Педагогические технологии
материал
Педагогические технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика проблемного обучения
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Важным компонентом эмоционально-ценностного отношения школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса является познавательный интерес. Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников – это использование на уроках идей проблемного обучения биологии.
Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач - пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
- Быть доступным для учащихся
- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
- Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
1.Высокая самостоятельность учащихся;
2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникативные технологии
В связи с быстрым развитием науки и общества возрастает значение формирования научной картины мира, которая должна быть у каждого человека, независимо от сферы его деятельности. Наука постоянно развивается, и ее достижения внедряются в различные сферы нашей жизни. Поэтому знания основ науки и способов деятельности необходимы для успешной адаптации личности к изменяющимся условиям.
Таким образом, актуальные проблемы в образовании ставят перед учителем цель: создание учебно-методического пособия с учетом современных образовательных технологий, способствующего интенсификации, оптимизации и дифференциации учебного процесса. Для осуществления цели обозначены задачи:
• обоснованный выбор темы раздела для разработки учебно-методического пособия;
• анализ современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
• анализ Интернет-ресурсов и электронных пособий по биологии;
• составление программы и тематического планирования по разделу биологии с учетом базового стандарта образования;
• разработка учебно-методического комплекта (УМК), включающего методические рекомендации для проведения уроков, практических занятий и внеклассной деятельности; диагностические, дидактические, контрольно-измерительные материалы; электронное пособие; биологический словарь;
• организация дистанционного обучения биологии;
• оптимальное использование цифровых информационных средств в разработке учебно-методического пособия.
Личностно-ориентированные (воспитательные): способствовать воспитанию культуры речи; помочь учащимся установить связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором здорового образа жизни; способствовать выбору будущей специальности
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:
- Контроль знаний
- Объяснение нового материала
- Закрепление изученного материала
Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.
Область применения ИКТ во внеурочной деятельности широка, ее условно можно разделить следующим образом:
- ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися
- ИКТ при организации исследовательской деятельности
- ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам
- ИКТ на внеклассных мероприятиях
Таким образом, использование компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
(Селевко С.Г. «Современные педагогические технологии и методики»
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Цель использования технологии/методики
Обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе; сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ценности здоровья и здоровому образу жизни научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
- Нормативная дозировка учебной нагрузки.
- Построение урока с учётом работоспособности учащихся.
- Равномерное распределение нагрузки во время урока.
- Соблюдение гигиенических норм во время уроков, перемен, экскурсий и др.
- Физкультминутки.
- Проведение внеклассных и общешкольных мероприятий на тему «Здоровьесбережение»
- Проведение занятий оздоровительной дыхательной гимнастикой (метод БОС)
- Проведение родительских собраний на тему «Здоровьесбережение»
Результат использования технологии/методики
Благоприятный эмоциональный климат на уроке.
- Равномерное распределение нагрузки во время урока.
- Чередование мыслительной деятельности с физкультпаузами.
- Сберегается и укрепляется физическое и психическое здоровье участников образовательного процесса.
- Развиваются потребности в здоровом образе жизни.
- Формируется сознательное отношение к своему здоровью и к необходимости его сохранять и укреплять.
Информационно-коммуникативные технологии
Цель использования технологии/методики
Формировать информационные мировоззрения, культуру субъектов образовательного процесса посредством интеграции образовательных и воспитательных программ; развивать информационные компетенции личности; формировать учебно-познавательную, информационную, общекультурную деятельность.
Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
- Создание печатных дидактических материалов.
- Создание презентаций к выступлениям.
- Работа с мультимедийными программами для организации индивидуально-группового и фронтального опроса.
- Работа с мультимедийными пособиями к учебникам.
- Создание презентаций к проектным работам
Результат использования технологии/методики
- Высокий уровень работы с информацией.
- Качественное изменение содержания образования.
- Информационная и коммуникативная компетентность учащихся.
- Повышается мотивация к обучению.
- Активизируется познавательная деятельность.
- Развиваются творческое, наглядно-образное виды мышления
Проблемное обучение
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.
Цель использования технологии/методики
Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных способностей и творческого мышления.
Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач для активизации обучения на уроках биологии и в научно-практической деятельности. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих:
- постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,
- создание для учащихся проблемной ситуации;
- осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
- применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Результат использования технологии/методики
- Высокая самостоятельность учащихся.
- Творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН)
- Формирование познавательного интереса и развитие мыслительных
- способностей.
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
(по В.Ф. Шаталову)
Цель использования технологии/методики
Формирование ЗУН и важнейших общеучебных способов умственных действий (СУД).
Обучение всех детей, с любыми умственными данными.
Ликвидация неуспеваемости. Воспитание трудолюбия, самостоятельности.
Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Применение опорных конспектов (сигналов) – наглядных схем, в которых закодирован учебный материал.
- Введение новой информации
- укрупненный блок;
- опорный конспект.
- Самостоятельная работа дома
(памятка учащемуся):
Опорный конспект; учебник; помощь родителей.
- Первое повторение — фронтальный контроль
(урок - контроль конспекта):
-вес учащиеся воспроизводят конспект по памяти;
-учитель проверяет работы по мере поступления.
- Второе повторение - обобщение и систематизация
- подготовка к зачёту;
- использование всех видов контроля;
- взаимоопрос и взаимопомощь;
- игровые элементы
Результат использования технологии/методики
- Высокий % качества знаний ;
- Отсутствие неуспевающих учеников;
- Каждый учащийся приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
- Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
- Формируются ответственность, честность, товарищество.
- Полная и всеобщая активность на уроке
Игровые технологии
Цель использования технологии/методики
Воспитание познавательных процессов и активизация деятельности учащихся, развитие любознательности и формирование позитивного отношения к учёбе
Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
- Применение игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на уроке, во внеклассной работе. (Деловые игры - имитационные, ролевые)
- Проведение классных и общешкольных мероприятий по различной тематике
Результат использования технологии/методики
- Активизация и интенсификация учебного процесса;
- Развитие свободного творчества и самостоятельной деятельности учащихся.
- Удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции.
- Формирование позитивного отношения к учёбе
Предварительный просмотр:
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову)
(Селевко С.Г. «Современные педагогические технологии и методики»
Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату - опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование - декодирование); запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
3. Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления;
одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы - громкий опрос.
4. Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.
5. Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).
Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.
Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решение задач по выбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.
Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
- каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
- возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
- формируются ответственность, честность, товарищество.
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИЯ
о современных образовательных технологиях и/или методиках,
используемых аттестуемым педагогическим работником в практической профессиональной деятельности
(заполняется педагогом)
№ п/п | Современные образовательные технологии и/или методики (Название, автор/авторы) | Цель использования технологии/методики | Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологии/методики |
1. | Здоровьесберегающие технологии. | Обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе; сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ценности здоровья и здоровому образу жизни научить использовать полученные знания в повседневной жизни |
(метод БОС) | Благоприятный эмоциональный климат на уроке. Равномерное распределение нагрузки во время урока. Чередование мыслительной деятельности с физкультпаузами. Сберегается и укрепляется физическое и психическое здоровье участников образовательного процесса. Развиваются потребности в здоровом образе жизни. Формируется сознательное отношение к своему здоровью. |
2. | Информационно-коммуникативные технологии | Формировать информационные мировоззрения, культуру субъектов образовательного процесса посредством интеграции образовательных и воспитательных программ; развивать информационные компетенции личности; формировать учебно-познавательную, информационную, общекультурную деятельность. |
| Высокий уровень работы с информацией. Качественное изменение содержания образования. Информационная и коммуникативная компетентность учащихся. Повышается мотивация к обучению. Активизируется познавательная деятельность. Развиваются творческое, наглядно-образное виды мышления |
3. | Проблемное обучение Д. Дьюи | Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных способностей и творческого мышления. | Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач для активизации обучения на уроках биологии и в научно-практической деятельности. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих:
| Высокая самостоятельность учащихся. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) Формирование познавательного интереса и развитие мыслительных способностей. |
4. | Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову) | Формирование ЗУН и важнейших общеучебных способов умственных действий (СУД). Обучение всех детей, с любыми умственными данными. Ликвидация неуспеваемости. Воспитание трудолюбия, самостоятельности. | Применение опорных конспектов (сигналов) – наглядных схем, в которых закодирован учебный материал. Введение новой информации - укрупненный блок; - опорный конспект. Самостоятельная работа дома (памятка учащемуся): Опорный конспект; учебник; помощь родителей. Первое повторение — фронтальный контроль (урок - контроль конспекта): -вес учащиеся воспроизводят конспект по памяти; -учитель проверяет работы по мере поступления. Второе повторение - обобщение и систематизация - подготовка к зачёту; - использование всех видов контроля; - взаимоопрос и взаимопомощь; - игровые элементы | Высокий % качества знаний (58,6 %); Отсутствие неуспевающих учеников; Каждый учащийся приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля; Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях; Формируются ответственность, честность, товарищество. Полная и всеобщая активность на уроке |
5. | Игровые технологии | Воспитание познавательных процессов и активизация деятельности учащихся, развитие любознательности | Применение игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на уроке, во внеклассной работе. (Деловые игры - имитационные, ролевые) | Активизация и интенсификация учебного процесса; Развитие свободного творчества и самостоятельной деятельности учащихся. Удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...