Упражнения, направленные на развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти у младших школьников с нарушением интеллекта
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsii.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнения, направленные на развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием
Младший школьный возраст - важнейший период развития ребенка, этап становления его социально значимых качеств, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личности.
Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и дальнейшем воспроизведении информации.
память По ведущему анализатору: Зрительная Слуховая Обонятельная Осязательная Вкусовая По предмету, материалу деятельности : Двигательная Эмоциональная Образная вербальная По продолжительности запоминания: Кратковременная Долговременная Оперативная По форме психической активности: Произвольная Непроизвольная
Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у детей с нарушенным интеллектом имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. воспроизведение - неточность -быстрое утрачивание и видоизменение представлений памяти запоминание - недостаточная осмысленность и последовательность, - замедленность запоминания, - зависимость от содержания материала сохранение - повышенная забывчивость, - слабая логическая переработка, - недостаточное усвоение материала;
Диагностика процессов памяти Исследование слуховой кратковременной памяти Методика «Заучивание десяти слов» Исследование слуховой долговременной памяти Методика «Долговременная память» Исследование смысловой памяти Методика А. Н. ЛЕОНТЬЕВА(адаптированный вариант) Методика «Понимания литературных текстов» Исследование зрительной памяти Методика «Запомни картинки»
Группы упражнений, направленные на развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти Группа №4: развитие способности устанавливать связи между элементами Группа №3: развитие операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза. Группа №2: развитие осознанного восприятия Группа №1: развитие способности к воссозданию мысленных образов
Группа №1: Цель : научить создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму. Упражнение №1 "Мысленные образы". Упражнение №2 «Образы на спичках» Упражнение №3 «Сложи фигуру»
Группа №2: Цель: научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте (поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга) Упражнение №1. "Осознание визуального материала" Упражнение №2. «Пробуждение «чувства деталей»»
Упражнение №3. "Осознание словесного материала" Упражнение №4. "Осознание зрительного материала"
Упражнение №5 «Оживление» После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов. Начинать следует с картинного материала, постепенно переходя к воображаемым объектам.
Усложняя задание можно предложить детям таблицу с предметами ,где ведущими становятся 2 признака.
Далее переходим к запоминанию сюжетных картинок. ( После просмотра которых, ребенок должен ответить верно на вопросы)
Группа №3: Цель: структурирование и упорядочивание информации. Упражнение №1. «От эмоции к логике» Эмоциональное восприятие предмета. Анализ вызванных эмоций. Установление общего смысла. Рассматривание с точки зрения композиции. Анализ деталей. Синтез.
Упражнение №2 «Запомни и узнай»
Можно предлагать детям такие задания: «Внимательно прочитай (или послушай) слова, а затем найди их на картинке». «Внимательно рассмотри верхний рисунок. Затем закрой его листом бумаги. Что изменилось на картинке внизу?»
Можно использовать не только картинный материал, но и буквы, цифры…
Группа №4: Цель: развитие ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям. Упражнение №1. "Опосредованное запоминание". Упражнение № 2 «Пиктограмма» Упражнение №3 «Развитие ассоциативного мышления»
Упражнение №4 "Конкретизация абстрактного" Упражнение №5 "Нелогичные ассоциации« Упражнение №6 "Нелогичные" парные ассоциации слов Упражнение №7 "Запоминание слов» Упражнение №8 "Запоминание стихов» Упражнение №9 "Запоминание предложений» Упражнение №10 "Запоминание текста» Упражнение №11 "Снежный ком»
Дидактические игры на развитие внимания, памяти, речи «Что изменилось?» «Отгадай-ка!» «Пуговицы» «Фотоаппараты» «Сделай, как я!» «Азбука Морзе» «Повтори движение» «Зоопарк» «Движение по памяти» «Запомни фигуры» «Восстанови по памяти» «Рисование со слов»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта...
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....
Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...