Исследовательская работа Карате - моя жизнь
проект (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия №7 «Сибирская»
Исследовательская работа
Карате - моя жизнь
Жеребцов Степан 4 «Д» класс
Руководитель: Русских Марина Николаевна
Новосибирск
2023
Оглавление
Введение ...................................................................................................3
1. История каратэ ………………………………………………………5
2. История развития Каратэ в Новосибирске…………………………8
3. Шотокан карате «Дом колышущихся сосен» ....................................12
4.Карате Шотокан в моей жизни..............................................................15
Заключение……………………………………….………………………18
Источник инфорации ……………………………………………………19
Введение
Небеса, земля и я – одного корня;
все вещи и я – из одного источника.
Тодзан Осе
«Формирование здорового образа жизни и интерес к спорту должны воспитываться уже с детства!»
В последние годы популярность каратэ сильно выросла, потому что люди поняли, какие бесценные умения дает им овладение каратэ. Фильмы и телепередачи, в которых показано каратэ, вошли в каждый дом, сделав его быстро развивающейся частью современного общества. Кто может заниматься каратэ? Что лежит в основе данного вида боевого искусства? Как каратэ помогает в жизни? Эти вопросы я хочу рассмотреть в своей работе и помочь сверстникам в выборе интересного вида спорта.
Цель исследовательской работы:
проанализировать и доказать, что истинная цель искусства карате – это не победа или поражение, а совершенствование характера человека.
Задачи исследовательской работы:
v Узнать, как и откуда появилось боевое искусство карате, почему носит такое название.
v Узнать, как и когда карате появилось в России.
v Рассказать к чему стремятся спортсмены, которые занимаются борьбой карате.
v Поделиться своими впечатлениями и своими успехами от занятий спортом.
v И, наконец, выяснить, каратэ – это искусство или спорт?
Гипотеза: Выяснить, способствуют ли занятия карате комплексному физическому и духовному воспитанию человека, гармоничному развитию личности.
Но только сильный Духом и обладающий Разумом Человек может сформировать сильное тело и прийти к Всеобщей гармонии, а такие люди не знают поражения и становятся непобедимыми. Нужно только это захотеть и сделать!
Актуальность темы. Ухудшение здоровья детей требует поиска новых средств и методов для укрепления физического и духовного здоровья.
Известно, что одним из основополагающих факторов здоровья человека является его двигательная активность.
Методы исследования: изучение и анализ методической литературы и интернет-ресурсов, наблюдение за деятельностью учащихся на занятиях каратэ, анкетный опрос учащихся, беседы, наблюдение, обработка полученной информации.
Объект исследования: люди, занимающиеся каратэ-до.
- История каратэ
Каратэ-до известное, в наше время воинское искусство, пришло к нам из Индии и Китая более 2000 лет назад. Оттуда оно попало в Японию на остров Окинава. Каратэ явилось результатом трансформации древних воинских стилей, которые изменяются вплоть до настоящего времени. Древнее китайское воинское искусство у-шу (или как его ещё называют кунг-фу) является непосредственным предшественником каратэ.
Школы каратэ основываются на духовных традициях древней китайской культуры известного китайского монастыря Шаолинь («молодой лес). Основателем древней школы стал монах по имени Бодхидхарма, который хотел донести до людей идею о единении тела и духа и конечном торжестве справедливости на земле.
В 1723году Шаолинь, будучи центром восстания Китайского народа, после долгого и кровопролитного сражения был сожжён. Лишь нескольким монахам, в совершенстве владевшим боевой техникой, удалось скрыться. Позже эти монахи стали обучать владению своим искусством население Китая. По всему Китаю возникло несколько сотен школ этой борьбы. Боевые искусства Китая, распространились за пределы страны. Кунг-фу попало на остров Окинава и именно здесь, на Окинаве, на пересечении японской и китайской культур, возникла форма, из которой берут своё начало все существующие ныне многочисленные стили и школы каратэ.
За господство над островом боролись две страны Китай, а затем Япония, завоевавшая остров в 1609 году, и местные жители часто были вынуждены оказывать сопротивление захватчикам.
Им запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, и приходилось превращать в него различные сельскохозяйственные инструменты. Этот запрет длился в течение 300 лет. Боевые искусства тайно передавались в семьях от отца к сыну. То, что мы сегодня называем каратэ, начало формироваться в конце семнадцатого — начале восемнадцатого веков на базе стилей, объединивших Окинава-тэ и китайские боевые искусства.
