Тема: «Краткая история шахмат».
план-конспект
Цель: Организация деятельности учащихся по знакомству с краткой историей шахмат
Задачи:
Образовательная: содействовать знакомству с краткой историей шахмат
Воспитательная: воспитывать интерес к игре в шахматы, волю к победе в игре
Развивающая: способствовать развитию логики и мышления, памяти
Планируемы результаты:
Регулятивные
Р1: Учиться высказывать свои предположения.
Р2: Уметь оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные
П1: Делать предварительный отбор источников информации
П2: Ориентироваться в учебнике, добывать новые знания
П3: Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Предметные
Пр1: Знать названия шахматных фигур
Пр2: Знать историю шахмат
Коммуникативные
К1: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи,
К2: Поддерживать диалог, отстаивать свое мнение.
Личностные
Л1: Развивать и совершенствовать в себе внимание, память, воображение, мышление, волевое управление поведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kratkaya_istoriya_shahmat.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Краткая история шахмат».
Цель: Организация деятельности учащихся по знакомству с краткой историей шахмат
Задачи:
Образовательная: содействовать знакомству с краткой историей шахмат
Воспитательная: воспитывать интерес к игре в шахматы, волю к победе в игре
Развивающая: способствовать развитию логики и мышления, памяти
Планируемы результаты:
Регулятивные
Р1: Учиться высказывать свои предположения.
Р2: Уметь оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные
П1: Делать предварительный отбор источников информации
П2: Ориентироваться в учебнике, добывать новые знания
П3: Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Предметные
Пр1: Знать названия шахматных фигур
Пр2: Знать историю шахмат
Коммуникативные
К1: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи,
К2: Поддерживать диалог, отстаивать свое мнение.
Личностные
Л1: Развивать и совершенствовать в себе внимание, память, воображение, мышление, волевое управление поведением
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный | Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Сергеевна и сегодня урок проведу у вас я. А вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою. Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, Где б я ни был, и везде В нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! О какой игре шла речь в стихотворении? Правильно | Приветствуют учителя Да Шахматы | Р1 К1 |
Актуализация знаний | Сейчас давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах. Смотрите внимательно, а после просмотра ответим на вопросы. Что же такое шахматы? Просто игра? - Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования. - В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? - А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться? | Смотрят мультфильм Спортивная игра В смекалке, находчивости, в быстроте ума Поднимают руки | К1 К2 |
Открытие знаний | А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них. Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть А мудреца велел хорошо наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ. Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя. | Слушают легенду | ПР 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Краткие прилагательные"
Презентация для интерактивной доски SMART notebook. Изучение новой темы "Краткие прилагательные" 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" Цель: Познакомить учащихся с краткими прилагате...
Конспект урока по теме "Краткая запись задачи\'\' 2 класс
Конспект урока по теме \'\'Краткая запись задачи\'\' 2 класс...
Краткая история ножниц.
Презентация, знакомящая детей с краткой историей ножниц, их разнообразием....
История шахмат от Всеволода Викторовича Кострова
С чего же надо начать? Со знакомства с этой древней игрой. Шахматы родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с назван...
Урок "История шахмат" 1 класс
Презентация к уроку Шахматы в школе. Тема "История шахмат"...
Презентация для кружка "Шахматная азбука" в начальной школе "10 важнейших событий в истории шахмат"
Презентация содержит наиболее важные события из истории развития шахмат. Может быть использована на вводных уроках шахматного кружка во 2-4 хклассах....
Краткая история психолого-педагогического изучения детей с отклонением в развитии
Презентация содержит информацию истории поэтапного развития психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии...