Рабочая программа кружка "Мир под микроскопом" на базе центра "Точка роста"
рабочая программа
Рабочая программа кружка "Мир под микроскопом" на базе центра "Точка роста" 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tochka_rosta_1-2_kl.docx | 39.15 КБ |
tochka_rosta_3-4_kl.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ОУ, возрастных особенностях детей, разработана на основе программы по организации познавательно-исследовательской деятельности школьников "Ребёнок в мире поиска"(Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.), использование авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»
Дополнительная образовательная программа «Мир под микроскопом» относится к программам познавательно-исследовательской направленности, так как ею целью является формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации.
Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся, за счет современного оборудования центра «Точка роста», с применением цифровой лаборатории и цифрового микроскопа.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (34 учебных недели), в неделю - 2 часа.
Новизна программы заключается в том, что ребенок впервые прикасается к микромиру, видит его изнутри, понимает его сущность. Обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.
Основной целью программы способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, с использованием цифрового микроскопа.
Исходя из цели программы предусматривается обеспечение развития первичных представлений для:
- развития cтpeмлeния к опытно - экспериментальной дeятeльнocти;
- развития обследовать предметы и явления с разных сторон;
- рaзвития мыcлитeльной и познавательной aктивнocти, самостоятельности, yмeния нaблюдaть, сравнивать, aнaлизиpoвaть, дeлaть вывoды, умозаключения;
- развития умственных способностей, воображения, мелкой моторики, памяти.
формирования умения способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- фopмиpoвaния пocтaнoвки элeмeнтapных oпытoв и yмeния дeлaть вывoды нa ocнoвe пoлyчeнных peзyльтaтoв;
- формирования основы логического мышления;
- формирования опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Создание условий для приобретения опыта:
- выражения личностного отношения в работе с цифровым микроскопом;
- эмоционального отклика на объект исследования, который увеличен во много раз, о его строении и жизни в окружающем мире;
- создание благоприятной атмосферы для проведения опытов и экспериментов;
- растить всесторонне развитых детей.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы обучения.
Принципы:
∙ принцип научности - предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками;
∙ доступность – предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватныхвозрасту формах работы с детьми;
∙ систематичность – обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности школьников;
∙ индивидуальный подход – реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
∙ целостность – комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
∙ принцип интеграции - интеграция с другими образовательными областями;
∙ принцип сотрудничества - совместная деятельность педагога и детей;
∙ принцип активного обучения - организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
∙ здоровьесберегающий - ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук;
∙ принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
∙ принцип результативности - получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Формы работы с детьми: групповые.
- «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами).
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
- Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике — процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации.
- Эксперименты и опыты. Практические исследования объектов, внимательное наблюдение за демонстрацией сложных опытов педагогом.
Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, вообра- жения и творческих способностей ребенка.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы:
- объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение);
- репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
Продуктивные методы:
- частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) ;
- исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).
В процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности выделяют три группы методов:
- наглядные;
- практические;
- словесные.
«Метод» - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
«Экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения деятельности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы обучения:
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- ситуация выбора;
- метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы);
- мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).
В ходе занятий по данному курсу предполагается формирование у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ и цифровой лаборатории;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На один год обучения предлагается определенные умения, навыки по опытно-экспериментальной деятельности. На данном этапе обучения дается материал по основным разделам познавательной деятельности.