Основой нового боевого искусства оставалось китайское кунг-фу, которое в сочетании с элементами местной боевой техники и японского дзю-дзюцу составило техническую базу Окинава-тэ («окинавская рука»), официально наименование Каратэ на Окинаве утвердилось в конце 80-х годов 19 века. С этой датой закончился длительный период подпольного развития Каратэ на Окинаве. Ясуцунэ Итосу и Канрё Хигасионна были первыми преподавателями и внесли огромный вклад в популяризацию каратэ. Итосу впервые сместил акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, открыв широкой публике не столько боевую технику каратэ, сколько представил боевое искусство как систему, подходящую для достижения целей спортивно-оздоровительного характера. Вскоре последовала серия показательных выступлений ученика Итосу - Гичина Фунакоши и его соратников.клама
С 1912 года Фунакоши, Мабуни, Кяму, Огусуку и другие мастера проводили систематические демонстрации в залах крупнейших городов Окинавы и в 1916 году Гичин Фунакоши получил приглашение в Японию. Демонстрация каратэ имела успех, и Фунакоши предложили остаться и вести обучение. С течением времени другие школы каратэ также направили своих преподавателей в Японию и каратэ начало свою ассимиляцию в японской культуре.
В 1931 году каратэ было официально принято в Ниппон Бутоку-кай, организацию, занимавшуюся объединением и систематизацией всех японских боевых искусств. В результате каратэ стало именоваться «искусством самообороны пустыми руками», или «искусством самообороны без оружия».
"Сётокан" (оригинальное произношение), или "Шотокан", среди множества других стилей один из основных стилей японского каратэ. Этот стиль сравнительно молодой. Он был разработан учителем карате Фунакоши Гитином (1868—1957 гг.) и получил дальнейшее развитие благодаря его сыну Фунакоши Ёситака .
Говоря о философии каратэ, следует заметить, что в ее основе лежит идея ненасилия. По этому поводу гранд–мастер каратэ Хошу Икеда говорил так: «Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но Вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред Вам или другим людям. Таким образом, Вы восстанавливаете гармонию Природы». Во многих клубах ученики, занимающиеся каратэ, дают клятву, в которой обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям. «Я обязуюсь поддерживать настоящий дух каратэ – никогда не использовать приемы, которые я изучил, против человека, кроме самообороны, защиты семьи или друзей, в случае особой опасности или нападения, или в случае поддержки закона и порядка». Философия "Сётокан" каратэ, несет в себе принципы справедливости и избежания насилия в тех случаях, когда это возможно. Главное в этом стиле показать противнику свое превосходство духом и силой воли.
Каратэ Сётокан состоит из большого числа Ката (воображаемый бой против нескольких противников) и объемной базовой техники. Все приемы взаимосвязаны и если не понимать до конца сути каждого из них, то ждет неудача. Но если полностью освоить один прием, то откроется его взаимосвязь с другими. Все Ката могут быть сведены к нескольким - базовым. Если научиться мастерски, выполнять одну из них, то вскоре можно понять и другие.
- История развития карате в Новосибирске
Нет, это не опечатка. В начале Кёкусинкай «прижился» именно в Новосибирске, а уже потом распространился по всей Сибири. Новосибирск – так называемая столица Сибири – по количеству жителей является третьим городом в России. Географически он находится ближе к Востоку (в т.ч. в плане единоборств), чем, скажем, Москва, поэтому неудивительно, что в настоящее время Новосибирск является центром всех единоборств России. В настоящее время в городе насчитывается более 25 видов единоборств и полтора десятка направлений восточных единоборств. Все они по степени ведения поединка делятся на бесконтактные, с ограничением контакта и без ограничения контакта, а также соревновательные (спортивного направления), профессиональные и традиционные. Все виды объединены в федерации, ассоциации, общественные организации, частные клубы; имеют разные цели развития, а когда-то… В 1974 г. с Дальнего Востока в Новосибирск приехал для учебы молодой человек, владеющий (по тем меркам) каратэ. В Новосибирске он продолжил тренировки, которые и заинтересовали заведующего фотолабораторией, офицера Валентина Бучнева. Результатом этого интереса стала выпущенная в 1975 г. брошюрка методического характера по каратэ с фотографиями. Автором являлся В.