Анализ работы школьной библиотеки
учебно-методический материал
Анализ работы школьной библиотеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_shkolnoy_biblioteki.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы школьной библиотеки
за 2021-2022 уч. год
Школьные библиотеки играют важное место в учебно-воспитательном процессе каждого общеобразовательного учреждения. Библиотека важна для всех обучающихся, поскольку обеспечивает доступ к информационным ресурсам, консультирует и учит детей работать с информацией, повышает их уровень читательской и информационной грамотности. Информационная грамотность – это не только умение искать информацию в библиотеке, но и одна из важнейших составляющих умения учиться. Библиотечные материалы дополняют и обогащают учебники, учебные пособия и методические разработки. Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, администрацию, воспитателей, а также родителей. Но никакие сверхсовременные технологии и оборудование не могут заменить живого человеческого общения и того, кто научит школьников эффективно искать, объективно оценивать и применять информацию. Школьные библиотеки играют важную роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями и привитии им любви к чтению.
Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Я стараюсь прививать учащимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивать их потребности в самообразовании, учить ответственности. Много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.
Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
- выставочная работа, в т.ч. виртуальные выставки;
- обзоры литературы;
- беседы о навыках работы с книгой;
- подбор литературы для внеклассного чтения;
- участие в конкурсах;
- выполнение библиографических запросов;
- поддержка внеклассных и общешкольных мероприятий.
Перед библиотекой стояли следующие задачи:
- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
- Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
- Осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди учащихся школы.
- Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
- Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов. Работа с педагогическим коллективом.
Работа с книжным фондом.
В учебном 2021-2022 году продолжилась работа по сохранности фонда. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с учащимися о бережном отношении к книгам.
С учащимися начальной школы проведён библиотечный урок «Правила обращения с книгой».
Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий.
Для учёта фонда заведена следующая документация:
- инвентарная книга;
- журнал учёта выдачи учебников в школе;
- тетрадь учёта книг, принятых от читателей, взамен утерянных;
- инвентарная книга подарочных изданий;
- читательские формуляры;
В целях реализации Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не реже 1 раза в четверть в школьной библиотеке проводится сверка библиотечного фонда и электронных каталогов художественной и учебной литературы на предмет наличия изданий, включенных в «Федеральный список экстремистских материалов».
Работа с учебным фондом
На конец 2021 года на учёте состояло - 4126 экз. из них:
учебники – 2219 экз.;
методической литературы – 37 экз.
художественная литература – 1815 экз.
Поступило всего учебников – 687 экз.
Выбыло всего учебников - 1087 экз.
На начало 2022 учебного года на учете состоит
учебники – 2219 экз.;
методической литературы – 37 экз.
художественная литература – 1815 экз.
Поступило всего учебников – 545 экз. На сумму 465 901,80 руб.
Выбыло всего учебников - 775 экз.
Учащиеся обеспечены учебниками на 100%.
Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с директором школы, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2022-2023 учебный год согласно перечню учебников; Поведена работа по проверке учебного фонда. При этом были отобраны устаревшие и ветхие учебники, проведено их списание. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы учащимся.
Совместно с классными руководителями систематически работали по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:
- составлен график по сдаче и выдаче учебников;
- списаны ветхие и устаревшие учебники;
- составлен и оформлен заказ на новый учебный год
- подготовлены формуляры к выдаче учебников;
- подобраны комплекты учебников по классам;
- осуществлена выдача учебников.
Библиотечно-библиографическая работа
Библиотека школы имеет следующий библиографический аппарат: алфавитный каталог, читательские формуляры.
Постоянно ведётся работа по редактированию алфавитного каталога. Этот каталог помогает выявить наличие книги в библиотеке, составить список литературы по запрашиваемой теме или автору
Массовая работа. Работа с читателями.
Массовая работа в нашей школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В нашей библиотеке они оформлялись к юбилейным и знаменательным датам писателей, к празднику мам, День науки, Рождество, Дню Космонавтики, День Победы, День Защиты детей. В библиотеки постоянно действует выставка «Книги – юбиляры»
К началу учебного года были обновлена постоянно действующая краеведческая выставка: «Край родной на век любимый». Подбирая материал к выставкам, библиотекарь раскрывает не только историю события и интересные факты, но и предлагает литературу с выставки, беседует с читателями, отвечает на их вопросы, проводит как групповые, так и индивидуальные просмотры выставок
Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:
Первое знакомство первоклассников с библиотекой прошло в начале октября. Ребята познакомились с понятиями - читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги. Дети отгадывали загадки о книгах, библиотеке.
Для приобщения учащихся к творчеству писателей и популяризации литературы использовались различные формы библиотечной работы.
Школьная библиотека продолжает популяризировать чтение, применяя различные формы работы: книжные выставки, литературные викторины и игры, онлайн-квесты, акции, беседы, библиотечные уроки, конкурсы и фотоконкурсы, рекомендательные списки литературы, громкие чтения и т. д.
Для реализации пропаганды книги и чтения использовалась библиотечная реклама. Новости, отчёты, фото и видеоматериалы размещаются на сайте школы
Отчёты о проведённых библиотечных мероприятиях оформляются в виде красочных отчётов по итогам мероприятия и заметок.
Интересными мероприятиями для учащихся в течении учебного года также стали:
- Онлайн-выставка листовок «Читайте книги!»;
- Творчество С.Я.Маршака
- Онлайн-викторина по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Праздник посвящения в читатели для первоклассников;
- Час громкого чтения: Воронкова «Девочка из города»( детях войны);
- Онлайн-квест «В гостях у сказки» (2 класс);
- Просмотр фильма «Белый Бим черное ухо» (7 класс);
- Игра «У меня зазвонил телефон» (2 класс);
- «Книжные посиделки» (3 класс)
- Библиотечный обзор «Чтобы не было пожара»;
- Беседа «Не прокури свою жизнь!» (7-9 класс).
Периодически проводились библиотечные акции «Живи-живи, книжка!» и «Подари книжку библиотеке».
Для учащихся 1 класса в начале учебного года была организована экскурсия-путешествие в школьную библиотеку.
В этом году учителя начальных классов часто проводили уроки внеклассного чтения в библиотеки. Для этих уроков я делала настольные книжные выставки писателей по просьбе учителя.
Задачи, поставленные в начале года, выполнены.
В следующем году будет продолжена работа по следующим направлениям:
- сохранность учебного и основного фонда;
- обновление и пополнение основного и учебного фонда
- продолжить пропаганду библиотечно-библиографических знаний;
- проводить мероприятия, направленные на развитие интереса учащихся к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы школьного логопункта.
Материал представляет собой подробный анализ работы школьного логопункта за учебный год с выводами и вытекающими целями для последующей деятельности учителя-логопеда.....
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...
Использование инновационных технологий в работе школьной библиотеки
Выступление заведующей библиотекой на семинаре для заведующих библиотеками и библиотекарей ОУ "Инновационные технологии работы библиотекаря образовательного учреждения"...
Работа школьной библиотеке.
Представлен план работы школьной библиотеки на 2015-2016 уч.год и анализ работы 2014-2015....
Статья. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки».
Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является актуальным и приоритетным направлением в современном образовании. Цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовн...
Использование мультимедийных технологий в работе школьных библиотек
Обзор периодических изданий. Православные журналыСовременные православные периодические издания помогут нам и нашим ученикам, которых заинтересует круг таких вопросов, быть в курсе основных событий в ...
План работы школьной библиотеки
План работы школьной библиотеки...