Программа 1 года обучения содержит следующие разделы:
∙ “Что такое микроскоп?” (строение микроскопа, для чего его используют);
∙ “Микроорганизмы” (многообразие микроорганизмов);
∙ “Растения, овощи и фрукты” ( рассматривание под микроскопом срезы растений, овощей и фруктов);
∙ “Неживая природа” ( вода, земля, песок,сахар, соль);
∙ “ Эксперименты - фокусы”
Учебно-тематический план:
Первый год обучения
( 8 лет)
№ | Раздел.Темы | Количество часов | Всего часов | ||||
Теория | практика | ||||||
1 | “Что такое микроскоп” | 5 | |||||
1. Вводное занятие. Прибор, открывающий невидимое; | 1 | ||||||
2. Строение микроскопа. Правила техники безопасности в лаборатории; | 2 | ||||||
3. Рассматривание под микроскопом готовых объектов исследования; | 2 | ||||||
2 | Живая природа. “Микроорганизмы” | 19 | |||||
1. Живая и неживая природа. | 2 | ||||||
2. Кто такие микроорганизмы? | 2 | ||||||
3. Хочу все знать о микробах! | 1 | 2 | |||||
4. Нам микробы не страшны! | 2 | ||||||
5. Микробы на поверхности зубной эмали. | 2 | ||||||
6. Бактерии. Полезные и вредные. | 2 | 2 | |||||
7. Плесень под микроскопом. | 2 | ||||||
8. Что такое дрожжи? | 2 | ||||||
3 | “Растения, овощи и фрукты.” | 13 | |||||
1. Клетка и микроскоп. | 1 | 2 | |||||
2. Зеленые друзья в комнате. | 2 | ||||||
3. Овощи всем нужны! | 2 | ||||||
4. Кладовая витаминов. | 2 | ||||||
5. Мир насекомых. | 2 | ||||||
6. Красный, желтый, зеленый. | 2 | ||||||
4 | Неживая природа. | 15 | |||||
1. Вода - это жизнь! | 1 | 2 | |||||
2. Вода волшебница! | 2 | ||||||
3. Почему животным тепло? | 2 | ||||||
4. Мир ткани. | 2 | ||||||
5. Путешествие в бумажную страну – в страну загадок и чудес. | 2 | ||||||
6. Свойства соли и сахара. | 2 | ||||||
7. Волшебный песок. | 2 | ||||||
5 | Эксперименты - фокусы. | 16 | |||||
1.Получение электричества без розетки. | 2 | ||||||
2. Цветная вода. | 2 | ||||||
3. Тайнопись | 2 | ||||||
4. Самонадувающийся шар. | 2 | ||||||
5. Цветной дождь. | 2 | ||||||
6. Лава в стакане. | 2 | ||||||
7. Изготавление мыльных пузырей. | 2 | ||||||
8. Делаем цветные слаймы. Подведение итогов | 2 | ||||||
Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.“Что такое микроскоп”
Вводное занятие. Теоретические сведения:
1.1 Прибор, открывающий невидимое. Познакомить детей с цифровым микроскопом, лупой, научить готовить препараты для микроскопа. Дать понятие о правилах работы с микроскопом.
1.2 Строение микроскопа, где его применяют. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
1.3 Рассматривание под микроскопом готовых объектов исследования.
2. Живая природа. “Микроорганизмы”
2.1 Живая и неживая природа. Дать детям понятие о живой и неживой природе, и что природа - это наш общий дом.
2.2 Кто такие микроорганизмы? Познакомить детей с понятием микроорганизмы и какие они бывают.
2.3 Хочу все знать о микробах! Формирование простейших представлений о микроорганизмах, об их свойствах.
2.4 Нам микробы не страшны! Сформировать представления детей о микробах и их вреде и пользе на здоровье человека, рассматривание микробов на поверхности грязных рук.
2.5 Микробы на поверхности зубной эмали. Сформировать представления детей о микробах и их вреде и пользе на здоровье человека, рассматривание микробов на поверхности зубной эмали.
2.6 Бактерии. Полезные и вредные. Дать понятие о полезных и вредных бактериях, продолжать формировать представления о здоровом образе жизни.
2.7 Плесень под микроскопом. Дать детям простейшие представления об микроорганизмах, выращевание плесени, польза и вред плесени.
2.8 Что такое дрожжи? Дать детям простейшие представления о дрожжах.
3. “Растения, овощи и фрукты.”:
3.1 Клетка и микроскоп. Формировать у детей представления о микроорганизмах – клетках, показать клеточное строение, опыт: кожица лука под микроскопом.
3.2 Зеленые друзья в комнате. Продолжать формировать у детей представления о микроорганизмах – клетках, показать клеточное строение, опыт: срез листа фикуса под микроскопом.
3.3 Овощи всем нужны! Продолжать формировать у детей представления о микроорганизмах – клетках, показать клеточное строение, опыт: срез помидора и огурца под микроскопом, польза употребления овощей.
3.4 Кладовая витаминов. Опыт: срез яблока под микроскопом, рассказать о витаминах, какие бывают, польза употребления фруктов.
3.5 Мир насекомых. Рассматривание под микроскопом готовых образцов. Крыло и лапка пчелы и другие.
3.6 Красный, желтый, зеленый. Рассказать детям почему бывают разноцветные листья, используя цифровой микроскоп.
4. “Неживая природа.”
4.1 Вода - это жизнь! Расширить знания детей о свойствах воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. Рассмотреть под микроскопом воду из лужи и очищенную.
4.2 Вода волшебница! Развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
4.3 Почему животным тепло? Расшрить знания детей о строении животного (кошки). Рассмотреть под микроскопом шерсть животного.
