Деятельность классного руководителя с семьями СОП или несовершеннолетними, стоящими на ВШК.
методическая разработка
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП или несовершеннолетними, стоящими на ВШК сводится к:
- обеспечению связи образовательного учреждения с семьей;
- установлению контакта с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультированию родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов школы - интернат;
- организации в классе образовательно-воспитательного пространства, оптимального для развития положительного потенциала обучающегося;
- изучению индивидуальных особенностей обучающихся и их динамику;
- контролю посещаемости учебных занятий и успеваемости обучающегося;
- анализу условий и причин негативных проявлений в среде обучающихся класса и определению мер по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бурдаева Елена Ивановна,
учитель русского языка и чтения,
Кировского областного государственного
общеобразовательного бюджетного учреждения
«Школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
пгт Демьяново Подосиновского района»
(КОГОБУ ШИ ОВЗ
пгт Демьяново Подосиновского района)
Деятельность классного руководителя с семьями СОП или несовершеннолетними, стоящими на ВШК.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП или несовершеннолетними, стоящими на ВШК сводится к:
- обеспечению связи образовательного учреждения с семьей;
- установлению контакта с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультированию родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов школы - интернат;
- организации в классе образовательно-воспитательного пространства, оптимального для развития положительного потенциала обучающегося;
- изучению индивидуальных особенностей обучающихся и их динамику;
- контролю посещаемости учебных занятий и успеваемости обучающегося;
- анализу условий и причин негативных проявлений в среде обучающихся класса и определению мер по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.
В работе с неблагополучной семьей ставятся следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классного коллектива;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями или несовершеннолетними можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул.
Классный руководитель совместно с социальным педагогом, педагогом-психологом, (при необходимости школьным медработником) формируют учётное дело семьи, находящейся в социально опасном положении или несовершеннолетнего, стоящего на ВШК.
Учётное дело состоит из следующих составляющих.
- социальный паспорт семьи (привлекаются родители);
- план работы;
- проблемы семейного неблагополучия и пути их устранения (анализ причин, условия противоправных деяний изучаются параллельно с педагогом –психологом различными методами: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика, опрос, интервью, анализ документов, тестирование);
- личностные особенности несовершеннолетнего (отражаются выявленные особенности ребёнка, или семьи);
- сведения об успеваемости и посещаемости;
- посещение семьи, несовершеннолетнего;
- мероприятия по оказанию помощи семье СОП, или несовершеннолетнему, его семье по решению проблем, приведших к социально опасному положению, дополнительные мероприятия. (Формы, тематика и содержание мероприятий с семьёй или несовершеннолетним определяется исходя из причин опасного социального положения. Зачастую это ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, злоупотребление родителями алкоголя, отсутствие контроля за детьми со стороны родителей).
Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности обучающихся в школе классными руководителями и специалистами ведётся дневник наблюдений за ребенком.
Педагогическое взаимодействие с родителями основывается на психолого-педагогическом просвещении родителей, детей. Распространёнными формами работы с родителями и несовершеннолетними остаются:
Консультации «Вредные привычки детей и родителей», «Совместное проведение свободного времени», «Профилактика правонарушений», «Быть родителями – это ответственно», «Алкоголь и правонарушения подростков», «Что значит: любить своего ребёнка», «Как организовать досуговую деятельность ребенка»,
Лекции «Алкоголь и его последствия», «Влияние пьющих родителей на психологию ребёнка», «О факторах, способствующих началу употребления алкоголя подростками и юношеством», «Не дайте ребёнку стать трудным»
Памятки «Чем опасен алкоголь», «Как помочь себе справиться с зависимостью», «Как уберечь детей от алкогольной предрасположенности», «Привычки родителей – пример для детей», «Осторожно! Алкоголь», Семейный путеводитель: можно и нельзя в семье»
Беседы «Наши привычки – привычки наших детей», «Как и о чем разговаривать с ребенком», «Здоровый образ жизни – залог крепкой семьи», «Алкоголизм – дорога в бездну», «Жестокое обращение с детьми, что это такое?»
