Статья "КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ".
статья

Азарова Лариса Владимировна

Данная статья поможет при подготовке к уроку или внеурочному занятию, в которых необходимо организовать группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_azarovoy.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока.  

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

        В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями Федерального Государственного образовательного стандарта , можно выделить четыре блока, один из которых:   коммуникативные  универсальные действия.  Выпускник начальной школы  должен научиться:

  • разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то  сообща;
  • распределять и выполнять разные роли(лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи;
  • вырабатывать и принимать коллективные решения;
  • предотвращать и преодолевать конфликты;
  • уважительно относиться к позиции другого;
  • влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.  

      Одним из методов развития коммуникативных  универсальных действий является командообразование.

     Нельзя не сказать о том, что моя школа с вошла в общероссийский проект «Школа нового поколения», цели и задачи которого совпадают с требованиями стандарта. Метод командообразования – это один из ведущих методов в проекте.

    Чем же команда отличается от класса? Команда - круг своих людей, имеющих общую цель. Стиль команды - это доверие и сотрудничество. Главные принципы командного взаимодействия: "Людям можно доверять, люди могут помогать". По- другому: "Один за всех, все за одного". Основные характеристики команды:

  • Общее видение,
  • Распределение ролей,
  • Взаимодополнение по функциям,
  • Способность к функциональной и ролевой взаимозамене
  • Способность быстро реагировать на изменения,
  • «Понимание друг друга с полуслова»
  • Сработанность (согласованность, сыгранность)
  • Связанность (сплоченность, командный дух)
  • Способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий

     Когда люди работают, как слаженная команда, у них есть одно общее дело, все вместе думают, все вместе делают, каждый знает, за что он отвечает, и помогает другим. В команде все - свои, чужих нет. Нет отдельных интересов, есть общая задача, которая должна быть решена. Задача учителя  – от класса перейти к команде. Как это сделать?

       На уроках и во внеурочной деятельности провожу игры и упражнения на командообразование. Рассмотрим некоторые из них.

                                                    «Олени»

        Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Учитель спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?». Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

                                            «Доброе животное»

  Учитель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

                                                  «Фигуры»

     Количество участников: любое. Дополнительно: веревка.

Каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо;  задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки некую фигуру: более простую, геометрическую – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник – или более сложную, требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево – лиственное, елку?), собаку и т.д. Более сложный вариант: игроки закрывают глаза и не имеют права переговариваться.

                                         «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу. Участники делятся на мини-группы от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист. Учитель озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!» После того как это будет сделано, учитель складывает газету пополам и повторяет задание. После того как  это будет сделано,  еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

                                                  «Смена мест»

Цель: повысить тонус группы. Проведение: Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ряд инструкций. Поменяйтесь местами
- те, кто родился в апреле,  те, у кого зеленые глаза, те, кто любит бананы и т.д.

                                                      «Пингвины»

Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия, для повышения сплочения команды. Проведение: Пингвины живут и охотятся стаей, и во время зимних бурь и холодов они спасаются тем, что сбиваются в большую кучу. В центре этой кучи всегда теплее, на переферии – холоднее, но суровые условия переживают практически все остаются в живых. Как они это делают? Сейчас вы становитесь стаей пингвинов, ваша задача не замерзнуть. По сигналу: Начали! все бродят по помещению, а после команды Буря все резко сбиваются в кучу. Подсказка: Пингвины скраю замерзают и стремятся попасть внутрь, а пингвины с центра стараются попасть наружу.

                            Упражнение «Кто быстрее?»                                                 

 Цель: сплочение коллектива. Ход упражнения: группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк. Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. 

                                           Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.  Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение: как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль?

                                     «Какие мы хорошие» 

Инструкция: «Вам нужно показать, какие вы все хорошие. Сделайте презентацию вашей команды. На подготовку – 10 минут».

                                      Упражнение «Веселый счет»

      Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. Ход упражнения: учитель называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

                                                   Интернет-ресурсы:

https://минобрнауки.рф/документы/922

https://studfiles.net/preview/5764638/

http://psyho.web-box.ru/glubina/igry-na-komandoobrazovanie/

https://4brain.ru/team/game.php

http://allscenarios.ucoz.ru/index/igry_na_komandoobrazovanie/0-78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Выступление на методическом совете школы на тему«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»...

Проект выступления на районном семинаре по теме «Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников...

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий в 1 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий во 2 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...