Бучнев, который впоследствии стал инкогнито преподавать каратэ. Вместе с несколькими единомышленниками-самоучками Бучнев буквально по крупицам собрал некую, очень условную, схему, по которой каратэ представляло собой нечто среднее между рукопашным боем и базовой техникой Ушу. В марте 1977 г. открылась первая секция каратэ, которая просуществовала по январь 1978 г. В этот период все желающие могли официально ознакомиться с каратэ в ДК «Ефремова», где обосновались все эрудиты в области восточных единоборств, в последствии спортивная часть принадлежала официальной версии каратэ обосновавшись в этом додзе. В первом в Сибири зале каратэ, построенном в 1979 году на деньги энтузиастов, вместо макивар стояли вкопанные бревна, очищенные от коры; мешки с песком и дробленым кирпичом были подвешены по периметру. Именно так проходили первые тренировки по каратэ, «Старички» и пионеры восточных единоборств города «хвастали» друг перед другом нешуточными травмами, полученными в процессе совершенствования ударной техники на таком «инвентаре». Сейчас это вызывает улыбку, но тогда за нее можно было «получить ногой в челюсть»... Продолжая тему спортивного движения каратэ в Новосибирске, не могу не рассказать о людях, которые немало сделали в развитии этого вида спорта. Сётокан-каратэ как стиль в нашем городе начал развиваться с 1979 года, когда впервые прошел семинар под руководством А. Боголепова, недавно вернувшегося из Москвы и имевшего небольшой опыт инструкторской работы в новом направлении. Однако не всем оно понравилось, и спорткомитет под давлением сторонников «традиционного» каратэ (без стилевого направления) отреагировал моментально, запретив «несоветский» вид спорта. Одним из корифеев каратэ по праву можно назвать С.Данилова, воспитавшего много бойцов и тренеров, стоявшего у истоков развития советского каратэ до его запрета (1984г.). Он подготовил многократного чемпиона СССР В. Пака, ставшего впоследствии основателем спортивно-профессионального клуба «Успех» – одного из лучших клубов мира, ученики которого и по сей день являются основными претендентами на мирового пьедестала по Сётокан–каратэ. С.Данилов в дальнейшем тренировал борцов Дзю-до до 1989 года (до официального признания каратэ в СССР). В настоящее время успешно возглавляет Олимпийскую версию Таэквон-до в городе. В 1989 году в Новосибирске состоялось отчетно-выборное собрание, на котором большинством голосов избрали главу Новосибирской федерации каратэ – им стал В.А.Пак.
В 2012 году по инициативе В.А.Пака была образована Новосибирская региональная общественная организация "Спортивно-профессиональный клуб «Успех» (НРОО «СПК УСПЕХ»).
Сегодня “Успех” является центром развития каратэ в Сибири и на Дальнем Востоке. Особое внимание в клубе уделяется развитию массового, детского спорта, пропаганде здорового, социально активного образа жизни. В профессиональном спорте клуб показывает впечатляющие результаты - четверть сборной России по каратэ и главный тренер сборной России Ислам Русланович Эльдарушев - воспитанники клуба "Успех".
Коллектив под руководством Вениамина Александровича Пака воспитал Заслуженного мастера спорта, 74 Мастера спорта России, 5 Мастеров спорта международного класса, призеров Чемпионата Мира, призеров Премьер Лиги, Чемпионов России.
Градация поясов в Сётокан
Система поясов в карате Сётокан служит символом прогресса и уровня навыков ученика. В начале обучения ученики начинают с белого пояса, что символизирует чистый лист и начало пути. Постепенно, приобретая опыт и мастерство, они продвигаются на следующие уровни, меняя цвет пояса.
Каждый цвет пояса представляет собой этап в учебном процессе и символизирует уровень навыков и знаний. Черный пояс, достигаемый после многих лет тренировок и тестирования, символизирует мастерство и высший уровень опыта в карате.
Система поясов в Сётокан способствует мотивации учеников и помогает им оценивать свой прогресс. Этот символический аспект является важной частью культуры карате и подчеркивает философию уважения, самоконтроля и постоянного развития, которая присуща этому стилю.
Карате Сётокан - это не только физическая тренировка, но и путь к лучшему себя, культурному и философскому опыту. Символика поясов и философия этого стиля учат не только эффективным боевым навыкам, но и ценностям, которые могут помочь в жизни за пределами доджо.
Пояса в карате стандартизированы и используются для обозначения уровня опыта и навыков каратистов. В стиле Сётокан, как и во многих других стилях карате, цвет пояса обычно указывает на уровень ученика.
Вот общий порядок цветных поясов в карате Сётокан:
Белый пояс (9-кю): Этот пояс символизирует начальный уровень и незнание искусства.
Желтый пояс (8-й кю): Первый цветной пояс, который обозначает базовые знания и начало обучения.
Красный пояс (7-й кю): Уровень, на котором студент продолжает развивать основные техники и навыки.
Зеленый пояс (6-й кю): Ученик на этом уровне начинает изучать более сложные техники и комбинации.
Синий пояс (5-й и 4-ый кю): На этом этапе студент продолжает углублять свои навыки и знания, начало более серьезного обучения и углубленного понимания карате.
Коричневый пояс (3-й, 2-й и 1-й кю): Этот пояс обозначает продвинутый уровень, где студент развивает более сложные техники и начинает обучаться ката (формам).
Черный пояс (1-й дан и выше): Черный пояс является высшим уровнем достижения в карате. Черный пояс делится на разные даны, обозначающие уровень опыта и мастерства. Каждый дан требует длительного обучения, практики и тестирования.
- Шотокан карате — «Дом колышущихся сосен»
Название стиля сёотокан на японском обозначается тремя иероглифами:
松濤館 — Сё-То-Кан, переводится как
«Дом колышущихся сосен»
Сёто – это литературный псевдоним Фунакоси Гитин, именно это слово и стало основой для названия стиля Сётокан Каратэ.
Сётокан – это универсальный стиль каратэ. Шотокан характеризуется использованием в бою:
*низких широких прочных стоек;
*динамичных и четких движений;
*ударов от бедра, концентрации силы в ногах;
*мощных энергетически экономных действий;
*богатой технике рук, разнообразием ударов;
*жёсткими блоками в ответ на удары;
*ударов ногами на нижнем, среднем и верхнем уровне;
*продуманной технике бросков.
Чтобы научиться урокам карате и самообороне потребуется не один год.
Стиль Сётокан интересен техническими действиями. Среди них:
Линейное перемещение.
Линейное приложение силы.
Низкие широкие стойки.
Жесткость постановки боков.
Мощные удары руками и ногами.
Реверсивные удары от бедра.
«Касание смерти» — одноударные нокауты.
Выработка жесткого баланса.
Устойчивое положение ног.
Подключение бёдер в атаках и блоках.
Приложение усилий в конечной фазе удара.
Быстрая смена положительного ускорения на отрицательное.
Импульс и ударная волна от удара.
Имитация боя в ограниченном пространстве.
Бой против нескольких противников.
Сетокан можно применять в реальном бою, необходимо только стиль заточить под улицу.
Карате шотокан имеет узнаваемые особенности и почитается мастерами по всему миру. В Шотокан 8 принципов стиля:
1. ДЫХАНИЕ
2. ЕДИНЕНИЕ
3. ПОЩАДА
4. ДИСТАНЦИЯ
5. ТРАДИЦИИ
6. СОКРУШЕНИЕ
7. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8. СИЛА
В сётокан карате есть своя терминология которая используется на тренировках, выступлениях, спаррингах.
Все слова имеют японское происхождение:
Кумитэ — это спарринг, переводится как «встреча рук»
Иппон кумитэ (с японского 一本組手) — учебный спарринг рассчитанный на один шаг
Самбон кумитэ (от японского 三本組手) — учебный спарринг рассчитанный на три шага
Додзё — зал для тренировок, перевод: «место, где ищется путь»
Ката — комплекс технических упражнений, переводится как «форма»
Киай (из японского 気合) — дыхательное действие нижними мышцами живота для концентрации удара и придания ускорения
Кихон — это базовая техника карате
Осс (с японского おっすっ、おっす) — слово что используется при поклонах и также сигнализирует о готовности к бою
Оби — означает пояс
Рэй (в переводе с японского 礼) — поклон
Знание японских слов с понятием их смысла для изучения карате шотокан очень важно.
- Карате Шотокан в моей жизни.
Я занимаюсь карате в спортивно – профессиональном клубе «УСПЕХ». Имею красный пояс 7КЮ.
С помощью интенсивных тренировок я формирую свой характер с определёнными качествами, такими, как - собранность, целеустремлённость, твёрдость, концентрация внимания. Это приводит к совершенствованию моей интуиции, которая развивается на тренировках. Но самое главное: в процессе занятий я воспитываю уверенность в себе, в своих силах и в своих возможностях, что делает меня более самостоятельным. Я стал понимать слова Гитина Фунакоши, что «Конечная цель каратэ лежит ни в победе, ни в поражении, а в совершенствовании своего характера». Знакомство с разными стилями, историей каратэ расширяют мое представление об этом виде спорта, как интересном и активном образе жизни.
