расширяют словарный запас.

Пернатые друзья

Знакомятся с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширяют представления о пернатых.

Олимпийские игры древности

Формируют представление об Олимпийских играх древности.

Олимпийские игры современности

Расширяют представления об Олимпийских играх современности; знакомятся с символами Олимпиады.

Я расскажу тебе о цирке

Получают представление об особенностях циркового искусства.

Калейдоскоп головоломок

Развивают внимание, мышление, воображение, речь, фонематический слух.

Музыкальная шкатулка

Знакомятся с понятием «классическая музыка», именами композиторов-классиков, получают первоначальные сведения о музыкальных инструментах – барабане и скрипке, величайших мастерах – создателях скрипки – Амати и Страдивари, а также о гениальном скрипаче Н. Паганини.

Что мы знаем о памяти

Знакомятся с видами памяти (слуховой, зрительной, моторной); развивают внимание, зрительную и слуховую память, нестандартное мышление.

Приди, масленица, с радостью!

Уточняют представления о народном празднике Масленица; развивают артистические способности.

Золушка

Развивают внимание, смысловую память, логическое мышление, воображение.

Клуб любителей русского языка

Обогащают словарный запас детей; воспитывают чувство любви и уважения к русскому языку.

Да здравствует абракадабра!

Уточняют представления о понятии «абракадабра»; развивают внимание, нестандартное мышление.

Собранье пёстрых дел

Развивают внимание, слуховую, а также зрительную память, мышление, воображение, речь, ориентацию в пространстве.

Поговорим, друзья, о книге

Углубляют представление о ценности книги и пользе чтения; развивают воображение, речь.

Эх, яблочко!

Расширяют знания о яблоках; развивают внимание, мышление, воображение, речь.

Шутка- минутка, а заряжает на час

Формируют умение отличать хорошую шутку от плохой; развивают артистические способности.

О времени и о часах

Получают представление о ценности времени; знакомятся с синонимами слова «время».

Ещё раз о времени и о часах

Знакомятся с историей возникновения часов.

Праздник Ивана Купалы

Знакомятся с содержанием праздника Ивана Купалы.

Клуб любителей головоломок

Расширяют представление о головоломках; развивают внимание, мышление, воображение.

Как делают бумагу

Получают представление о современном производстве бумаги.

История плюшевого мишки

Знакомятся с одной из версий возникновения плюшевого мишки; воспитывают бережное отношение к «друзьям детства».

Букет увлекательных задач

Развивают речь, быстроту реакции, чувство рифмы, артистические способности.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  • способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций,
  • формирование рефлексии.

Метапредметными результатами  изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД:

  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Регулятивные УУД:

  • умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:

  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
  • планирование своих действий под руководством учителя;
  • приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:  

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
  • Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.).
  • Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение.
  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
  • Называть положительные и отрицательные качества характера.
  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно несвязанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
  • Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
  • Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
  • Участвовать в олимпиадах;
  • Участвовать в научно-практических конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....