Рабочая программа кружка "Комнатное цветоводство"
рабочая программа (3 класс)

Карикова Людмила Николаевна

В материале содержится рабочая программа кружка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_komnatnoe_tsvetovodstvo.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Адыгея

Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа №25»

 

 

 «УТВЕРЖДАЮ»

      Директор МБОУ «ОШ №25»

               _________ И. В. Комарова

   «___» ___________ 2023 г.

 «Согласовано»

Заместитель директора школы      

 по ВР МБОУ «ОШ № 25»

    _____Горбунова Л. С.

   «___»_________2023 г.

«Принято»

 Педагогическим советом

 Протокол № ___ от ____________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Комнатное цветоводство»

Направленность: естественно-научная

Вид программы: модифицированный

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 9- 10 лет

Уровень программы: стартовый

Автор:  Карикова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования

 

  Майкоп 2023

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы «Комнатное цветоводство»

  1. Пояснительная записка                                                                                          3стр.

•        Направленность дополнительной образовательной программы

•        Концептуальные основы программы

•        Актуальность и новизна программы

•        Отличительные особенности программы

•        Педагогическая значимость программы

•        Цель программы

•        Задачи программы

•        Категория обучающихся

•        Режим занятий

•        Форма организации образовательной деятельности

•        Планируемые результаты

•        Формы подведения итогов реализации образовательной программы

  1. Учебный тематический план программы                                                            7 стр.
  2. Содержание программы                                                                                        8 стр.
  3. Рабочая программа воспитания                                                                           10 стр
  • Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
  • Формы и методы воспитания
  • Условия воспитания, анализ результатов
  • Календарный план воспитательной работы
  1. Организационно-педагогические условия реализации программы                 12 стр
  2. Список литературы                                                                                               13 стр.
  3. Приложение к программе                                                                                     15 стр.

1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа составлена для учащихся 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом требований к программам дополнительного образования детей. 

Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

Кружок «Комнатное цветоводство» предназначен для развития биологических способностей учащихся, для формирования элементов логической и биологической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Содержание кружка может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках окружающий мир, т.к. соответствует курсу «Биология».

Концептуальные основы программы

       

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г., приказ № 273 – ФЗ;
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Устава МБОУ «ОШ № 25».

Актуальность курса в том, что в настоящее время ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды.  Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.  Работа с юными цветоводами позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, способствует формированию сознательного отношения к труду, эстетического вкуса путем вовлечения обучающихся в самостоятельную творческую работу и развития у них устойчивого интереса и стремления к познанию окружающего мира.

Новизна заключается в организации жизнедеятельности детского коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.

Педагогическая целесообразность

-  дополнение и расширение знаний по естественно-биологическим дисциплинам, полученным в школе;

- формирование экологической культуры и грамотности обучающихся в процессе изучения цветочно-декоративных растений;

- позволяет убедиться в возможностях человека управлять ростом и развитием растений.

 При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы:

  • личностно ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • природосообразность (учитывается возраст обучающихся, а также уровень их интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий разной сложности);
  • культуросообразность (приобщение обучающихся к современной культуре, ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
  • сотрудничество и ответственность;
  • сознательное освоение обучающимися материала;
  • систематичность, последовательность и наглядность обучения

Занятия  организованы по принципу «от простого – к сложному», от ознакомления детей с основными правилами  цветоводства до самостоятельной  исследовательской и опытнической деятельности.

Отличительная особенность

-   курс отличается  умелым сочетанием различных форм работы с детьми, направленных на развитие ребенка с опорой на практическую деятельность;  организация занятий в кружке предусматривает проведение теоретических и практических занятий (с опорой на практику);

      Формирование у младших школьников личностных результатов,  регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальные учебные действия

Цель программы: воспитывать у учащихся любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.

  Задачи программы:

Образовательные:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой биологических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для биологической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного воображения;
  • выявить и развить биологические и творческие способности;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к биологии;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

   Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Биология», не требует от учащихся дополнительных биологических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные биологические факты, способные дать простор воображению.

