Педагогические технологии
статья
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса.
В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevoe_obuchenie.doc | 56.5 КБ |
ikt_tehnologiya.pdf | 409.3 КБ |
m_k_gruppovye_tehnologii.doc | 74.5 КБ |
zdorovesbereg._tehn.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневое обучение в начальной школе.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей. Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.
Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.
Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
- Выявление отставаний в ЗУН;
- Ликвидацию их пробелов;
- Устранение причин неуспеваемости;
- Формирование интереса и мотивация к учебе;
- Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка. Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования детей при поступлении их в школу.
Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка. Особенно актуально это сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика. Выявление уровня сформированности психологических процессов у младших школьников, позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения и оказать ребенку необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.
Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.
Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:
- создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
- активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
- обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Для разноуровневого обучения использую:
- Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
- Альтернативные задания для добровольного выполнения
- Задания, содержание которых найдено учеником
- Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делю по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.
Задания в группах выполняются самостоятельно.
Русский язык
В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.
Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.
1-й уровень
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровень
Дано предложение.
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
Математика
Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)
Задание №1
3-й уровень
Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень
Составь обратную задачу
1-й уровень
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Задание №2.
3-й уровень
Найди значение выражения:
7800-(398+507*6)=
2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Задание №3
1-й уровень
Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
2-й уровень
Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
3-й уровень
Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см2., площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”
Окружающий мир.
Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
1-й уровень
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
2-й уровень
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
3-й уровень
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:
- учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
- стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
- поднялся уровень преподавания в начальной школе;
Дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»
Л.С. Выготский
Цель: Распространение педагогического опыта;
актуализация, уточнение, расширение знаний педагогов о данном способе организации познавательной деятельности.
Задачи:
- Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике.
- Выделить принципы организации групп в обучении как инструментария построения педагогической практики.
- Смоделировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).
I. Актуализация.
Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос – пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Государственной Думы. И что же он увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…
Что же мешает взрослым дядям и тетям? (О политических разногласиях мы не говорим.) Да они ведь просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято… И учить поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем, - научим детей коллективному сотрудничеству, решению задач сообща.
Поэтому тема нашего мастер-класса «Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»
Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
II. Работа по теме занятия.
Как же организовать такую работу?
Уже с первых дней пребывания ребенка в школе дети усваивают нормы общения на уроке, они только учатся общаться друг с другом. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Постепенно ученики понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая. Это 1 этап обучения работе в группах.
2 этап – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать до конца, принимать или опровергать аргументировано мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного.
Различными могут быть способы формирования пар.
- Самый простой и естественный для класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой. При этом не тратится время, накапливается опыт взаимодействия.
- Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования пар различны:
- Пары образовываются в назывном порядке(предлагается пересесть так, как обозначено на схеме)
- Хорошо воспринимается детьми способ, основанный на жеребьевке (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащить номер из мешка)
- Интересен также прием «Эскалатор» (ученики 1 варианта пересаживаются на одну парту вперед; ученики 1 варианта с 1 ряда переходят на 2 ряд, со 2 ряда – на 3 ряд и т.д.)
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обученности (высокий-средний, средний-низкий). Но неэффективны пары из 2 слабых учеников.
Для эффективной парной работы необходимо проводить подготовительные упражнения:
- Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве класса. (Учитель обращает внимание учеников на имеющееся в классе свободное место. Того, кто ответил первым, учитель просит занять быстро свободное место так, чтобы не нарушить тишину и ничего не задеть; более сложный вариант: дети закрывают глаза, учитель дотрагивается до плеча 1 ученика, тот открывает глаза и занимает свободное место как можно тише, а остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой направление)
- Развитие навыка работы в условиях шума (Учитель раздает карточки со скороговорками. Мальчики приходят в гости к девочкам, здороваются и читают свою скороговорку, а те – свою мальчикам. Затем ученики меняются карточками. В классе стоит шум, т.к. половина ребят говорит. Но после таких упражнений ученики довольно быстро адаптируются к шумовой среде и говорят так, чтобы их слышал только сосед. Регулировать уровень шума можно с помощью сигналов: 1 хлопок – говорим громко, 2 хлопка – говорим так, чтобы слышал только партнер, 3 хлопка – замолкаем)
- Установление контакта и настроя на совместную работу.
