Статья на тему: «Патриотическое воспитание детей на занятиях изобразительного искусства».
статья (1, 2, 3 класс)

Статья на тему:

«Патриотическое воспитание детей на занятиях изобразительного искусства».

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей школьного возраста высоких патриотических чувств (чувства верности родине, готовности к выполнению своего гражданского долга по защите интересов родной страны).

Занятия по изобразительному искусству являются одним из самых эффективных средств патриотического воспитания учащихся.  Патриотическое чувство не возникает само по себе, а складывается в процессе воспитания и образования.

Именно в школьном возрасте у обучающихся формируются представления об истории нашей страны и культуре населяющих ее народов.

Погружая учеников в национальный быт, литературу, песни, мы создаем естественную среду для знакомства с народами традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к Родине.

Работа по патриотическому воспитанию ведется и во внеурочное время. С этой целью ученики слушают и разучивают песни, инсценируют стихотворения, выполняют коллективные работы.

Патриотическое чувство проходит через понимание истории и культуры своего народа. Соприкасаясь с корнями национального искусства через древнерусское зодчество, предметную среду, сложившиеся традиции, художественный облик человека, учащиеся прикасаются к основам духовного, нравственного, патриотического освоения исторического прошлого своего народа, проникаясь чувством любви к нему. На учебных занятиях детям прививаются желание и стремление знать историю нашей огромной страны, это способствует воспитанию патриотизма и гражданственности им, как будущим защитникам отечества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.vospo_izo.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Котвицкая Я.Э., воспитатель

                                                                      СПб ГБУ СОН ЦСПСиД Калининского района Санкт-Петербург

Патриотическое воспитание на занятиях изобразительного искусства.

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей школьного возраста высоких патриотических чувств (чувства верности родине, готовности к выполнению своего гражданского долга по защите интересов родной страны).

Занятия по изобразительному искусству являются одним из самых эффективных средств патриотического воспитания учащихся.  Патриотическое чувство не возникает само по себе, а складывается в процессе воспитания и образования.

Именно в школьном возрасте у обучающихся формируются представления об истории нашей страны и культуре населяющих ее народов.

Погружая учеников в национальный быт, литературу, песни, мы создаем естественную среду для знакомства с народами традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к Родине.

Работа по патриотическому воспитанию ведется и во внеурочное время. С этой целью ученики слушают и разучивают песни, инсценируют стихотворения, выполняют коллективные работы.

Во время занятий рекомендуется использовать изображение Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий. Для создания эмоционального настроя можно начать занятие с прослушивания песни "С чего начинается Родина" (слова М.Матусовского, музыка П.Баснера).

Патриотическое чувство проходит через понимание истории и культуры своего народа. Соприкасаясь с корнями национального искусства через древнерусское зодчество, предметную среду, сложившиеся традиции, художественный облик человека, учащиеся прикасаются к основам духовного, нравственного, патриотического освоения исторического прошлого своего народа, проникаясь чувством любви к нему. На учебных занятиях детям прививаются желание и стремление знать историю нашей огромной страны, это способствует воспитанию патриотизма и гражданственности им, как будущим защитникам отечества.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства, расширяют представление об окружающем мире, раскрывают красоту родного края, через яркие образы вводят в мир, заставляя вглядываться в лица – портреты выдающихся людей.

В учебном процессе воспитание патриотизма происходит практически на каждом уроке изобразительного искусства. На каждом уроке мы говорим о родном крае, защитниках Отечества из родного села, говорим о России. Например, перед рисованием дети объясняют значение следующих понятий: «Чтоб в мире не было войны, за мир бороться мы должны», «Родной край – край нашего детства. Где бы мы ни были, он всегда с нами», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». 

Идеи патриотического воспитания можно реализовать через такие темы, как русская природа, внимание к человеку, историческое наследие нашего народа, тематических и исторических картин и образов людей нашей Родины.  Так, например, в начальной школе темы занятий патриотического воспитания в сочетании с практической работой над образами русских богатырей, образами русской природы раскрывают учащимся красоту русской культуры.

