РП 4 класс для детей с умственной отсталостью (Вариант 1)
рабочая программа (4 класс)
Адаптированные рабочие программы расчитаны для домашнего обучения детей с умственной отсталостью (вариант 1) 4 класс. Предметы:русский язык, математика, мир природы и человека, ручной труд, рисование, музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dlya_domashnego_obucheniya_detey_s_umstvennoy_otstalostyu_variant1_4_klass.zip | 252.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: Г.О.Усынина/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Баргузинская СОШ»: М.Л.Черданцева/__________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:
А.И.Молчанов/____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Мир природы и человека»
для обучающегося 4 класса
на 2022 - 2023 учебный год
Составлена
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории:
Корнюшиной Н.В.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________20___ г.
с. Баргузин
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» ориентирована на обучающегося 4 класса и разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью, примерная АООП образования для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 4 класса под редакцией Бгажниковой И.М.. Просвещение, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15).
6. Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения России к использованию Приказом от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 22.11.2019 г. № 632 и от18.05.2020 № 249). Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345. (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329).
7. Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».
8.Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная приказом №173 от 30.08.2019 с изменениями (приказ № 83/1 от 02.06.2020).
На основании медицинской справки по состоянию здоровья обучение на дому 8 часов в неделю, физкультурная группа здоровья освобождённая.
Программа определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников. Содержательных изменений в программу не внесено. Срок реализации - 1 год 25 часов (0,75 часа неделю).
УМК: Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 4 класс. / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. — М. : Просвещение, 2018. Учебник «Мир природы и человека» в 2-х частях. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. — М. : Просвещение, 2018 г.
ОЭР:
https://uchi.ru/ «Учи.ру»- образовательная онлайн-платформа
https://education.yandex.ru/ «Яндекс.Учебник.» - цифровая платформа для обучения школьным предметам.
https://infourok.ru/ «Инфоурок»- образовательный онлайн-проект
Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи: уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды;
- формировать представления о солнце как источнике света и тепла на земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
- формировать знания о природе своего края;
- формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.
Сезонные изменения (времена года)
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с месяцами времен года, изменениями в «жизни» растений. Животных. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Живая природа
Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой.
Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей.
Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации;
-правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
Достаточный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;
- называть и показывать органы человека, объяснять их назначение;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя ,оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы-правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных человека в разное время года.
Личностные результаты :
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение * | ||
Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | |||
1. | Сезонные изменения в природе | 11 | |||
2. | Неживая природа | 2 | |||
3. | Живая природа | 7 | |||
3. | Человек | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол- во часов | Дата проведения | ||||||
по плану | по факту | |||||||
Сезонные изменения в природе – 11 | ||||||||
Осень. Растения и животные осенью. | 1 | 05.09 | ||||||
Труд людей города и села осенью. | 1 | 12.09 | ||||||
3. | Зима. Декабрь – начало зимы. | 1 | 19.12 | |||||
4. | Дикие и домашние животные зимой. | 1 | 03.10 | |||||
5. | Труд людей в зимнее время года. | 1 | 10.10 | |||||
6. | Весна. Март – наступление весны. | 1 | 17.10 | |||||
7. | Растения и животные весной. | 1 | 07.11 | |||||
8. | Труд людей весной (в огороде, в поле, в саду). | 1 | 14.11 | |||||
9. | Лето. Сезонные изменения. | 1 | 21.11 | |||||
10. | Растения и животные летом. | 1 | 05.12 | |||||
11. | Труд людей летом. | 1 | 12.12 | |||||
Неживая природа – 2 | ||||||||
12. | Простейшие свойства почвы, их значение для растений. | 1 | 19.12 | |||||
13. | Формы поверхности земли: равнины, низменности. | 1 | 09.01 | |||||
Живая природа – 7 | ||||||||
14. | Растения. Сад. Огород. | 1 | 16.01 | |||||
15. | Растения культурные, дикорастущие, лекарственные. | 1 | 23.01 | |||||
16. | Редкие растения и их охрана. | 1 | 06.02 | |||||
17. | Парки. Растения поля. | 1 | 13.02 | |||||
18. | Животные дикие и домашние. | 1 | 20.02 | |||||
19. | Птицы домашние и дикие. | 1 | 06.03 | |||||
20. | Насекомые. | 1 | 13.03 | |||||
Человек – 5 | ||||||||
21. | Голова и мозг человека. | 1 | 20.03 | |||||
22. | Режим дня. Правильное чередование труда и отдыха. | 1 | 10.04 | |||||
23. | Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. | 1 | 17.04 | |||||
24. | Безопасное поведение. | 1 | 24.04 | |||||
25. | Правила дорожного движения. | 1 | 15.05 | |||||
26. | Повторение изученного. | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Грибы" для работы по предмету "Природоведение" 5 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)
Презентация выполнена с использованием принципов работы с детьми с умственной отсталостью. Цель: Сформировать у обучающихся представление о грибах как особом царстве живой природы тесно взаимосв...
Презентация "Мхи и папоротники" для работы по предмету "Естествознание" 7 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)
Презентация помогает наглядно представлять изучаемые объекты и явления, вызвать интерес и поддерживать его....
Презентация "Лилейные" для работы по предмету "Естествознание" 7 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)
Для детей с умственной отсталостью важна конкретность и дозированность материала, но при этом важна его эмоциональность и форма подачи....
Презентация "Словарные слова" 6 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)
Использование презентаций на уроках русского языка с умственно отсталыми учащимися активизирует их работу, вызывая интерес, способствует концентрации внимания, что ведет к запоминанию материала , обог...
Рабочая программа по математике для 2 класса для детей с умственной отсталостью (вариант 1).
Рабочая программа по учебному предмету составлена на основании нормативно – правовых документов:Федерального государственного образовательного стандарта, примерной Адаптированной основной ...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса для детей с умственной отсталостью (вариант 1).
Программа по русскому языку составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования...
РП 1 класс для детей с умственной отсталостью (Вариант 1)
Адаптированные рабочие программы для домашнего обучения детей с умственной отсталостью (Вариант1 ) 1 класс : математика, чтение, русский язык, музыка, человек и природа, ручной труд, рисование....