Упражнения:
- «Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
- «Попугай» - один говорит(например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.
- «Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками.
- «Равновесие» - участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.
- «Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
- Для развития умения слушать партнера и слышать то, что он говорит полезно такое упражнение: ученики 1 парты читают и запоминают запись, затем поворачиваются и проговаривают фразу соседу на 2 парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух: Волчонок воет на луну.
Волчонку скучно одному: «У-у-у».
Какие же могут предлагаться задания для работы в парах?
Упражнения, с помощью которых дети учатся проверять друг друга.
- Взаимопроверка правила. (Ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры, затем учащиеся меняются ролями. Или: один ученик задает вопросы по изученному материалу, другой – отвечает. Диалог может звучать и у доски.)
- Проверка домашнего задания. Форма работы: вопрос-ответ. Вопросы самые разнообразные: найти в упражнении 2 слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, проверить соответствие текста и модели, найти грамматическую основу, лишнее слово и т.д.
- В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Ребята составляют на карточке словарный диктант на изученное правило и подписывают «Составлял…». После обмена карточками и выполнения задания подписывают «Выполнял…». Такие упражнения развивают орфографическую зоркость, ответственность, способствуют расширению словарного запаса, умение работать со справочной литературой.
Затем дети учатся тренироваться в паре. В 1 классе можно предложить задания:
- Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые. (мяч, варежки, сюжетные картинки)
- Заштриховать предметы одинаково (совпадать должна и штриховка)
- Устный счет в парах по заранее дома подготовленной карточке, взаимодиктант, раскрашивание картинок с выполнением устных вычислений.
Постепенно переходим к обсуждению в парах. Обсуждать – это значит говорить по теме, ставить вопросы, раскрывать их. Задания: Расскажите друг другу, о чем прочитали. Скажи товарищу, как ты его понял. На этом этапе важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
- Задайте друг другу по 2 любых вопроса к прочитанному тексту и ответьте на них.
- Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – Что? Почему? Для чего? и задайте их друг другу.
При работе парами дети могут делать то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
3 этап – групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Для этого учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через конфликты, который развернется вокруг противоречия, разрешая которое дети учатся искать оптимальные пути решения, относиться к точке зрения других детей как достойным уважения и понимания, т.е. учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.
Сначала учитель выбирает способ формирования групп. Группы могут быть образованы различными способами:
- По желанию
- Случайным образом
- По определенному признаку
- По выбору лидера
- По выбору педагога
- На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
- Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
- Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному человеку, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
- Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытащить любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
- Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
- Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.
- Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
- Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживаю, но и не закрепляю состав на четверть. При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества.
Распределение ролей в группе может быть таким:
Чтец- читает вслух;
Секретарь - записывает что-то от лица группы;
Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
Хронометрист - следит за временем.
В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.
Видов групповой работы много.
«Мозговой штурм»
- Используется для генерации идей.
- Соблюдается жесткий регламент.
- Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
Окружающий мир 1 класс Тема: «Многообразие животных» Учитель предлагает обсудить в группах проблему «Зачем зебрам полоски?» . Обучающиеся высказывают разнообразные предположения, обсуждают в группах, приходят к единому мнению, затем выслушиваются отчеты групп.
Игра «Продолжи».
Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора исторических событий, составление звуковых схем слов, схем предложений, решении примеров).
Математика 3 класс Нахождение значения выражения.
1 расставляет порядок действий.
2 участник группы – выполняет 1действие и т.д. Верный ответ зависит от каждого члена группы.
«Охота за сокровищами».
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы Интернет, дополнительную литературу, учебник.
Окружающий мир 3 класс Тема «Солнечная система»
Вопросы
- Что такое Солнечная cистема?
- Сколько планет в нашей солнечной системе?
- Какую форму имеет Солнечная система?
- Какой возраст у нашей солнечной системы?
- Как велика наша солнечная система?
- Чем отличаются между собой планеты нашей солнечной системы?
- Откуда прилетают кометы?
- Можно ли увидеть планеты “невооруженным глазом”?