Родительские собрания «Трудности адаптации пятиклассников», «Ненасильственные методы воспитания», «Культурные ценности семьи и их значение».
Исправляя недостатки, выявленные в ходе проверки С-З округа, связанные с внедрением новых форм профилактической работы, в том числе по формированию у обучающихся мотивации на отказ от употребления алкоголя, табакокурения и других вредных привычек, учитывая интересы и склонности обучающихся, педагоги в прошлом году более глубже изучили этот вопрос. На заседании ШМО знакомились с имеющейся литературой, опытом других школ. Педагоги школы-интернат отобрали для своей работы современные, инновационные формы и методы работы, эффективные в условиях школы. По ряду причин не все формы взаимодействия с родителями и подростками применимы в нашей школе, т.к ученический состав классов мал, из-за удалённости проживания родители не всегда могут посетить школу.
Всё же в арсенале классных руководителей имеются такие формы работы с родителями и несовершеннолетними, как:
Дискуссия – обмен мнениями, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.
Диспут – размышление по вопросам воспитания.
Семинар – эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением специалистов.
Круглый стол предоставляет максимальную возможность всесторонне рассматривать вопросы и вырабатывать совместные решения.
Родительские университеты. Родительские ринги. Тренинги. Предметный разговор. Уроки правовой грамотности. Диалог.
Эффективным воздействием служит вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Открытые уроки и внеклассные мероприятия; календарные праздники, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы класса.
Работа по профилактике и просвещению ведётся не только с несовершеннолетними, состоящими на ВШК, но с детьми из семей СОП. Вовлечение в кружки, в спортивные и культурно-массовые мероприятия, предметные недели, красные даты календаря 23 февраля, 8 марта, 9 мая) и др., участие в школьных проектах («Чтение с увлечением», «Трудный подросток», «Театр для всех», День Здоровья, акции «Чистая школа», «Георгиевская ленточка», «Неделя добрых дел», Весенняя спартакиада, участие в конкурсах, сетевых акциях и др. Тренинги, игры «Доктор вежливых наук», «Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты», формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации. Просмотр и анализ видео, чтение и анализ произведений (басни С. Михалкова «Непьющий воробей»), кейс-метод «Мой выбор», арт-занятие, составление памяток направлены на профилактику отклонений в поведении.
В своей работе с подростками «группы риска» применимы следующие методы и приёмы воздействия:
- Метод позитивного подкрепления предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка.
- Метод стимулирования позитивной мотивации – побуждение подростка к выполнению определенных действий.
- Метод проектирования будущего – подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося поведения и без него.
- Метод убеждения предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения.
- Приём оценки негативных последствий – оцениваются негативные последствия от конкретного вида отклоняющегося (девиантного) поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам.
Свою эффективность доказала удобным форма взаимосвязи с родителями в условиях пандемии- общение через социальные сети Интернета. В ВК создана страничка сообщества класса. Для родителей это источник информации учебного, методического и воспитательного характера. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность педагога продемонстрировать любые документы, фото/видеоматериалы;
• рост объема информации;
• обеспечение диалога педагога и родителей сообщества;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Как показывает опыт, наиболее действенной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, а также с несовершеннолетними – является индивидуальная форма. При личной встрече, в непринуждённой доверительной обстановке оппонент чувствует себя более раскрепощённо и может открыто высказаться по любому волнующему вопросу, озвучить проблему, поделиться сокровенным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Материал поможет руководителю МО классных руководителей в анализе организации работы по профилактике правонарушений, классным руководителям в разработке плана воспитательной работы с классом в э...
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
Презентация "Совместная деятельность классного руководителя и родителей во внеурочной деятельности".
Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка....
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
quot;Трудные" дети – это запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимание взрослые, не принялих мер к коррекции их поведения. В эту категорию обучающиеся, у которых не сложились пр...