Рабочая программа дополнительного образования
методическая разработка (4 класс)
Разработка рабочей программы по теме "Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарная направленность "Умелые руки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Бешпагир
Грачевского муниципального округа Ставропольского края»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета протокол№1 от 30.09.2023г. | «Утверждено» приказ №1 от 01.09.2023г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарная направленность
« Умелые ручки»
Количество часов:
В неделю - 1 час
Всего - 34 часов
Уровень программы : (базовый уровень)
Возрастная категория : от 9до 12 лет
Учитель: Исмаилова Наталья Николаевна
2023-2024 учебный год
с.Бешпагир
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому внеклассные занятия «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, мозаика стружек, цветных опилок, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, бисероплетение, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 часов
Из расчёта:
1 час в неделю:
- 1 класс – 33 часа,
- 2- 4 класс – 34 часа
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
4 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||
1-4 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) | ||
1-2 | Многослойные аппликации. | Открытки, картинки, картон |
3-6 | Мозаика из квадратных модулей. | Картон, цветная бумага |
7-8 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага |
9-14 | Аппликации в технике квиллинг. | Картон, цветная бумага |
15-18 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | Картон, цветные нитки |
19-24 | Аппликации в технике изонить. | Картон, цветные нитки |
III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов) | ||
1-6 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | Нитки, напальчник, цветная бумага |
Календарно – тематическое планирование внеклассных
занятий «Умелые руки» 4 класс.
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Материалы | дата | ||||||
план | факт | |||||||||
1 четверть 9 часов | ||||||||||
1 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности на занятии. | ||||||||
2 | 1 | Коллективная композиция. Панно из природного материала | Листья, шишки, пластилин, орехи, камешки, ракушки | |||||||
3 | 1 | Аппликация из семян растений, крупы « Динозаврик» | ||||||||
4 | 1 | Панно из природного материала « Осенний лес» | ||||||||
5 | 1 | Поделки из бросового материала « Львенок» из спичечных коробок | Фантики, открытки, спичечные коробки | |||||||
6 | 1 | Работа с пластилином Дымковская игрушка « Барыня» | ||||||||
7 | 1 | Работа с пластилином « Каменный цветок» | ||||||||
8 | 1 | Работа с соленным тестом « Бабочки» | Соленное тесто | |||||||
9 | 1 | Работа с соленным тестом оформление и раскрашивание . | ||||||||
2 четверть 8 часов | ||||||||||
10 | 1 | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Роботоп» | Цветная бумага | |||||||
11 | 1 | Работа с бумагой. Аппликация « Золотая осень» | ||||||||
12 | 1 | Художественная мозаика « Черепашка» | Нитяная крошка | |||||||
13 | 1 | Художественная мозаика « Котик» | ||||||||
14 | 1 | Художественная мозаика « Котик» | ткань | |||||||
15 | 1 | Изготовление ёлочных украшений «Звездочка» | ||||||||
16 | 1 | Изготовление ёлочных украшений « Золотая рыбка» | Цветная бумага,клей. | |||||||
17 | 1 | Изготовление ёлочных украшений « Зайка – маска» | ||||||||
3 четверть 10 часов | ||||||||||
18 | 1 | Работа с бисером. Плетение из бисера Мимоза способом нанизывания бисера на проволоку. | Пластиковые бутылки, бусины | |||||||
19 | 1 | Работа с бисером. Плетение из бисера « Дерево» | ||||||||
20 | 1 | Работа с бисером. Плетение из бисера « Дерево» | Бисер , нитки | |||||||
21 | 1 | Работа с нитками. «изо нить» заполнение нитью овала , треугольник. «Котик» | Нитки, картон | |||||||
22 | 1 | Работа с нитками. «изо нить» заполнение нитью овала , треугольник. «Котик» | ||||||||
23 | 1 | Работа с нитками. «изо нить» заполнение нитью овала , треугольник. «Котик» | ||||||||
24 | 1 | Киллинг работа с бумажными полосками « Бабочка» | Цветная бумага | |||||||
25 | 1 | Киллинг работа с бумажными полосками « Бабочка» | Бумажные полоски | |||||||
26 | 1 | Киллинг работа с бумажными полосками « Цветок» | ||||||||
27 | 1 | Киллинг работа с бумажными полосками « Цветок» | ||||||||
4 четверть 7 часов | ||||||||||
28 | Мозаика из различных материалов « Матрешка» | Ткань, картон. | ||||||||
29 | 1 | Изготовление нитяных коконов. Игрушки из кокона | Нитки, клей | |||||||
30 | 1 | Изготовление нитяных коконов. Игрушки из кокона | ||||||||
31 | 1 | Изготовление нитяных коконов. Игрушки из кокона | ||||||||
32 | 1 | Многослойная аппликация | Открытки, картинки, картон | |||||||
33 | 1 | Многослойная аппликация Творческая работа. «Морское царство» | ||||||||
34 | 1 | Итоговая творческая работа |
Методическая литература
- 1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
- 2. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для учащихся
3. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
- 4. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
- 5. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
- 6. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
- 7. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
- 8. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
Рабочая программа ( дополнительное образование ) "Тропинками своего Я "
Развивающее занятие для уч-ся 7-8 лет......
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс
Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...