Практически любой человек - от пятилетнего ребенка до студента университета и вплоть до профессионала, которому не один десяток лет может заниматься каратэ Шотокан. Мне нравиться каратэ, потому что на занятиях я узнаю много нового и интересного, изучая это в соответствии со своими способностями. Не все получается сразу, бывает очень трудно, огорчают неудачи. Но я только в начале своего пути по дороге, имя которой «Каратэ».
И в то же время я изменился, тренировки стали для меня интересными, увеличилась физическая активность и два часа занятий каратэ меня не утомляет.
Тренировки у меня проходяли 3 дня в неделю, в спортивном клубе «УСПЕХ». В 2022 году меня взяли в Детскую сборную клуба «УСПЕХ», и теперь тренировки у меня 6 дней в неделю. И мне это очень нравится. За 7 лет занятий каратэ у меня 6 золотых медалий, 4 серебряных и 7 бронзовых. А так же кубок за 1 место в победе межрегиональных соревнований по карате «Омские звезды».
Я понял, что спорт не ставит главной задачу победить другого, он, в первую очередь, ведет к победе над своими слабостями и постоянному повышению мастерства.
Этим спортом можно заниматься всю жизнь и находить все новое и новое в нем. За это время школа каратэ помогла мне найти новых друзей. Постоянное общение с ровесниками на занятиях развивает нашу дружбу и в свободное время, а во время соревнований приобретать новые знакомства с разных уголков мира. Во время подготовки к квалификационным экзаменам, соревнованиям мы помогаем друг другу в практике элементов ката, кумитэ, вместе с этим растет наша взаимопомощь и дружба.
В своем классе я провел анкетирование каким видом спортом занимаются мои друзья, и что они знают о боевых искусствах:
- Любишь ли ты спорт?
2.Каким видом спортом ты занимаешься?
3. Смотришь ли ты спортивные передачи?
4. Какие спортивные секции есть в наше районе?
5. Полезны ли занятия спортом для здоровья?
6. Какие виды боевого искусства ты знаешь?
7. Нравится ли тебе карате?
8.Хотел бы научиться искусству карате?
9.Я стал заниматься карате, потому что (подчеркни нужное)
а)это полезно для здоровья
б)пригодится для самозащиты
в)это дисциплинирует
г)это модно
Заключение
В заключение своей работы хочу сказать, что каратэ полезно ученикам любого возраста, которые желают совершенствовать свое тело и ум. Здесь учат концентрироваться, достигать цели, быть уверенным в себе, повышаешь уровень своей физической подготовки, не говоря уже об умении защитить себя. Начиная заниматься каратэ и продолжая обучение, проникаешься к нему большим уважением и лучше понимаешь это искусство, узнав его историю, терминологию и правила поведения, с которыми сталкиваешься, переступив порог додзё.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что занятия карате способствуют комплексному физическому и духовному воспитанию человека, гармоничному развитию личности, в результате моего исследования полностью подтвердилась.
Источник информации
- https://uspekh-karate.com/
- https://ru.wikipedia.org/
- https://power-punch.ru/shotokan/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Образ жизни бобра в окрестных водоемах п. Дивный "
Данная исследовательская работа заняла первое место в Краевом конкурсе юных исследователей окружающей среды. Осень 2008 года тремя учениками Дивненской средней общеобразовательной школы были проведены...
Защита исследовательского проекта Вторая жизнь мусора -2012 год 1 класс
Защита исследовательского проекта "Вторая жизнь мусора"....
Исследовательская работа "ВТОРАЯ ЖИЗНЬ МУСОРА"
Утилизация мусора – очень актуальная проблема современности. Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами. А перерабатывается промышленным методом только 5% быто...
Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги"
Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги" выполнена ученицей 1 класса.В работе собран большой материал по теме. Введение содержит оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснов...
Исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги"
Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. А это десятки деревьев, каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготов...
Исследовательская работа "Зимняя жизнь синицы большой в условиях нашего края"
Актуальность. Птицам в наших северных условиях (синицам) трудно выжить длинной и холодной зимой в нашей местности.Цель: выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание птиц зимой в экстре...
Исследовательская работа "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
Материалы для научно-практической конференции среди учащихся с интеллектуальными нарушениями «Поиск. Творчество, мир науки» Куйтунского района в рамках форума «Одаренные дети&r...