Категория учащихся: 9-10 лет. Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Состав кружка – постоянный.

Сроки реализации  программы: 1 год – 34 ч.

Режим занятий: занятия проводятся в группах до 15 человек, периодичность - один раз в неделю – 1 час, занятие длится – 40 м, в год 34 часа.

 

В процессе обучения используются различные формы занятий:

  • традиционные;
  • комбинированные;
  • практические занятия.

Формы работы:

  • экскурсия;
  • практическая работа;
  • проведение простейших опытов;
  • творческие задания;
  • тестовые задания;
  • дискуссия;
  • выставка творческих работ;

 .Формы подведения итогов

           Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку. 

       Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение оценки качества знаний, умений и навыков каждого ребенка как результата освоения образовательной программы, сформированности экологической культуры и личных качеств обучающихся.

Методы обучения:

  • монологический;
  • диалогический;
  • показательный (рассказ с элементами беседы).

Методы преподавания:

  • объяснительный;
  • информационно-сообщающий;
  • иллюстративный.

Методы учения:

  • репродуктивный;
  • частично поисковый;
  • поисковый;
  • проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).

Методы воспитания:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • пример.

Принципы:

  • Научности и доступности.
  • Природосообразности (по возрасту).
  • Системности и систематичности.
  • Эмоциональной окрашенности.
  • Индивидуального подхода к каждому ребенку.

Планируемые результаты

Планируемые результаты

В процессе занятий обучающиеся получат знания об:

- эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;

- основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;

- многообразии комнатных растений;

- условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основных приемах ухода за комнатными растениями;

- некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;

- о некоторых правилах размещения растений в комнате.

Обучающиеся научатся:

- наблюдать за ростом растений;

- правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности, приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;

- определять комнатные растения, которые растут в классе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;

- осуществлять действия по озеленению;

- составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

Личностные УУД

  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
  • развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с цветочно-декоративным украшением помещений и клумб.

Регулятивные УУД

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Коммуникативные УУД

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные УУД:

  • узнают названия комнатных растений;
  • узнают и освоят основные способы ухода за комнатными растениями;
  • выяснят, для чего нужны человеку комнатные растения;
  • познакомятся с основными способы размножения растений;
  • овладеют начальными формами исследовательской деятельности;

Основные виды диагностики результата:

∙ начальный – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

∙  текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания;

∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения курса в конце учебного года. Проводится выставка рисунков « Мой любимый цветок».  Конкурс на лучшую сказку о комнатном растении. Подведение итогов работы кружка . Фотовыставка.

   

2. Учебный тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма аттестации, контроля

теория

практика

  1. 1

Введение. Строение комнатных растений

4

3

1

выставка

  1. 2

Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека.

11

9

2

выставка

  1. 3

Биологические особенности комнатных растений

10

9

1

выставка

  1. 4

Уход за комнатными  растениями

7

7

выставка

  1. 5

Я и мой любимый цветок

2

2

выставка

ИТОГО

34

21

13

 

3.Содержание программы:

1.Введение . Строение комнатных растений (4часа)

 Ознакомление с планом работы кружка, с мероприятиями в которых будут участвовать члены кружка, назначение кружка. Формирование уголка

 из комнатных растений.

Ознакомление со строением,  функциями и разнообразием органов растения

(стеблем, листьями, корнем и цветками)

Практическая работа №1 «Строение луковицы»

2.Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека (11часов)

Ознакомление с комнатными растениями, используемыми для озеленения помещений. Суккуленты, лианы, ампельные растения, декоративно – лиственные и красивоцветущие. Значение комнатных растений в жизни человека. Лекарственные и ядовитые растения

Пр.р№2 Изготовление поделки «Комнатный цветок в подарок»

Пр.р№3 Рисуем любимый цветок

3.Биологические особенности комнатных растений ( 10часов)

- растения влажных тропических лесов;

- растения субтропиков;

- растения пустынь.