- Какие планеты называют “скалистыми” или “планетами земной группы”?
- Какие планеты называют “газообразными” или “гигантами”?
- Какие планеты имеют кольца?
«Снежный ком».
Литературное чтение 3 класс
Задание «Составить план рассказа «Н. Носов. Огурцы »
Работа в группе начинается с решения индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно составляют план.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои планы, из которых выбирается лучшее.
Далее пары объединяются, и работа продолжается в группе, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Прием «Зигзаг».
Учащиеся организуются в группы по 4 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Окружающий мир 3класс Тема «Природная зона «Тундра»
1участник группы изучает местоположение и природные условия зоны тундры.
2 участник группы – растительный мир зоны тундры.
3 участник группы – животный мир зоны тундры.
4 участник группы – занятия населения зоны тундры.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Т.е., в свою очередь, докладывают о своей части задания.
Прием «Ручеек».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
Карточки могут быть по самым разнообразным темам: «Правописание гласных и согласных в корне», «Окончания имен существительных», «Разбор слов по составу», вычисления, составление схем к задачам и т.д.
Прием «Карусель».
Дети становятся в два круга - внутренний и внешний. Учащиеся, которые стоят во внутреннем круге , расположены спиной к центру, а те, которые стоят во внешнем круге - лицом к центру. Таким образом. Ученики стоят лицом друг к другу.
Внутренний круг неподвижен, внешний - подвижен: по сигналу все его участники передвигаются на одного человека вправо и оказываются перед новым партнером.
Цель - пройти весь круг, выполняя задания.
Этот прием можно использовать при закреплении материала по темам «Таблицы сложения-вычитания, умножения-деления», «Словарные слова», для проверки знания исторических дат, географических объектов, состава чисел и т.д.
Обсуждение результатов групповой работы
Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен при определенной мыслительной работе. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''
Обязательным этапом групповой технологии является предъявление результата, т.е. продукта групповой работы. Это может быть презентация, плакат, баннер, видеоклип, кластер, театрализация, созданный текст, подтвержденная практикой гипотеза.
Также обязательным этапом является рефлексия, которая может быть
1) Организационной:
- что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);
- что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился
новый способ работы, зафиксировали свое незнание,
чувства и отношения).
Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия.
2) Знаниевой (тест на усвоение).
III. Практическая работа.
А сейчас мы предлагаем вам самим поработать в группах. Методический прием «Снежный ком».
1)Возьмите карточки. Заполните их.
2)Возьмите, лежащие перед вами части картинок. Найдите пару своей картинке. У нас образовались пары. Перед работой проведем Упражнение на установление контакта. Разминка пальчиков. Теперь вы работаете в парах. Обсудите результаты индивидуальной работы и выберите правильный вариант. Мостик.
3) По цветовому фону вашей картинки объединитесь в группы.
Снова обсудите заполнение таблицы и примите совместный вариант.
4) Представьте результат работы своей группы. Каждая группа расскажет об 1 технологии.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
IV. Организация рефлексии
На листочках прочитайте начало предложения, продолжите его.
Я понял, что…
Я попробую…
Я хочу отметить…
Я уверен…
Я думаю…
Предварительный просмотр:
«Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
(из опыта работы)
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки_ с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит:
• на 50% - от образа жизни;
• на 25% - от состояния окружающей среды;
• на 15% - от наследственной программы;
• на 10% - от возможностей медицины.
(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).
А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
Я работаю в начальной школе уже давно и, проанализировав показатели здоровья моих учеников, могу подтвердить выше сказанное. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе:
-Медико — профилактические — они обеспечивают сохранение здоровье детей под руководством медработников;
- Физкультурно — оздоровительные — они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья: развитие физических качеств, двигательной активности
- Здоровьесберегающие образовательные — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья школьников. Цель данной технологии становление осознанного отношения ребенка к здоровью, накопления знаний о здоровье, развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье. Ведущий принцип этих технология — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.
- Технология обеспечения социально — психологического благополучия ребенка. Данная технология обеспечивает психическое и социальное здоровья ребенка. Основные задачи этой технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия, психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками, взрослыми, в школе, семье.
