Программа внеурочной деятельности "Шаг к 5" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_shag_k_5.docx | 46.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Шаг к 5 с Нечаевой Т.В.» составлена с учётом требований ФГОС НОО и в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ Школа имени Ф.М. Достоевского.
Актуальность программы
Программа кружка «Шаг к 5 с Нечаевой Т.В.» имеет социально-гуманитарную направленность. Данная программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики, окружающего мира. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в том, что развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода. Программа курса «Шаг к 5 с Нечаевой Т.В.» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального, развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предмет
«Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Цель и задачи программы
Основная цель программы: создание условий для расширения творческо- интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: групповая
Режим занятий: 4 раза в неделю 2 часа, общее количество часов год-337 Продолжительность занятий: 120 минут. Распределение учебного времени занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Блок «Школа грамотеев»
№ | Тема | Часы |
1. | Что такое слово? | 2 |
2. | В мире звуков | 2 |
3. | Игротека | 2 |
4. | Звуки и буквы – не одно и то же | 2 |
5. | Что такое метаграммы? | 2 |
6. | Что такое метаграммы? | 2 |
7. | Жили - были гласные и согласные | 2 |
8. | Игротека | 2 |
9. | Волшебник Ударение. | 2 |
10. | Волшебник Ударение. | 2 |
11. | Такие разные согласные | 2 |
12. | Такие разные, разные согласные | 2 |
13. | Игротека | 2 |
14. | Русские народные загадки | 2 |
15. | Зачем шипят шипящие? | 2 |
16. | Познакомьтесь: алфавит! | 2 |
17. | Игротека | 2 |
18. | Привет, пословица! | 2 |
19. | Поговорим о предложении | 2 |
20. | Еще немного о предложении | 2 |
21. | Игротека | 2 |
22. | Знакомимся с анаграммами | 2 |
23. | Знакомимся с анаграммами | 2 |
24. | Что такое текст? | 2 |
25. | Что мы пишем с большой буквы? | 2 |
26. | Что мы пишем с большой буквы? | 2 |
27. | Игротека | 2 |
28. | О безударных гласных | 2 |
29. | О безударных гласных | 1 |
30. | О парных звонких и глухих согласных | 1 |
31. | Слова - приятели | 1 |
32. | Игротека | 1 |
33. | Слова – неприятели | 1 |
34. | Волшебное слово предлог | 1 |
35. | Что за зверь такой фразеологизм? | 1 |
36. | Что за зверь такой фразеологизм? | 1 |
37. | Игротека. | 1 |
38. | Учимся различать слова разных частей речи | 1 |
итого | 66 |
- Блок «Занятия для будущих отличников»
№ | Тема | Часы |
1. | Первый раз в первый класс | 2 |
2. | Работа над ошибками | 2 |
3. | Задания трёх поросят | 2 |
4. | Здравствуй, осень! | 2 |
5. | Играем в «ромашку» | 2 |
6. | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» | 2 |
7. | Рисуем яблоньку | 2 |
8. | Геометрический магазин | 2 |
9. | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | 2 |
10. | Хлеб-батюшка | 2 |
11. | Шкатулка с сюрпризом | 2 |
12. | На грибной поляне | 2 |
13. | В гостях у Знайки | 2 |
14. | Читаем письма | 2 |
15. | Наряжаем ёлочку | 1 |
16. | «Прикольные задания» | 1 |
17. | И снова «прикольные задания» | 1 |
18. | Домашние животные | 1 |
19. | Цепочка занимательных заданий | 1 |
20. | О звездах | 1 |
21. | Дорогою добра | 1 |
22. | Быть здоровым | 1 |
23. | Незнайкин экзамен | 1 |
24. | Коллекция головоломок от Незнайки | 1 |
25. | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» | 2 |
26. | Знаменитые малыши. Дюймовочка | 2 |
27. | Букет для Русалочки | 2 |
28. | Спичечное ассорти | 2 |
29. | Словесные забавы | 2 |
30. | «Говорящие» головоломки | 2 |
31. | Ловим рыбку | 2 |
32. | Рыбалка продолжается! | 2 |
33. | Воображалки | 1 |
34. | Загадалки | 1 |
35. | Кроссворд | 1 |
36. | Воображалки | 1 |
37. | Спичечное ассорти | 1 |
38. | Расшифруй ребусы | 1 |
39. | Пернатые друзья | 2 |
40. | Вот начало. Где конец? | 1 |
41. | Мы-художники! | 1 |
42. | Сказочные задания | 1 |
43. | Сказочные задания опять и опять | 1 |
итого | 66 |
Блок «Школа развития речи»
№ | Тема | Часы |
1. | Речь. Роль речи в жизни людей. | 2 |
2. | Тише, громче. Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. Навык выразительной речи. | 2 |
3. | Слова, слова, слова. Представление о слове как комплексе звуков. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение | 2 |
4. | Озорные буквы. Сохранение позиции каждой буквы в слове. | 2 |
5. | Слова играют в прятки. | 2 |
6. | Слово и его значение. Понятие о лексическом значении слова. | 2 |
7. | Прямое и переносное значение слова. | 2 |
8. | Многозначные слова. | 2 |
9. | Омонимы | 2 |
10. | Синонимы. | 2 |
11. | Антонимы. | 2 |
12. | Тематические группы слов | 2 |
13. | Наш цветной мир. Первичное представление об образности. | 2 |
14. | Что на что похоже? Первичное представление о сравнении. | 2 |
15. | Голоса природы. | 2 |
16. | Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | 1 |
17. | Ребусы. Кроссворд. | 1 |
18. | Загадки. | 2 |
19. | Культура речи. Значение слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. | 2 |
20. | Вежливые слова. | 2 |
21. | Пословицы. Навык употребления в речи образных выражений. | 2 |
22. | Учимся рассуждать. Сведения о причинно-следственных связях между предметами, явлениями, событиями. | 2 |
23. | Учимся рассуждать. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. | 1 |
24. | Текст. Общее представление о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | 1 |
25. | Текст. Целостное единство предложений в тексте | 1 |
26. | Заглавие текста. Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | 1 |
27. | Тема текста. Определение темы текста и составление текста на определенную тему. | 1 |
28. | Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | 1 |
29. | Ребусы. Кроссворд. | 1 |
30. | Опорные слова. Особенности построения текста и выделение опорных слов. | 1 |
31. | Мы строим текст. Отработка навыков построения связного текста. | 1 |
32. | Мы строим текст. Отработка навыков построения связного текста. | 1 |