Знакомство с комнатными растениями по плану: название, внешний вид, родина растений, биологические особенности. Паспортизация растений

 Практические работы:

№4. Паспортизация растений

4.Уход за комнатными  растениями (7часов)

Размещение комнатных растений. Полив и банный день. Подготовка почвы и пересадка. Подкормка и размножение.  Наиболее распространенные вредители комнатных растений: паутинные клещики, тли, щитовка.  Болезни комнатных растений: гниль, ржавчина и меры борьбы с ними.

Практические работы

№5 Размещение комнатных растений к источнику света в рекреации, классной комнате.

№6 Правила полива и опрыскивания растений, удаление пыли с растений и сухих листьев, рыхление почвы

№7 Приготовление почвенной смеси, подкормка растений.

№8 Пересадка и перевалка растений

№9

Приготовление растворов и обработка растений, применение для обработки растений народных средств.

Пр.р.№ 10 Декорирование цветочного горшка

№11

Черенкование комнатных растений, наблюдение за укоренением черенков, их ростом и развитием. Посадка укоренившихся черенков, уход за посаженными черенками.

5. Я и мой любимый цветок(2часа)

4.Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- основные факторы среды обитания растений;

- виды комнатных растений;

- приемы размножения и выращивания комнатных растений;

- вредителей комнатных растений.

Учащиеся   должны уметь:

- провести посадку растения;

- провести размножение растения;

- ухаживать за комнатными растениями:

- проводить паспортизацию растений.

  1. Рабочая программа воспитания

 

Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

Задачами воспитания по программе являются:

— усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций художественной культуры культуры;

- информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

— формирование и развитие личностного отношения детей к художественным  занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

 — приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

— освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);

— принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;

— воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;

— формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;

— воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;

— воспитание уважения к художественной культуре народов России, мировому художественному искусству;

— развитие творческого самовыражения в рисунке, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства

 Формы и методы воспитания

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в упражнениях в рисовании, в  подготовке и проведении календарных праздников с участием родителей (законных представителей), выступлений в классах, организация, проведение выставок на празднике творчества «Мы вместе».

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

Подготовка проектов

«Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека»

Ноябрь

 Выступление на уровне коллектива

  Фото и видеоматериалы

2

Выствка рисунков «Мой любимый цветок»

Декабрь

Выставка на уровне коллектива

Оформление выставки, Фото- и видеоматериалы

3

Подготовка сообщений о растениях влажных тропических лесов

 Январь

Выставка в школе

Выставка, Фото- и видеоматериалы с

4

Выставка цветочных горшков

 Февраль

Выставка в классе

Фото- и видеоматериалы

5

Выставка поделок «Комнатный цветок в подарок»

 Март

Выставка в классе

Фото- и видеоматериалы

6

Выставка рисунков, фотографий, поделок

Май

Выставка на уровне коллектива

Фото- и видеоматериалы

  1. Организационно-педагогические условия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

Материально-технические условия реализации обеспечивают:

- возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы дополнительного образования;

- соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;          

Ноутбук

Звуковые колонки

Микроскоп световой

Цифровой USB-микроскоп

Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)

Предметные стекла

Покровные стекла

Пинцет анатомический

Препаровальная игла

Бумага фильтровальная

Пробирки пластиковые

Спиртовка лабораторная

Чашка Петри

Набор микроскопических препаратов

Весы аналитические электронные

Набор химических реактивов и красителей

Дальнометр

Прибор ночного видения

Бинокль

Лупа лабораторная

Цифровая лаборатория по биологии

Многофункциональное устройство

5. Литература:

Е.Н. Журкова   Комнатные растения.

Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко Как вырастить цветы.

Т. М. Клевенская Цветы в интерьере.

 В. Чуб. Комнатные растения.

Н. М. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями.

Н. И.Клинковсьая., В. В. Пасечник Комнатные растения в школе.