- Технология валеологического просвещения родителей и учащихся — задача данной технологии — обеспечение валеологической образованности родителей учащихся.
- Игровые технологии - применение в образовательном процессе игровых технологий.
- Личностно – ориентированное обучение.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.
Определяю цели и задачи предстоящей деятельности, исходя из выбора применяемых технологий.
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения и конструирования здоровья в период обучения в школе.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий;
УМК «Школа 21 век» (УМК, по которому работаю сейчас) и УМК «Школа России» (УМК, по которому я работала ранее) помогают внедрять здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Здоровьесбережение на уроке.
Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровье ориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. (Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач. Норма 4-7 видов за урок.).
Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно должно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.
Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Из сказанного следует, что образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При творческом подходе к обучению каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе .
Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- подвижными играми на переменах;
- средств ИКТ;
- проектно - исследовательской деятельности;
-проведение физминуток учащимися;
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
-проведения фрагментов уроков;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему, в т. ч. проектная и исследовательская деятельность с применением ИКТ).
Помогаю каждому ребенку осознать свои способности, создаю условия для их развития, что способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка. Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам, помогает развитию правильной самооценки или её коррекции в сторону улучшения.
Использую на уроках различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, высокому уровню здоровьесбережения.
Наличие и место методов, способствующих активизации: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
• «Хороший смех дарит здоровье»;
• Мажорность урока;
• Эмоциональная мотивация в начале урока;
• Создание ситуации успеха.
Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников, их активности или пассивности на уроках. Предпочитаю использовать демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения. Например, уроки математики провожу в форме экскурсий. Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить отрицательные факторы школьной жизни. Например, «Пространственные отношения: выше - ниже, наверху – внизу. Сравнение предметов», «Число и цифра 4. Состав числа 4», «Единицы длины», «Нумерация. Четные и нечетные числа», «Части фигур» . Систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Например, «Знакомство с буквой Ы», «На зарядку - Становись»!; Познакомились», «Путешествие капельки».
Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например- уроков – практикумов: «Здоровая пища», уроков здоровья: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» (такие уроки полностью посвящены теме здоровьесохранения), уроков-исследований: «Какой бывает вода?» «Здоровая пища», уроков – поисков: «Зимующие птицы», уроков – экскурсий «Что нам осень подарила?».
Темы уроков окружающего мира – богатая почва для занятий проектной деятельностью с учащимися: мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». Например, «Здоровое питание», «Режим дня», «Уход за зубами».
Для решения проблемы сохранения здоровья детей я обновляю каждый год оформление класса, привлекаю детей к оформлению уголков здоровья; организую выставки рисунков по теме «Здоровье» в классе по прочитанным произведениям; подбираю звуковое сопровождение к урокам - “Звуки природы”, классические музыкальные произведения. На своих уроках постоянно работаю с цветом, активно используя цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети, по совету учителя, обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. В начальной школе имеются специальные тренажеры, “Ежики”. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим средством от усталости для детей.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.
Физминутки, зарядка, массажные минутки
Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Но к физминутке надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.
Требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Проведение физкультурных минуток:
* расслабление кистей рук;
* массаж пальцев перед письмом;
* дыхательная гимнастика;
* предупреждение утомления глаз.
*двигательные тренинги;
*игры
Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут.
Для гимнастики глаз имеются презентации для ребят. Для расслабления частей тела тоже есть интересные анимационные презентации.
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей от урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.
Пример:
«Капуста». Движения, имитации действий.
Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.
Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.
Пример:
Массаж пальцев перед письмом.
- протирание ладошек;
«Скалка».
- покатать ручку между ладонями;
- покатать ручку между большим и указательным пальцем;
«Игра на клавишах».
По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.
Для массажа стопы планируем сделать с родителями первоклассников самодельные массажные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова из подручного материала: для первых и вторых классов – из нашитых пуговиц, а для третьих и четвертых классов – из пробок от пластиковых бутылок. Использовать игровую стену «Ладошки» для развития кистей рук. На стене нарисованы детские ладони от пола до стены. Ребенок достает до верхних ладоней встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Это корректирует осанку и искривление позвоночника, снимает утомление в мышцах кистей и способствует их развитию.
Речевые способности ребенка развивают уроки трудового обучения. Большое внимание этому уделяется и во внеурочной деятельности. Мною составлена программа «Чудо – Мастер».
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания.
Двигательные тренинги без применения и с применением различных подручных средств (ластики, книги, полиэтиленовые пакеты, кусочки ваты, платки, стаканчиков из – под йогурта и т. д.) очень увлекают ребят, способствуют хорошей физической и эмоциональной разрядке и, соответственно, плодотворной работе на уроке.
Экологическое пространство в классе
Сохранению здоровья учащихся способствует и наличие экологического пространства, которое подразумевает:
а) проветривание помещений;
в) озеленение кабинета;
г) освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. По программе внеурочной деятельности «Чудо- Мастера» предполагается практическая деятельность по уходу за цветами, проектная деятельность: экологический проект «Зеленый друг» (выращивание цветка), выращивание рассады для огорода. Кроме этого решается воспитательная задача привлечения детей к уходу за растениями, закладываются основы экологического воспитания.
Внеклассная работа, классные часы
Ежемесячно проводились и проводятся классные часы на тему здоровья. Активное участие принимаем и принимали в школьных мероприятиях, посвященных здоровью (Дни здоровья, «Тропа выживания», «Зарница», «Кросс наций», «Мама, папа, я – спортивная семья». Конкурсах плакатов, акциях здоровья).
Мною проводятся и проводились внеклассные занятия “Час Здоровья”, в которых апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, и его социальную адаптацию. «Час Здоровья»: дети активно включались в спортивные мероприятия: «Книга рекордов класса», «Мой веселый звонкий мяч», «Малые Олимпийские игры в классе», «Я и моя машинка», «Йогурт – час» и др.. Результаты по каждому соревнованию заносятся в «Портфолио личных достижений», которое есть у каждого ученика (см в конце). За победу в каждом конкурсе дети получали награды. Проводился курс «Уроки Здоровья», где учащиеся познавали законы здорового образа жизни (использовалась программа «Педагогика Здоровья» под ред. Касаткина, М., 2000).
Родители – заинтересованные помощники
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родители становятся участниками классных часов («Режим дня», «Уроки Мойдодыра», «Самая главная ценность»).
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках, театральных постановках, новогодних утренниках, тематических утренниках “Праздник урожая”, внеклассных мероприятиях по предметам: КВНы, турниры смекалистых, “Звездный час” и т.д.
Родители обеспечивают семенами своих детей. У малыша, посадившего своими руками растения и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.
Классные часы, уроки здоровья , спортивные мероприятия, походы , экскурсии в природу помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Работа медработников по сохранению здоровья учащихся.
Учитываю в работе показания медработников, которые ведут разъяснительную работу с родителями и учителем по сохранению здоровья ребёнка.
Питание в школе.
Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.
Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании.
Питание в школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо). Все овощи выращены летом своим трудом.
Самоуравление и здоровьесбережение
Проблема здоровьесбережения стала заботой не только учителей начальных классов, но и одним из вопросов школьного самоуправления. В классе каждый год выбирается мэр спорта, который отвечает за физкультурно – оздоровительную работу в классе (конечно, учитель помогает мэру спорта в этой работе по мере необходимости). Основное направление его деятельности — это совместная с учителями физвоспитания разработка комплексов оздоровительных упражнений, подбор физминуток, зарядок до урока, планирование и проведение спортивных мероприятий (“День Здоровья”, Олимпиада по физической культуре, соревнования “Веселые старты”, «Большие гонки» и др.), проведение уроков (фрагментов). Детям нравится проявлять самостоятельность при проведении физминуток, фрагментов уроков, мероприятий в классе (см. CD приложение 6).
Окружающая природа за здоровьесбережение.
Проживая в деревне, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью.
Вывод
Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;
-творческий подход к уроку с целью здоровьесохранения;
-проведение «Часа Здоровья»;
-проведение на уроке двигательных тренингов;
-проведение классных часов на тему здоровья;
-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;
-привлечение родителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;
-выполнение рекомендаций медицинских работников;
-поддержание экологического пространства класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...