"Доноведение"
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Ковалева Эльвира Бисенальевна

Внеурочная деятельность "Доноведение". Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_donovedenie.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

-пробуждать интерес к малой Родине и  формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

 -формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;

           -воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.

            - развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.

Коррекционная задача:

-  коррекция интеллектуальных недостатков  у обучающихся с учётом их возрастных особенностей.

Нормативно-правовые документы.

1.         Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования

2. Программы по вариативному курсу «Доноведение» Сухаревская Е.И. для начальной школы. Издательство Баро-Пресс, 2011

3.        Закон об образовании РФ, статья 9 п.2

4.        Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.

5.        Региональный учебный план Ростовской области.

Базисный учебный план по программе 1 час в неделю  – 34 часа в год

Требованию к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края;
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Обучающиеся должны знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область;
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

Комплект учебной литературы:

Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

Тема

Количество часов

Коррекционно-развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения педагогических задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический мониторинг

1

Я и окружающий мир

3

Расширение представлений об окружающем мире.

Развитие пространственных представлений и ориентаций.

Развитие объёма, распределения и концентрации внимания

Личностно – ориентированное развивающее обучение.

Игровые технологии. Технология разноуровневого обучения.

Слабые представления об окружающем мире.

Малый жизненный опыт. Несовершенство мышления и мыслительных процессов.

Текущий контроль.

2

Яркие страницы  истории земли Донской

20

Расширение кругозора. Развитие словесно – логического мышления, умения анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Объяснительно – иллюстративное обучение.

Малый жизненный опыт.

Сохранение в памяти изученного материала на низком уровне.

Текущий контроль.

3

Человек и природа

7

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Развитие наблюдательности, чувственности восприятия.

Расширение представлений об окружающем мире.

Объяснительно – иллюстративное обучение.

Несовершенство мышления и мыслительных процессов.

Текущий контроль.

4

Жизнь на Дону

4

Объяснительно – иллюстративное обучение. Игровые технологии

Слабые представления об окружающем мире.

Малый жизненный опыт. 

Текущий контроль.

Календарно  –  тематическое  планирование

Содержательные линии. Тема

Количество часов.

Дата

Обязательный минимум

Термины. Понятия

Педагогический мониторинг

Знать

Уметь

Я и окружающий мир (3ч)

1

Донской край – мой край!

1

города и районы Ростовской области

показывать границы Ростовской области, называть крупные города области

Географическая карта Войско Донское

2-3

Что ты знаешь о роде своём?

2

истории их семьи – семейные традиции.

Собирать данные о себе, о своей семье, о месте проживания составлять летопись своей семьи;

Генеалогическое дерево, род, родословная

Яркие страницы истории земли донской (20 ч)

4

На казачьем Кругу

1

историю  казачьих символов, управление в казачьей станице.

называть символы казачества

Герб, печать, бунчук, булава, насека

5

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

историю казачьих походов.

значения службы Отчизне, Родине, краю.

описывать наиболее важные события истории родного края;

описывать наиболее важные события истории родного края;

Ратник, степные рыцари

6

Ермак Могучий.

1

великих людей – наших земляков.

.

7

Степан Разин.

1

великих людей – наших земляков.

8-9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

2

важнейшие события в истории родного края;

10

Таганрог – первый порт России

1

историю города

11

Крепость Димитрия Ростовского

1

историю города Ростова-на-Дону

12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

важнейшие события в истории родного края;

Восстание

13

Вместе с Суворовым

1

важнейшие события в истории родного края;

14

Платов Матвей Иванович

1

великих людей – наших земляков.

15

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

историю города

16

Бакланов Яков Петрович

1

великих людей – наших земляков.

17

За землю и за волю

1

важнейшие события в истории родного края;

;

Гражданская война, «красное казачество», «белое казачество»  

18

Дон в годы строительства новой жизни

1

о жизни Дона при строительстве социализма.

Колхоз, пионер

19

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

примеры подвигов дончан во время ВОВ

20

День освобождения родного города (села, станицы)

1

историю освобождения родного города (села) от фашистов

21-22

Мирное время на Донской земле.

2

о промышленности нашего края и её отраслях

приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

23

Волгодонск – город молодости.

1

значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска, историю города Волгодонска.

описывать наиболее важные события истории родного края;

Цимлянское водохранилище

Человек и природа (7 ч)

24

Дом, в котором мы живём.

1

правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

Экология, экологические проблемы,

25

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

о значении  воздуха и воды для живых существ;

основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха

приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

26

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

27

Экологические проблемы почв родного края

1

о подземных богатствах нашего края;

о способах добычи полезных ископаемых, о профессиях, связанных с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

28

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

об экологическом равновесии

Экологические катастрофы

29-30

Охранять природу – значит охранять Родину

2

правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

называть растения родного края – деревья, кустарники, травы;

узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

представителей животного мира родного края

Красная книга

Заповедники, заказники

Жизнь на Дону(4ч)

31

Троица

1

о летних обрядах на Дону.

игры, забавы, потехи

организовывать игры

32

Ивана Купала

1

33

Спасы

1

34

Я – гражданин Ростовской области

1

народы, населяющие Ростовскую область

называть народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Доноведению 1- 4кл

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (се­мья, школа, друзья), у него возникает потребность рас­ширить знания о природной и социальной среде, в...

Олимпиада по доноведению 4 класс

Из школьной программы....

Конспект занятия по доноведению "В поисках клада"

Открытое занятие по внеурочной деятельности....

Урок Доноведения

Тема: Таганрог — первый порт России на морском побережье...

Доноведение 4 класс "Мой край"презентация

Материал используется при изучении поверхности  Ростовской области....

Урок доноведения на тему "дорога от дома до школы".

В школу я иду учиться,А не после травм лечитьсяПо пути в школу ты можешь встретить разные опасности:   - проезжая ч...