"Доноведение"
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Внеурочная деятельность "Доноведение". Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 уч.год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_donovedenie.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
-пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.
Коррекционная задача:
- коррекция интеллектуальных недостатков у обучающихся с учётом их возрастных особенностей.
Нормативно-правовые документы.
1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования
2. Программы по вариативному курсу «Доноведение» Сухаревская Е.И. для начальной школы. Издательство Баро-Пресс, 2011
3. Закон об образовании РФ, статья 9 п.2
4. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
5. Региональный учебный план Ростовской области.
Базисный учебный план по программе 1 час в неделю – 34 часа в год
Требованию к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края;
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края;
- приводить примеры достопримечательностей родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Обучающиеся должны знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область;
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
Комплект учебной литературы:
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
№ | Тема | Количество часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технологии решения педагогических задач | Проблемы, возникающие при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1 | Я и окружающий мир | 3 | Расширение представлений об окружающем мире. Развитие пространственных представлений и ориентаций. Развитие объёма, распределения и концентрации внимания | Личностно – ориентированное развивающее обучение. Игровые технологии. Технология разноуровневого обучения. | Слабые представления об окружающем мире. Малый жизненный опыт. Несовершенство мышления и мыслительных процессов. | Текущий контроль. |
2 | Яркие страницы истории земли Донской | 20 | Расширение кругозора. Развитие словесно – логического мышления, умения анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения. | Объяснительно – иллюстративное обучение. | Малый жизненный опыт. Сохранение в памяти изученного материала на низком уровне. | Текущий контроль. |
3 | Человек и природа | 7 | Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие наблюдательности, чувственности восприятия. Расширение представлений об окружающем мире. | Объяснительно – иллюстративное обучение. | Несовершенство мышления и мыслительных процессов. | Текущий контроль. |
4 | Жизнь на Дону | 4 | Объяснительно – иллюстративное обучение. Игровые технологии | Слабые представления об окружающем мире. Малый жизненный опыт. | Текущий контроль. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Содержательные линии. Тема | Количество часов. | Дата | Обязательный минимум | Термины. Понятия | Педагогический мониторинг | |
Знать | Уметь | ||||||
Я и окружающий мир (3ч) | |||||||
1 | Донской край – мой край! | 1 | города и районы Ростовской области | показывать границы Ростовской области, называть крупные города области | Географическая карта Войско Донское | ||
2-3 | Что ты знаешь о роде своём? | 2 | истории их семьи – семейные традиции. | Собирать данные о себе, о своей семье, о месте проживания составлять летопись своей семьи; | Генеалогическое дерево, род, родословная | ||
Яркие страницы истории земли донской (20 ч) | |||||||
4 | На казачьем Кругу | 1 | историю казачьих символов, управление в казачьей станице. | называть символы казачества | Герб, печать, бунчук, булава, насека | ||
5 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | историю казачьих походов. значения службы Отчизне, Родине, краю. | описывать наиболее важные события истории родного края; описывать наиболее важные события истории родного края; | Ратник, степные рыцари | ||
6 | Ермак Могучий. | 1 | великих людей – наших земляков. | . | |||
7 | Степан Разин. | 1 | великих людей – наших земляков. | ||||
8-9 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 2 | важнейшие события в истории родного края; | ||||
10 | Таганрог – первый порт России | 1 | историю города | ||||
11 | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | историю города Ростова-на-Дону | ||||
12 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | важнейшие события в истории родного края; | Восстание | |||
13 | Вместе с Суворовым | 1 | важнейшие события в истории родного края; | ||||
14 | Платов Матвей Иванович | 1 | великих людей – наших земляков. | ||||
15 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | историю города | ||||
16 | Бакланов Яков Петрович | 1 | великих людей – наших земляков. | ||||
17 | За землю и за волю | 1 | важнейшие события в истории родного края; | ; | Гражданская война, «красное казачество», «белое казачество» | ||
18 | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | о жизни Дона при строительстве социализма. | Колхоз, пионер | |||
19 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | примеры подвигов дончан во время ВОВ | ||||
20 | День освобождения родного города (села, станицы) | 1 | историю освобождения родного города (села) от фашистов | ||||
21-22 | Мирное время на Донской земле. | 2 | о промышленности нашего края и её отраслях | приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; | |||
23 | Волгодонск – город молодости. | 1 | значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска, историю города Волгодонска. | описывать наиболее важные события истории родного края; | Цимлянское водохранилище | ||
Человек и природа (7 ч) | |||||||
24 | Дом, в котором мы живём. | 1 | правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; | приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | Экология, экологические проблемы, | ||
25 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | о значении воздуха и воды для живых существ; основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха | приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | |||
26 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | |||||
27 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | о подземных богатствах нашего края; о способах добычи полезных ископаемых, о профессиях, связанных с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. | ||||
28 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | об экологическом равновесии | Экологические катастрофы | |||
29-30 | Охранять природу – значит охранять Родину | 2 | правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; | называть растения родного края – деревья, кустарники, травы; узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; представителей животного мира родного края | Красная книга Заповедники, заказники | ||
Жизнь на Дону(4ч) | |||||||
31 | Троица | 1 | о летних обрядах на Дону. игры, забавы, потехи | организовывать игры | |||
32 | Ивана Купала | 1 | |||||
33 | Спасы | 1 | |||||
34 | Я – гражданин Ростовской области | 1 | народы, населяющие Ростовскую область | называть народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Доноведению 1- 4кл
Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в...
Олимпиада по доноведению 4 класс
Из школьной программы....
Конспект занятия по доноведению "В поисках клада"
Открытое занятие по внеурочной деятельности....
Урок Доноведения
Тема: Таганрог — первый порт России на морском побережье...
Тематическое планирование по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности "Доноведение", 3 класс
Доноведение, 3 класс...
Доноведение 4 класс "Мой край"презентация
Материал используется при изучении поверхности Ростовской области....
Урок доноведения на тему "дорога от дома до школы".
В школу я иду учиться,А не после травм лечитьсяПо пути в школу ты можешь встретить разные опасности: - проезжая ч...