4.4 Мир ткани. Знакомство со свойствами ткани. Ткань состоит из множества ниток, бывает разных видов - тонкая и более плотная, тонет в воде, намокает. Использование различных тканей.
4.5 Путешествие в бумажную страну – в страну загадок и чудес. Свойства бумаги: легко мнется, теряет первоначальную форму, быстро намокает, горит, использование в жизни человека.
4.6 Свойства соли и сахара. Познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами. Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ. Учить детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом).
4.7 Волшебный песок. Выдeлить cвoйcтвa пecкa: cыпyчecть, pыхлocть, из мoкpoгo мoжнo лeпить; Рассмотреть под микроскопом частички песка, пoзнaкoмить co cпocoбoм изгoтoвлeния pиcyнкa из пecкa.
5. Эксперименты - фокусы.
Занимательные опыты для дошкольников, эксперименты для детей дома, фокусы для детей, занимательная наука…Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данном разделе собраны разные эксперименты, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка.
Ожидаемый результат освоения дополнительной образовательной программы «Мир под микроскопом»
В соответствии с поставленной целью и задачами образовательной программы после освоения содержания программы одного года обучения ожидаются следующие результаты:
∙ ознакомление детей с понятием “микроскоп”, с историей микроскопа, его строением и как он работает;
∙ дети школьного возраста выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности;
∙ овладели исследовательскими умениями и навыками;
∙ проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
∙ сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
∙ расширены представления о предметах, объектах исследования, явлениях природы окружающего мира;
∙ у детей сформирована уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми внутренней мотивации к познанию окружающего мира, интересом к происходящим вокруг него явлениям.
Данная программа является примерной и может изменяться и дополняться в зависимости от индивидуальных способностей, потребностей и возможностей детей. Темы Учебного курса могут быть сокращенны или расширенны. Возможна корректировка программы.
Ученик овладевает следующими умениями и навыками:
Первый год обучения:
По окончанию первого года обучения дети будут знать:
∙ что такое микроскоп, его строение и как он работает;
∙ что такое живая природа и неживая, и что к ним относится;
∙ правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Будут уметь:
∙ устанавливать простейшие связи между объектами живой и неживой природы;
∙ уметь выполнять несложные опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы;
∙ самостоятельно владеть экспериментальными навыками и навыками наблюдения, находить новые конструктивные решения при выполнении заданий;
∙ уметь действовать по алгоритму.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными видами деятельности на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности являются репродуктивная и творческая.
Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения опытов, показанных педагогом.
Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата.
Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному развитию личности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские.
Учебный материал на занятиях по исследовательской деятельности распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки и информации.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проводятся в мини-лаборатории. Помещение должно быть проветрено, хорошо освещено.
Материал:
∙Mикpocкoп, предметные стекла, покровные стекла, готовые образцы исследования, срезы овощей и фруктов, пинцеты, вода из лужи, очищенная вода, дрожжи, хлеб, подсолнечное масло, пена для бритья, лyпы, зубочистки, зepкaлa, мерные ложечки, пипeтки, линeйки, мылo, щeтки, гyбки, oднopaзoвыe шпpицы, пищeвыe кpacитeли, пecoчныe чacы, нoжницы, лocкyтки ткaни, coль, сахар, клeй, плacтикoвыe бaнки, бyтылки, cтaкaны paзнoй фopмы, вeличины, лoпaтки, фopмoчки. пecoк, вoдa, лиcтья растений, бyмaгa для зaпиceй и зapиcoвoк, кapaндaши, флoмacтepы, краски, кисти, пластины медные и цинковые, гирлянда, зажимы, воздушные шарики, халаты, головные уборы, перчатки, влажные салфетки, спрей для обработки материалов, полотенце, ноутбук, планшет, телевизор, картинки с иллюстрациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная
деятельность»
2. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений
и экологической культуры детей: обзор программ школьного
образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ОУ‖. –
М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
4. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной
деятельности детей 7-8 лет: тематическое планирование, рекомендации,
конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
5. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
6. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
7. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей школьного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
8. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
Календарно-тематическое планирование
№ | Количество часов | Раздел.Темы | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | 6 | “Что такое микроскоп” | ||
1-2 3-4 5-6 | 2 | Вводное занятие. Прибор, открывающий невидимое; | ||
2 | Строение микроскопа. Правила техники безопасности в лаборатории; | |||
2 | Рассматривание под микроскопом готовых объектов исследования; | |||
2 | 18 | Живая природа. “Микроорганизмы” | ||
7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-20 21-22 23-24 | 2 | Живая и неживая природа. | ||
2 | Кто такие микроорганизмы? | |||
2 | Хочу все знать о микробах! | |||
2 | Нам микробы не страшны! | |||
2 | Микробы на поверхности зубной эмали. | |||
4 | Бактерии. Полезные и вредные. | |||
2 | Плесень под микроскопом. | |||
2 | Что такое дрожжи? | |||
12 | “Растения, овощи и фрукты.” | |||
25-26 27-28 29-30 31-32 33-36 | 2 | Клетка и микроскоп. | ||
2 | Зеленые друзья в комнате. | |||
2 | Овощи всем нужны! | |||
2 | Кладовая витаминов. | |||
4 | Мир насекомых. | |||
4 | 16 | Неживая природа. | ||
37-40 | 4 | Вода - это жизнь! | ||
41-42 | 2 | Вода волшебница! | ||
43-44 | 2 | Почему животным тепло? | ||
45-46 | 2 | Мир ткани. | ||
47-48 | 2 | Путешествие в бумажную страну – в страну загадок и чудес. | ||
49-50 | 2 | Свойства соли и сахара. | ||
51-52 | 2 | Волшебный песок. | ||
16 | Эксперименты - фокусы. | |||
53-54 | 2 | Получение электричества без розетки. | ||
55-56 | 2 | Цветная вода. | ||
57-58 | 2 | Тайнопись | ||
59-60 | 2 | Самонадувающийся шар. | ||
61-62 | 2 | Цветной дождь. | ||
63-64 | 2 | Лава в стакане. | ||
65-66 | 2 | Изготавление мыльных пузырей. | ||
67-68 | 2 | Делаем цветные слаймы. Подведение итогов |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир под микроскопом" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы Башмакова В.Е «Мир Левингука: 77 опытов с микроскопическими объектами».
Дополнительная образовательная программа «Мир под микроскопом» относится к программам познавательно-исследовательской направленности, так как ею целью является формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации.
Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся, за счет современного оборудования центра «Точка роста», с применением цифровой лаборатории и цифрового микроскопа.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (34 учебных недели), в неделю - 2 часа.
Новизна программы заключается в том, что ребенок впервые прикасается к микромиру, видит его изнутри, понимает его сущность. Обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.
Направление – естественнонаучное.
Курс рассчитан на 68 академических часов. Включает теоретические и практические занятия.
На курс «Мир под микроскопом» отводится по 2 часа в неделю. Он рассчитан на учащихся 3-4 классов.
Программа курса предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Развивающие
Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы и методы, технологии обучения, используемые формы, используемые в работе по программе включает теоретические и практические занятия.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, викторины. дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы - воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы - при систематизации коллекционного материала, экскурсии на природу.
Исследовательские методы- при работе с микроскопом.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- Групповая
- Индивидуальная
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения:
– проверка зарисовок (по завершении изучения каждого раздела – рубежная, в конце года – годовая, в конце обучения по программе – итоговая);
– викторины (опознание изученных объектов по фотографиям и описание их характерных особенностей);
В ходе занятий по данному курсу предполагается формирование у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ и цифровой лаборатории;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты.
В результате изучения тем кружка «Мир под микроскопом» обучающиеся:
овладеют навыками исследовательской работы
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе,
приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. получат возможность научиться использовать различные справочные издания
Содержание учебного курса
1раздел. Работа с микроскопом (1ч). Работа с микроскопом – первые шаги.
2 раздел. Приготовление препаратов (3 часа). Временный препарат на предметном стекле. Висячая капля. Приготовление постоянных препаратов.
3раздел. Целый мир в капле воды (2 ч). Висячая капля из грязной лужи. Висячая капля из вазы с цветами
4 раздел. Клетки бывают разные (2 ч). Клетки-бутылки. Из чего состоит мясо.
5 раздел. Жизнедеятельность клеток (5 ч). Дрожжи: захватывающая жизнь маленьких грибов. Дрожжи: не слишком ли много сладкого? Дрожжи: из холода в жару. Дрожжи: эксперименты на выживание. Инфузория-туфелька: надо спасаться от соли
6 раздел. Лист(2 ч). Как устроен лист. От листьев к корням и обратно.
7 раздел. Сам себе исследователь (4 ч). Волосы. Ногти. Слюна. Кожа.
8 раздел. Одежда (8 часов). Хлопковая нить. Льняная нить. Шерсть. Синтетика. Бязевое плетение. Атласное плетение. Трикотаж. Настоящая и искусственная кожа.