         Решая в изобразительном искусстве такие темы, как «Русская деревянная архитектура», «Города Русской земли», «Пейзаж родной земли», «Красота человека», изображая в живописи, графике, декоративном искусстве, учащиеся через восприятие искусства и свои творческие работы погружаются в историческое прошлое своей родины, воспитывается бережное отношение к памятникам старины.

Именно на уроках изобразительного искусства через рисунки дети знакомятся с поэтическим образом нашей Родины, нашего края. При задании нарисовать родную Россию, обучающиеся рисуют бескрайние поля, горы, леса, озера, реки, Уральские горы, север, Сибирь.

При воспитании у детей любви к нашей природе на занятиях всегда происходит обращение к музыкантам, которые также в своих песнях признаются в любви к нашей Родине, к поэтам, которые воспевают наши богатые земли, к художникам, которые создают незабываемые картины, выражающие свою любовь к нашей Родине на холстах. Возможно рисование природы на стихи известных поэтов: А.С, Пушкин. М.Ю. Лермонтов, и конечно же С.Есенин.

         Сохранение культуры своего края, этнокультурное воспитание, которое является частью патриотического воспитания, находит свое место в возрождении традиции культуры русского искусства   и связано с практическими заданиями на такие темы, как «Образ русской красавицы», «Интерьер и убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гуляния», «Русские традиции в прикладном искусстве» и др.

Среди тем уроков с патриотической направленностью в основной школе можно выделить такие, как «Историческая тема в живописи», «Пейзаж в русской живописи», «Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве», «Портреты героев», «Плакат». Слияние воспитательных, образовательных и художественно-творческих задач имеют огромное значение в патриотическом воспитании школьников.

В рамках предмета изобразительного искусства проводятся конкурсы детских рисунков, посвященных «Дню Матери», «Дню защитника Отечества», «Дню народного единства», «Дню Победы», конкурс «Боевых листков», выставки творческих работ учащихся.

При выборе методов обучения необходимо учитывать функции содержания предмета, дидактические цели обучения, познавательные возможности обучающихся, уровень методической подготовки педагога, место данного занятия в системе уроков. Патриотическая направленность методов обучения предполагает проявление в деятельности обучающихся таких мотивов и психических состояний, которые отражают структуру готовности к защите Родины.

При анализе возможностей урока в патриотическом воспитании обучающихся целесообразно учитывать следующие критерии:

- Связь урока со всей системой патриотического воспитания обучающихся данного класса. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы учитель продумал возможности и место своего предмета, данной темы в военно-патриотическом воспитании обучающихся, учел этапы формирования у них готовности к защите Родины, уже имеющийся у школьников опыт военно-патриотической деятельности, обеспечил преемственную связь с ранее изученным материалом, другими предметами.

- Педагогически обоснованная постановка конкретной цели перед уроком. Педагогу следует решить, достаточно ли раскрываются в объяснительной записке к программе вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием, нужно ли их дополнить, чтобы обеспечить влияние обучения на личность обучающегося как патриота.

 Знания, получаемые обучающимися, должны обладать:

  • идейно-нравственным содержанием;
  • осознаваться как необходимый изучаемый материал;
  • патриотической направленностью, т. е. школьникам важно осознать естественнонаучные основы многих профессий.

Таким образом, искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, и позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа. Программа курса изобразительного искусства в каждом классе позволяет реализовывать на уроках задачи патриотического воспитания.

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  3. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
  4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. С. 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...

Статья на тему "Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

В статье раскрываются основные этапы работы в начальной школе по формированию патриоического воспитания в начальной школе"...

Статья на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"

Патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить её, ...

Консультация для родителей на тему: Патриотическое воспитание детей 4-5 лет.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно - образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй.Духовный, ...

доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".

В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...

Статья на тему "проблемы воспитания детей с ОВЗ в семьях"

В статье отражены точки зрения современной науки на преодоление трудностей, которые возникают в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ....

Статья на тему "Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста"

В данной статье представлены приемы, которые могут использовать в своей работе учителя, воспитатели и даже родители для воспитания в младших школьниках чувства патриотизма, любви к родине....