Критическое мышление
статья
Предварительный просмотр:
Описание собственного опыта по применению приёма « Синквейн» на занятиях как в урочное, так и внеурочное время Кащаевой Г.А.. учителя начальных классов МБОУ Родниковской СОШ
- Что такое синквейн?
Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Дидактический синквейн – текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Структура синквейна.
№ строки | Часть речи | Количество слов | Смысловое содержание |
1 | сущ., мест. | 1 | Тема синквейна, которая обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь. |
2 | прил. | 2 | Описание признаков и свойств, выбранного в синквейне предмета или объекта. |
3 | глагол | 3 | Описывают характерные признаки объекта. |
4 | фраза | 4 | Выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. (Афоризм, цитата) |
5 | сущ. | 1 | Резюме, характеризующее суть предмета или объекта. (Синоним – суть темы) |
Следует отметить, что в 4 и 5 строках допускается изменение количества слов, особенно в начальной школе.
В чём преимущества синквейна?
- Простота построения.
- Формирование аналитических способностей.
- Творчество.
Какие приёмы работы учащихся можно использовать в начальной школе?
- Составление нового синквейна.
- Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
- Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы.
- Написание рассказа по синквейну.
- Пересказ с помощью синквейна.
Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы?
- Самостоятельно при выполнении домашнего задания.
- Самостоятельно на уроке.
- В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн.
- В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн.
- При выполнении контрольного задания на составление синквейна.
Я думаю, что в начальной школе синквейнам уделяется мало времени или вообще данная модель не используется. Я постаралась адаптировать синквейн к ученикам начальной школы и не ошиблась. Этот приём действительно универсален.
- На каких учебных предметах можно использовать синквейн?
Синквейн можно использовать на разных учебных предметах.
Литературное чтение.
Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою».
Лес
Неподвижный, немой
Блестит, стоит, вспыхнет
Лес блестит чудной жизнью.
Красота
И А. Бунин «Листопад».
Лес
Золотой, багряный
Стоит, пахнет, высох
Лес точно терем расписной.
Сказка
Математика.
Задача
Простая, составная
Читаем, анализируем, решаем
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Трудность
Окружающий мир.
Иван Третий
Осторожный, расчётливый
Объединил, отказался, освободил
Конец монголо-татарского ига.
Государь
Вот примеры только нескольких синквейнов, составленных учащимися на уроках.
Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использовать данную модель на уроках литературного чтения и окружающего мира (разделы исторического содержания), так как именно в этом случае мы, осуществляя характеристику героя (литературного, исторического) показываем своё отношение к нему и уровень понимания этого образа.
На каких этапах урока можно использовать синквейн?
Предлагаю посмотреть возможности применения синквейна на разных стадиях и этапах урока на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится».
Стадия вызова.
Этап мотивации.
На доске написаны 2 неполных синквейна.
… …
Душистая, зелёная Холодная, морозная
Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает
… …
… …
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд Один.
У Второго синие
Небо и ручьи.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть…
А Четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
- Узнали ли вы этих художников? Докажите.
- Посмотрите, пожалуйста, на синквейн на доске. Прочитайте их и соотнесите с отгадками. Какое задание вы можете предложить по этим синквейнам? (Восстановить, доказать свою точку зрения).
Этап актуализации знаний.
Дети аргументируют свои ответы, используя слова из синквейна.
Например, весной всё расцветает: черёмуха, сирень, мать-и-мачеха. Смолистые почки лопаются, поэтому весной воздух напоён особым ароматом. Весна – душистая.
- А с кем, дети, у вас ассоциируются весна и зима? Почему?
(После ответов детей запись на доске выглядит следующим образом).
Весна Зима
Душистая, зелёная Холодная, морозная
Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает
… …
Красавица Старуха
- А сейчас я предлагаю прослушать загадки об этих временах года. Выберите, пожалуйста, по одному предложению, которое, на ваш взгляд, отражает суть каждого из этих времён года.
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
На доске дописывается синквейн.
Весна Зима
Душистая, зелёная Холодная, морозная
Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает
Идёт и по снежку и по цветку. Наступили холода.
Красавица Старуха
Мотивация к первичному восприятию текста.
- Дети, как вы думаете, а могут ли Весна и Зима дружить? Почему?
В ходе беседы приходим к выводу, что Зима и Весна будут бороться друг с другом.
Добавляем в синквейн стрелку с надписью: «борьба».
Стадия осмысления.
Первичное восприятие.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится». Согласен ли с нашим выводом Ф. И. Тютчев?
(чтение, ответы детей на вопрос)
-Запомнили ли вы, как автор называет Весну и Зиму в стихотворении?
На доске появляется следующая запись.
Весна Зима
Душистая, зелёная Холодная, морозная
Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает
Идёт и по снежку и по цветку. Наступили холода.
борьба
Красавица Старуха
Весна Зима
… … … …
… … … … … …
. . . . . . . .
Дитя Ведьма
Вторичное восприятие и первичное закрепление.
- Какое задание вы бы предложили сейчас?
- Прочитайте стихотворение 2 раза и постарайтесь догадаться, почему автор именно так называет Весну и Зиму?
- Как вы думаете, что вам поможет выполнить это задание? (синквейн)
Далее дети работают самостоятельно и составляют свой синквейн.
Вторичное закрепление.
На доску выписываются все слова предложенные детьми. В ходе обсуждения выбираем ключевые слова – смысловые и заполняем синквейн на доске.
Весна Зима
Румяная, прекрасная Злая, бессильная
Стучится, гонит, шумит Злится, хлопочет, ворчит
Весна гонит со двора. Зима недаром злится,
Прошла её пора…
Дитя Ведьма
Стадия рефлексии.
- Составьте, пожалуйста, рассказ по синквейну, выбрав какое-то одно время года.
Творческое домашнее задание.
- Составить синквейн о лете или об осени и защитить его (презентовать устно, с помощью рисунка или аппликации, небольшого стихотворения собственного сочинения или авторского).
Таким образом, можно построить весь урок на данной модели, можно использовать её на каком – либо отдельном этапе или стадии урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления
В локументе представлены способы развития критического мышления....
Урок литературного чтения с элементами критического мышления.
Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления.
Окружающий мир. 2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления....
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
- Мне нравится (1)