9 раздел. Всего понемножку (7 ч). Пыль. Школьный мел. Бумажные деньги. Броуновское движение. Рваная бумага. Как растут волосы
10 раздел. Подведение итогов работы кружка (1 ч). Подведение итогов работы кружка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата проведения | Раздел. Тема | Примечание |
Раздел I. Работа с микроскопом (2ч) | ||||
1-2 | 2 | Работа с микроскопом. Правила безопасности в кабинете | ||
Раздел II. Приготовление препаратов (6 часа) | ||||
3-4 | 2 | Временный препарат на предметном стекле | ||
5-6 | 2 | Висячая капля | ||
7-8 | 2 | Приготовление постоянных препаратов | ||
Раздел III. Целый мир в капле воды (4 ч) | ||||
9-10 | 2 | Висячая капля из грязной лужи | ||
11-12 | 2 | Висячая капля из вазы с цветами | ||
Раздел IV. Клетки бывают разные (4 ч) | ||||
13-14 | 2 | Клетки-бутылки | ||
15-16 | 2 | Из чего состоит мясо | ||
Раздел V.Жизнедеятельность клеток (10 ч) | ||||
17-18 | 2 | Дрожжи: захватывающая жизнь маленьких грибов | ||
19-20 | 2 | Дрожжи: не слишком ли много сладкого? | ||
21-22 | 2 | Дрожжи: из холода в жару | ||
23-24 | 2 | Дрожжи: эксперименты на выживание | ||
25-26 | 2 | Инфузория-туфелька: надо спасаться от соли | ||
Раздел VI.Лист(4 ч) | ||||
27-28 | 2 | Как устроен лист | ||
29-30 | 2 | От листьев к корням и обратно | ||
Раздел VII. Сам себе исследователь (8 ч) | ||||
31-32 | 2 | Волосы | ||
33-34 | 2 | Ногти | ||
35-36 | 2 | Слюна | ||
37-38 | 2 | Кожа | ||
Раздел VIII.Одежда (16часов) | ||||
39-40 | 2 | Хлопковая нить | ||
41-42 | 2 | Льняная нить | ||
43-44 | 2 | Шерсть | ||
45-46 | 2 | Синтетика | ||
47-48 | 2 | Бязевое плетение | ||
49-50 | 2 | Атласное плетение | ||
51-52 | 2 | Трикотаж | ||
53-54 | 2 | Настоящая и искусственная кожа | ||
Раздел IX.Всего понемножку.(12 ч) | ||||
55-56 | 2 | Пыль | ||
57-58 | 2 | Школьный мел | ||
59-60 | 2 | Бумажные деньги | ||
61-62 | 2 | Броуновское движение | ||
63-64 | 2 | Рваная бумага | ||
65-66 | 2 | Как растут волосы | ||
Раздел X. Подведение итогов работы курса (2 ч). | ||||
67-68 | 2 | Подведение итогов работы . |
V. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Набор "Мир Левенгука
Башмакова В.Е «Мир Левингука:77 опытов с микроскопическими объектами»-М: Издательство «Ювента» 2012-112с.
Методические рекомендации для учителя:
Андреева И.И., Родман Л.С., Чичѐв А.В. Практикум по анатомии и морфоло-гии растений. – М.: Колосс, Агрус, 2010. – 156 с.
Барсукова Т.Н. и др. Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
Роджерс К. Всѐ о микроскопе. Энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2011. – 96 с.
Реннеберг Р. и И. От пекарни до биофабрики. – М.: Мир, 2011. – 112 с.
Де Крюи П. Охотники за микробами. – М: Наука, 2009. – 432 с.
Ресурсы сети Интернет
http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_microscopom.html - Правила работы с микроскопом http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html - Приготовление микропрепаратов
http://rndnet.ru/part-photop/obychnye-veschi-pod-mikroskopom Обычные вещи под микроскопом
"Российский общеобразовательный портал". Работа с различными каталогами ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; справочно-информационные источники. Работа с интернет журналом «Путь в науку» school.edu http://yos.ru/
Электронная библиотека 'Наука и техника' Знакомство с материалами и электронными публикациями педагогов, ученых http://n-t.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Рабочая программа отряда летнего пришкольного лагеря «Волшебная страна – 2014» дневного пребывания детей на базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» го Отрадный Самарской области
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.1. Название:Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Волшебная страна – 2014».2. Авторы проекта: учителя начальных классов Валл И.В., Сомова Л.Н.3....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деят...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Зако...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
1. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Феде...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1 класса» на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1 класса» на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей норм...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федерал...