Г. Е. Киселев. Цветоводство.

П. И. Левданская., А. С. Мерлю Комнатные цветочные

растения.

Приложение 1

 

Календарно – тематическое планирование

занятий кружка «Комнатное цветоводство»

                 

                           

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

Дата

Всего

Теория

Практика

Введение. Строение комнатных растений (4часа)

1

Особенности строения, функции и разнообразие стеблей и корней

 1

1

Словесные, наглядные, практические.

2

Особенности строения, функции и разнообразие листьев

1

1

Словесные, наглядные, практические.

3

Особенности строения, функции и разнообразие цветков

1

1

Словесные, наглядные, практические.

4

Что такое луковицы и клубни

1

1

Словесные, наглядные, практические.

Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека (11часов)

5

Суккуленты

1

Словесные, наглядные, практические.

6

Лианы

1

Словесные, наглядные, практические.

7

Ампельные растения

1

Словесные, наглядные, практические.

8

Декоративно – лиственные растения

1

Словесные, наглядные, практические.

9

Красивоцветущие растения

1

Словесные, наглядные, практические.

10

Значение комнатных растений в жизни человека.

1

Словесные, наглядные, практические.

11

Лекарственные растения

1

Словесные, наглядные, практические.

12

Ядовитые растения

1

Словесные, наглядные, практические.

13

Легенды, сказки, песни и стихи  о цветах. Цветы на полотнах художников

1

Словесные, наглядные, практические.

14

Цветок в подарок

1

1

 Словесные, наглядные, практические.

15

Мой любимый цветок на окне

1

1

Словесные, наглядные, практические.

Биологические особенности комнатных растений (10часов)

16

Растения влажных тропических лесов

1

1

Словесные, наглядные, практические.

17

А) Бегонии

1

1

Словесные, наглядные, практические.

18

Б) Зигокактус

1

1

Словесные, наглядные, практические.

19

В) Монстера

1

1

Словесные, наглядные, практические.

20

Растения субтропиков

1

1

Словесные, наглядные, практические.

21

А) Абутилон

1

1

Словесные, наглядные, практические.

22

Б)Узумбарская фиалка

1

1

Словесные, наглядные, практические.

23

В)Циссус

1

1

Словесные, наглядные, практические.

24

Растения пустынь.

1

1

Словесные, наглядные, практические.

25

Что такое паспорт растения

1

Словесные, наглядные, практические.

Уход за комнатными  растениями (7часов)

26

Размещение комнатных растений

1

1

Словесные, наглядные, практические.

27

Полив и банный день

1

1

Словесные, наглядные, практические.

28

Подготовка почвы, перевалка и подкормка растений.

1

1

Словесные, наглядные, практические.

29

Пересадка растений

1

1

Словесные, наглядные, практические.

30

Вредители и болезни комнатных растений

1

1

Словесные, наглядные, практические.

31

Красивый горшочек

1

1

Словесные, наглядные, практические.

32

Размножение комнатных растений

1

1

Словесные, наглядные, практические.

Я и мой любимый цветок (2часа)

33

Оформление выставки рисунков, поделок, фотографий

1

1

Словесные, наглядные, практические.

34

Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка

1

1

Словесные, наглядные, практические.

Итого

34

21

13

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Цветоводство"

Расширенная программа кружка "Цветоводство"...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа кружка «Комнатное цветоводство» для детей начальной школы (внеурочная деятельность)

Программа кружка юных цветоводов рассчитана на младший школьный возраст учащихся.Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самос...

Рабочая программа внеаудиторного занятия: «Комнатное цветоводство»

Рабочая программа внеаудиторного занятия:«Комнатное цветоводство»...

Рабочая программа кружка "Цветоводство"

Рабочая программа кружка "Цветоводство" 1 год обучения, 66 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Кружок «Цветоводство»

Рабочая программа разработа для занятий по внеурочной деятельности для 1-4 классов...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...