Работа со слабоуспевающими детьми в начальных классах.
консультация

Татьяна Геннадьевна Репко

Особенности неуспевающих учащихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими детьми в начальных классах.

Один из американских  психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие.  Каковы же причины  неуспеваемости и как организовать работу со слабоуспевающими  детьми? Об этом я попытаюсь вам рассказать. (Слайд 1.)

Что же такое неуспеваемость? (Слайд 2.) Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Что же влечёт за собой неуспеваемость? Давайте посмотрим на видимые и невидимые части «айсберга».

Я не ошибусь, если скажу, что неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагогики и психологи. Наша с вами задача – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса(Слайд 3)

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить?

Давайте посмотрим ещё раз на особенности слабоуспевающих учащихся (Слайд4)

Особенности неуспевающих учащихся

-низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

-отсутствие познавательного интереса

-не сформированы элементарные организационные навыки

-учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

-нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

-дети, в основном, из асоциальных семей

-отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

-частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: (Слайд 5)

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

отвлекаемостью;

подвижностью;

неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

со сверстниками;

учителями;

отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

в поддержке

показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

(Слайд 6)Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

(Слайд 7)Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

-Разнообразить виды деятельности.

-Проветривать кабинет.

-Проводить физминутки.

Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.(Слайд 8)

Виды работ со слабоуспевающими учениками

-Карточки для индивидуальной работы.

-Задания с выбором ответа.

-Деформированные задания.

-“Разрезные” теоремы.

-Перфокарты.

-Карточки - тренажеры.

-Творческие задания.

- “карточки-информаторы”,

-“карточки-с образцами решения”,

- “карточки-конспекты”. (Слайд 9)

Учитель должен знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д.

 

с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.

 

с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

 - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)

 

Стремиться понять и принять каждого ребёнка

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке (Слайд 10)

Проявлять

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

Уметь встать на позиции ученика

Уметь вести непринуждённый диалог

Стремиться к внешней занимательности

Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

Учить работать со словарями и другим справочным материалом ( слайд 11)

В обучении применять

- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения (Слайд 12)

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

-Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

-Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

-Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

-Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

-Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

-Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

-Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

            Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены.(Слайд 13)

Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты.  (Б.Мандевиль ) (Слайд 14) Спасибо за ванимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Учитель начальных классов МБОУ Лицей № 2 Купинского района Репко Т.Г.

Слайд 2

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – ОТСТАВАНИЕ В УЧЕНИИ, ПРИ КОТОРОМ ШКОЛЬНИК НЕ ОВЛАДЕВАЕТ НА УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ УРОВНЕ ЗА ОТВЕДЁННОЕ ВРЕМЯ ЗНАНИЯМИ,ПРЕДУСМОТРЕННЫМИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ.

Слайд 3

КОГО УЧИТЬ? ЧЕМУ УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ -НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, КАК СЛЕДСТВИЕ ЭТОГО НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ -ОТСУТСТВИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА -НЕ СФОРМИРОВАНЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАВЫКИ -УЧАЩИЕСЯ ТРЕБУЮТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (В ПЛАНЕ ОБУЧЕНИЯ) ТОЧКИ ЗРЕНИЯ -НЕТ ОПОРЫ НА РОДИТЕЛЕЙ КАК СОЮЗНИКОВ УЧИТЕЛЯ - ПРЕДМЕТНИКА -ОТСУТСТВИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СО СТОРОНЫ УЧАЩИХСЯ -ЧАСТЫЕ ПРОПУСКИ УРОКОВ БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ, ЧТО ПРИВОДИТ К ОТСУТСТВИЮ СИСТЕМЫ В ЗНАНИЯХ И КАК СЛЕДСТВИЕ ЭТОГО - НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА

Слайд 5

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ. ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ. ОТСУТСТВИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА. НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ. КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НИЗКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НИЗКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.

Слайд 6

ЧЕМУ УЧИТЬ? НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ ПРИЧИНУ ОТСТАВАНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЕГО ЗНАНИЙ, ПОСЛЕ ЧЕГО “ВОЗВРАТИТЬ ЕГО” НА ТУ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ, ГДЕ ОН БУДЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОГРАММЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ.

Слайд 7

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ?

Слайд 8

ВИДЫ РАБОТ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ -КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ. -ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА. -ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ. -“РАЗРЕЗНЫЕ” ТЕОРЕМЫ. -ПЕРФОКАРТЫ. -КАРТОЧКИ - ТРЕНАЖЕРЫ. -ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. - “КАРТОЧКИ-ИНФОРМАТОРЫ”, -“КАРТОЧКИ-С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ”, - “КАРТОЧКИ-КОНСПЕКТЫ”.

