Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР
материал

Евгения Владимировна Богданова

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности с детьми с ТМНР 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности с детьми с ТМНР

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов.

Цель воспитательной работы с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь. Обучающие, развивающие и воспитывающие игры можно применять как в урочное время, так и во внеурочное время.

В данной статье приведу примеры игровых технологий, которые я использую во время внеурочной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание, познавательный интерес. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения и воспитания. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять. Во внеурочной деятельности активно применяются игровые технологии.

Цель игровой технологии: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.

Часто учитель классов 2 варианта (обычно эти дети-ТМНР) сталкивается с тем, что у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития  оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью  их обучение. Дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии наравне со сверстниками испытывают потребности в общении, движении, обучении, развитии. Игровая деятельность происходит на всех видах уроков и коррекционных занятий, внеурочной деятельности что позволяет продвинуться в развитии. Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.

Главной задачей модификации игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с тяжёлыми множественными нарушениями развития игры, которая будет способствовать его развитию. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные игровые навыки.

Например, при построении башни из кубиков или конструктора, чередование по размеру, цвету.    Если ребенок выполняет задание успешно, то в качестве усложнения можно предложить ребенку использовать большее количество кубиков или добавить кубики разного цвета, размера. Система предъявления материала должна быть доступна для ребенка с любым видом нарушения. Перегрузка информацией, действиями и огромным количеством этапов делают многие игры непригодными для применения их относительно детей с ТМНР. Педагогу следует структурировать содержание игры, то есть избавиться от сложных многоэтажных действий и длинных фраз, которые могут быть не понятны ребенку, могут сбить его с толку, запутать. Обилие знаний в играх не способствует поддержанию заинтересованности ребенка, поэтому при переработке игры следует соблюдать соотношение занимательного и обучающего момента. Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребенка. В тоже время не следует забывать, что данные дети имеют очень неустойчивый эмоциональный фон, поэтому так же не желательно перенасыщать игру яркими эмоциями, так как это может привести к эмоциональной неадекватности детей.

Вместе с этим обязательно нужно переработать инструкцию, предъявляемую ребенку. Инструкция, предназначенная нормально развивающимся детям, часто представляет собой сообщение правил, которые распространяются на всю игру. Данный вариант не пригоден для игр с детьми с ТМНР. Следует избегать длинных, незнакомых слов. Предложения должны быть простыми, в них должно быть четко сказано, что требуется от ребенка. Следует заметить, что речь должна быть ласковой и эмоциональной. Ребенку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. У всех детей с ТМНР разный уровень самостоятельности, поэтому в процессе игры педагогу приходится использовать различные способы взаимодействия с ребенком (сопряженно, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции).

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса сенсорного развития. У детей с ТМНР имеются разнообразные сенсорные расстройства, что делает коррекционную работу необходимой и проходящей через все виды деятельности.

В качестве тренировочного материала использую образцы цветной бумаги, ткани, пирамиды, вкладыши, через игры «Собери лесенку по цвету», «Найди такой же по цвету, размеру». Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления использую комплект геометрических фигур, игру «геометрическая мозаика», игру «Какая фигура спряталась?», блоки Дьенеша (в игровой форме можно находить соответствующий этаж, подъезд, где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие треугольной формы и т.д.).

В работе с ребенком ставятся задачи по развитию коррекции слухового восприятия, на формирование умения вслушиваться, узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости. Провожу игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, людям. «Кто позвал?» - модуляция голоса, «Что упало?» - (звон упавшей монеты, линейки и др., предметов, которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).

Природная потребность в тактильных ощущениях велика, а в работе с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития просто незаменима. Провожу игры и упражнения «Найди такую же поверхность», «Волшебный мешочек» (достань мягкое, круглое, колючее, пушистое и т.д.). Материалы для тактильных игр могут быть самыми разнообразными: листья, шишки, бумага, пуговицы, ткань, семена гороха, фасоли и т.д. Хороший эффект дает использование массажных мячей, разных по форме, упругости, фактуре поверхности. Мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.

При ознакомлении с природой использую природный материал (листья, ветки, овощи, фрукты). Например, такие игры как «Найди, покажи, назови», «Найди, что покажу», настольные игры «Лото», «парные картинки», прием выполнения различных игровых действий (подбор картинок, складывание). Игровые действия должны обязательно сопровождаться речью.

Пальчиковые игры сопровождают нас в течение всей учебной деятельности. Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения. Обычно использую в своей работе пальчиковые игры упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Разновидность театров (конусный театр, театр на столе, театр на ладошке) помогает детям с ТМНР координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждают выражать свои эмоции  по средствам мимики и речи. Дидактическая игра «Шнуровка» формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Таким образом, использование различных игр с детьми  с тяжёлыми множественными нарушениями развития во внеурочное время необходимо с целью стимулирования познавательного интереса и расширение представлений о мире и о себе, социального опыта. Игровая деятельности для обучающихся с ТМНР оказывает особые благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Также игра способствует дальнейшему психическому и физическому развитию такого «особого» ребенка.

Список используемых источников

1.Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями нарушениями интеллекта в современную образовательную среду,ПКИПКРО,2010

2.Катаева А.А., Стребелева  Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с

4. Петрова О.В. Применение игровых технологий на уроках как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей. - г. Уфа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР

quot;Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР»...