33. | План текста. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. | 1 |
34. | План текста. Признаки слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. | 1 |
35. | Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | 1 |
36. | Ребусы. Кроссворд. | 1 |
37. | Виды плана. Картинный план, цитатный план. | 2 |
38. | Виды плана. Картинный план, цитатный план. | 2 |
39. | Связь между предложениями в тексте. Работа над деформированным текстом | 2 |
40. | Работа над деформированным текстом | 2 |
41. | Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | 1 |
42. | Кроссворды. Ребусы. Загадки. | 1 |
итого | 66 |
- Блок «Юным умникам и умницам»
№ | Тема | Часы |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 |
2. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру». | 1 |
3. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот». | 1 |
4. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль». | 2 |
5. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет». | 2 |
6. | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф». | 2 |
7. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 2 |
8. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог». | 2 |
9. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака». | 2 |
10. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд». | 2 |
11. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица». | 2 |
12. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь». | 2 |
13. | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот». | 2 |
14. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 2 |
15. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень». | 2 |
16. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба». | 2 |
17. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». | 2 |
18. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица». | 2 |
19. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». | 2 |
20. | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел». | 2 |
21. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 2 |
22. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль». | 2 |
23. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь». | 2 |
24. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». | 2 |
25. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон». | 2 |
26. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух» | 2 |
27. | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». | 2 |
28. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 2 |
29. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль». | 2 |
30. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак». | 2 |
31. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 2 |
32. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 |
33. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 |
34. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 |
35. | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 |
36. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 2 |
37. | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 |
38. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 |
итого | 73 |
Блок «Учусь создавать проект»
№ | Тема | Часы |
1. | Кто я? Моя семья | 2 |
2. | Чем я люблю заниматься. Хобби | 2 |
3. | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 2 |
4. | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | 2 |
5. | Повторение. Давай вспомним | 2 |
6. | Проблема | 2 |
7. | Проблема. Решение проблемы | 2 |
8. | Проблема. Решение проблемы | 2 |
9. | Гипотеза. Предположение | 2 |
10. | Гипотеза. Играем в предположения | 2 |
11. | Гипотеза. Играем в предположения | 2 |
12. | Цель проекта | 2 |
13. | Задача проекта | 2 |
14. | Выбор нужной информации | 2 |
15. | Выбор нужной информации | 2 |
16. | Интересные люди – твои помощники | 2 |
17. | Интересные люди – твои помощники | 2 |
18. | Продукт проекта | 2 |
19. | Продукт проекта | 2 |
20. | Виды продукта. Макет | 2 |
21. | Повторение пройденных проектных понятий | 2 |
22. | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | 2 |
23. | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | 2 |
24. | Мини-сообщение. Пятиминутное выступление | 2 |
25. | Мини-сообщение. Пятиминутное выступление | 2 |
26. | Мини-сообщение. Пятиминутное выступление | 2 |
27. | Выступление перед знакомой аудиторией | 2 |
28. | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 2 |
29. | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 2 |
30. | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним | 2 |
31. | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 2 |
32. | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 2 |
33. | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 2 |
итого | 66 |
№ | Название блока | Часы |
1. | Школа грамотеев | 66 |
2. | Занятия для будущих отличников | 66 |
3. | Школа развития речи | 66 |
4. | Юным умникам и умницам | 73 |
5. | Учусь создавать проект | 66 |
Итого | 337 |
Содержание программы Курс состоит из 5 блоков.
- Блок «Школа грамотеев» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, лёгкому усвоению и запоминанию материала.
- Блок «Занятия для будущих отличников» содержит интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
- Блок «Школа развития речи» предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Постановка процесса обучения с опорой на языковой опыт и природнуюязыковую интуицию детей реализуется с помощью деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
- Блок «Юным умникам и умницам» включает в себя графический диктант, тренировку слуховой, зрительной памяти, внимания, мышления, развитию воображения. При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера. школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них
увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
- Блок «Учусь создавать проект» предполагает приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения и обработки информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...