Статья "КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ".
статья
Данная статья поможет при подготовке к уроку или внеурочному занятию, в которых необходимо организовать группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока.
Требования к современному уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями Федерального Государственного образовательного стандарта , можно выделить четыре блока, один из которых: коммуникативные универсальные действия. Выпускник начальной школы должен научиться:
- разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
- распределять и выполнять разные роли(лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи;
- вырабатывать и принимать коллективные решения;
- предотвращать и преодолевать конфликты;
- уважительно относиться к позиции другого;
- влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
Одним из методов развития коммуникативных универсальных действий является командообразование.
Нельзя не сказать о том, что моя школа с вошла в общероссийский проект «Школа нового поколения», цели и задачи которого совпадают с требованиями стандарта. Метод командообразования – это один из ведущих методов в проекте.
Чем же команда отличается от класса? Команда - круг своих людей, имеющих общую цель. Стиль команды - это доверие и сотрудничество. Главные принципы командного взаимодействия: "Людям можно доверять, люди могут помогать". По- другому: "Один за всех, все за одного". Основные характеристики команды:
- Общее видение,
- Распределение ролей,
- Взаимодополнение по функциям,
- Способность к функциональной и ролевой взаимозамене
- Способность быстро реагировать на изменения,
- «Понимание друг друга с полуслова»
- Сработанность (согласованность, сыгранность)
- Связанность (сплоченность, командный дух)
- Способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий
Когда люди работают, как слаженная команда, у них есть одно общее дело, все вместе думают, все вместе делают, каждый знает, за что он отвечает, и помогает другим. В команде все - свои, чужих нет. Нет отдельных интересов, есть общая задача, которая должна быть решена. Задача учителя – от класса перейти к команде. Как это сделать?
На уроках и во внеурочной деятельности провожу игры и упражнения на командообразование. Рассмотрим некоторые из них.
«Олени»
Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Учитель спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?». Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.
«Доброе животное»
Учитель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Фигуры»
Количество участников: любое. Дополнительно: веревка.
Каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо; задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки некую фигуру: более простую, геометрическую – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник – или более сложную, требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево – лиственное, елку?), собаку и т.д. Более сложный вариант: игроки закрывают глаза и не имеют права переговариваться.
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу. Участники делятся на мини-группы от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист. Учитель озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!» После того как это будет сделано, учитель складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!» «Смена мест»Цель: повысить тонус группы. Проведение: Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ряд инструкций. Поменяйтесь местами «Пингвины»Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия, для повышения сплочения команды. Проведение: Пингвины живут и охотятся стаей, и во время зимних бурь и холодов они спасаются тем, что сбиваются в большую кучу. В центре этой кучи всегда теплее, на переферии – холоднее, но суровые условия переживают практически все остаются в живых. Как они это делают? Сейчас вы становитесь стаей пингвинов, ваша задача не замерзнуть. По сигналу: Начали! все бродят по помещению, а после команды Буря все резко сбиваются в кучу. Подсказка: Пингвины скраю замерзают и стремятся попасть внутрь, а пингвины с центра стараются попасть наружу. Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива. Ход упражнения: группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк. Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Упражнение «Дом» Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение: как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? «Какие мы хорошие» Инструкция: «Вам нужно показать, какие вы все хорошие. Сделайте презентацию вашей команды. На подготовку – 10 минут». Упражнение «Веселый счет» Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. Ход упражнения: учитель называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. |
Интернет-ресурсы:
https://минобрнауки.рф/документы/922
https://studfiles.net/preview/5764638/
http://psyho.web-box.ru/glubina/igry-na-komandoobrazovanie/
https://4brain.ru/team/game.php
http://allscenarios.ucoz.ru/index/igry_na_komandoobrazovanie/0-78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-236332-1365322960.jpg)
Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий в образовательном пространстве начальной школы
Коллектив – исключительно сложная духовная мощность…...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-103300-1504095343.jpg)
«Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»
Проект выступления на районном семинаре....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-609059-1426534908.jpg)
Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
Выступление на методическом совете школы на тему«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-103300-1504095343.jpg)
Проект выступления на районном семинаре по теме «Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного ста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-791655-1537627996.jpg)
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-842019-1478101447.jpg)
Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий в 1 классе.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-842019-1478101447.jpg)
Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий во 2 классе.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...