Слайд 9

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА - ВОСПРИЯТИЕ (КАНАЛЫ – КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ, СЛУХОВОЙ, ВИЗУАЛЬНЫЙ) - ВНИМАНИЕ (ПРОИЗВОЛЬНОЕ, НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ, ПОСТПРОИЗВОЛЬНОЕ) - ПАМЯТЬ (ВЕРБАЛЬНАЯ, НЕВЕРБАЛЬНАЯ)

Слайд 10

ПРОЯВЛЯТЬ - РАЗУМНУЮ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ - НЕИССЯКАЕМОЕ ТЕРПЕНИЕ - СПРАВЕДЛИВУЮ СТРОГОСТЬ - ВЕРУ В ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕНИКА УМЕТЬ ВСТАТЬ НА ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА УМЕТЬ ВЕСТИ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ ДИАЛОГ СТРЕМИТЬСЯ К ВНЕШНЕЙ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ (ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ, РИСУНКИ, ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, ПЛАН) УЧИТЬ РАБОТАТЬ СО СЛОВАРЯМИ И ДРУГИМ СПРАВОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Слайд 11

В ОБУЧЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ - ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ - ВЗАИМООПРОС, САМОКОНТРОЛЬ - КОНСПЕКТЫ-БЛОКИ ПО РАЗНЫМ ТЕМАМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 12

В РАБОТЕ СО СЛАБЫМИ УЧАЩИМИСЯ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОПИРАТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, РАЗРАБОТАННЫЕ ПСИХОЛОГАМИ: -НЕ СТАВИТЬ СЛАБОГО В СИТУАЦИЮ НЕОЖИДАННОГО ВОПРОСА И НЕ ТРЕБОВАТЬ БЫСТРОГО ОТВЕТА ОТ НЕГО. -ЖЕЛАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ ОТВЕТ БЫЛ НЕ В УСТНОЙ, А В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ. -НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ДЛЯ УСВОЕНИЯ В ОГРАНИЧЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ БОЛЬШОЙ, РАЗНООБРАЗНЫЙ, СЛОЖНЫЙ МАТЕРИАЛ, -НЕ СЛЕДУЕТ ЗАСТАВЛЯТЬ ТАКИХ УЧЕНИКОВ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ПО НОВОМУ, ТОЛЬКО ЧТО УСВОЕННОМУ МАТЕРИАЛУ, -ПУТЁМ ПРАВИЛЬНОЙ ТАКТИКИ ОПРОСОВ И ПООЩРЕНИЙ НУЖНО ФОРМИРОВАТЬ У ТАКИХ УЧЕНИКОВ УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ, -СЛЕДУЕТ ОСТОРОЖНЕЕ ОЦЕНИВАТЬ НЕУДАЧИ УЧЕНИКА, ВЕДЬ ОН САМ ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННО К НИМ ОТНОСИТСЯ. -ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОМ ОТВЕТА НУЖНО ДАТЬ ЕМУ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ И ИСПРАВЛЕНИЯ НАПИСАННОГО. СЛЕДУЕТ В МИНИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОТВЛЕКАТЬ УЧЕНИКА, СТАРАТЬСЯ НЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ЕГО ВНИМАНИЕ, СОЗДАВАТЬ СПОКОЙНУЮ, НЕ НЕРВОЗНУЮ ОБСТАНОВКУ.

Слайд 13

ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО ТОГДА ПРИЛАГАЕТ УСИЛИЯ, КОГДА ЕГО ПОБУЖДАЮТ К ЭТОМУ ЕГО ЖЕЛАНИЯ. КОГДА ОНИ ДРЕМЛЮТ И НИЧТО ИХ НЕ ВОЗБУЖДАЕТ, ЕГО ПРЕВОСХОДНЫЕ КАЧЕСТВА И СПОСОБНОСТИ НИКОГДА НЕ БУДУТ РАСКРЫТЫ. Б.МАНДЕВИЛЬ

Слайд 14

УСПЕХОВ ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе

В статье описаны медоды работы со слабоуспевающими детьми. Разработаны упражнения...

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе по ФГОС.

В статье раскрываются категории слабоуспевающих учащихся, признаки отставания детей по учебным предметам, виды помощи неуспевающим на уроке, методы обучения...

План работы со слабоуспевающими детьми в 1 классе (2016-2017 уч. год)

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...

«Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе»

Я работаю в школе 26 лет, в моей педагогической деятельности в каждом классе были дети, которые требовали к себе особого внимания. Были дети из неблагополучных, неполных семей, дети с ограниченными во...

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе...