Актуальный педагогический опыт 2024 год
статья (4 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Исследовательская деятельность учащихся - это самое важное, чему надо учить, начиная с начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АПО50.11 КБ

Предварительный просмотр:

Серикова Ольга Сергеевна

ОГАОУ ДПО

«Белгородский институт развития образования»

«Привлечение одарённых учащихся к проектно-исследовательской деятельности через создание развивающей среды в учебном кабинете»

Автор опыта: Серикова Ольга Сергеевна,

                                                          учитель начальных классов

ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП»

 Белгородской области

Белгород

2023

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………….3

Технология опыта……………………………………………………9

Результативность опыта…………………………………………......17

Библиографический список ….……………………………..............19

Приложение к опыту …..………………………………………..…..20

                                            I. Информация об опыте

1.Условия возникновения и становления опыта. Опыт сформировался на базе областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Шебекинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» Белгородской области.  «Педагогический стаж» школы около 46 лет.

Во время проведения учебных занятий и внеурочной деятельности в начальной школе учитель обратил внимание на недостаточно высокий уровень развития универсальных учебных действий, а именно, аналитического мышления учащихся. Для определения уровня развития сформированности аналитического мышления была использована методика «Шкала прогрессивных матриц Д. Равена» (Приложение №1). Она предназначена для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности, то есть показывает одарённость испытуемого.  При интерпретации полученных данных обращалось внимание на способность к анализу, выработке умения делать выводы на основе аналитических данных. На основе психолого-диагностического обследования, проведённого среди учащихся 1б класса в январе 2018г., выделились следующие уровни развития сформированности аналитического мышления учеников: особо высокий интеллект - 4% учащихся, выше среднего – 20%, средний уровень – 48 % учащихся, ниже среднего – 28%, низкий уровень – 0% (из 25 учеников).

1 б класс

Начальная диагностика

особо высокий интеллект

выше среднего

средний уровень

ниже

среднего

дефект интеллекта

4%

20%

48%

28%

0%

          Таким образом, стал вопрос о необходимости развития универсальных учебных действий, а именно, повышении уровня развития аналитического мышления у учащихся.

Автор опыта видит разрешение этой проблемы во включении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на создание собственных проектов, которые являются одним из способов представления результатов решения учебной задачи и готовят учащихся к использованию приобретённых навыков для решения жизненных задач. Сериковой Ольгой Сергеевной была сформулирована тема опыта «Привлечение одарённых учащихся к проектно-исследовательской деятельности через создание развивающей среды в учебном кабинете».

2. Актуальность опыта. Автор обратил внимание, что цель проектной и исследовательской деятельности полностью совпадают с целью современной школы по развитию одарённости детей, сформулированной Н.В. Нечаевой: «готовить учащихся к тому, что им всю жизнь придётся обновлять свои знания, проявлять гибкость мышления, быстроту реакции, умение сотрудничать в команде».

Автор обращает внимание, что одарённость не обеспечивает успех в какой-либо деятельности сама по себе, а только даёт возможность достижения этого успеха. Поэтому одарённые дети нуждаются в плотном педагогическом сопровождении. Одним из методов такого взаимодействия является вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, где формируются все основные метапредметные компетенции. Об этом говорит А.Г. Асмолов: «Умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы и является главной целью исследовательского обучения, которое понимается как формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, формируя, таким образом, исследовательское поведение». Это является актуальным и востребованным в современном обществе. Социальный заказ общества нацелен на выпускника, который владеет всеми умениями и навыками проектно-исследовательской деятельности.

Но автор выявил противоречие в такой работе между готовностью учителя и одарённых учащихся участвовать в проектно-исследовательской деятельности и отсутствием разнообразия инструментария для вовлечения учащихся в эту деятельность. Поэтому, проведя анализ этой сложившейся проблемной ситуации, автор решил использовать пространство класса, как развивающий инструментарий и поле деятельности для учебных проектов и исследований одарённых детей.

Это значит, что ученик в свободное от уроков время, да и во время учебной деятельности, то есть во время пребывания в школе и классе, находится под воздействием развивающей среды, созданной в классной комнате. Каждая книга, плакат, экспонат, наглядное пособие (чаще всего сделанное руками его же сверстников) работает на развитие учащегося. Получается, что ученик становится субъектом и объектом развития одновременно. Кратко говоря, каждая вещь в кабинете развивает и сама является проектным продуктом какого-то предыдущего исследования или проекта. Например, проведя исследование «Микроскоп «Глазастик» своими руками» Чернов Владислав подарил кабинету электронный микроскоп, сделанный своими руками, который вдохновляет других учащихся на исследование «невидимого мира» (Приложение №2).

3. Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию одарённости младших школьников посредством включения их в самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, характеризующуюся системно-деятельностным подходом в обучении в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Длительность работы над опытом. Работа над опытом началась в конце декабря 2017 года и закончилась в мае 2021 года. Этапы формирования актуального педагогического опыта представлены в таблице.

Этапы формирования актуального педагогического опыта

Сроки

Деятельность педагога

Начальный (констатирующий)

2018 г.

1 класс.        Изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта организации исследовательской деятельности на I ступени обучения, подбор диагностического инструментария аналитического мышления (одарённости)

Основной (формирующий)

2018 – 2019гг.

2 класс.        Формирование аналитического мышления через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников; внедрение намеченных организационно-педагогических условий в педагогический процесс, контроль и оценка работы по их применению в системе уроков и внеурочных занятий

Заключительный (контрольный)

2019 – 2020гг.

3 класс. Оценивались результаты работы. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Внедрение

2020 – 2022гг.

4 класс.        Внедрение происходило в четвёртом классе. За год использования инновации имеются положительные результаты по её внедрению.

5. Диапазон опыта. Представленный опыт является единой системой «урок – внеклассная работа».

6. Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат идеи развития мышления у младших школьников Л.В. Выготского, теория деятельностного подхода В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, изучение проблемы развития аналитического мышления в обучении А.В. Бехтерева.

Современные учёные В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская делают упор на личностно ориентированное развивающее образование, которое, по словам А.Г. Асмолова, «ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и личностного профиля». Далее А.Г. Асмолов вместе с другими авторами нового федерального государственного стандарта развивает мысль: «Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий. Согласование социально заданного и личностного значимого индивидуального опыта познания происходит в учебной ситуации взаимодействия учителя и ученика, которая строится по модели сбалансированных инициатив взрослого и ребёнка как равноправных партнёров».

Известный психолог Б.М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Каждый учитель из своего собственного опыта знает, что яркая одарённость может проявиться как на отдельных уроках, например: математики, русского языка, окружающего мира, английского языка, так и в свободное от уроков время. При этом одарённость понимается, по словам Е.Н. Ильина, «не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят». Чтобы создать условия для этого взаимовлияния и взаимодействия, автор предлагает использовать развивающую среду кабинета, которая, в свою очередь, даст идеи для проектной и исследовательской деятельности.

«Возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека», утверждает А.Г. Асмолов.

Кроме этого, автор обратил внимание, что проект - это распространенная форма деятельности в современном мире: от проекта парка до проекта полёта на другую планету. Всем известны национальные проекты, которые постепенно внедряются в нашу жизнь усилием многих людей: учёных, работников, чиновников. В современном мире проекты обсуждаются на государственном уровне и в социальных сетях, провести торжественную школьную линейку – это тоже творческий проект.

Важно понимать, что проект всегда имеет цель и направлен на достижение конкретного результата во внешнем мире. Люди делают проекты ради ощутимой пользы для себя или других людей. А всё начинается со школьного учебного проекта.

Автора заинтересовала проблема выявления одарённых учащихся и дальнейшего включения их в различные по виду и типу проекты для формирования и развития аналитического мышления. Именно проектно-исследовательская деятельность является и средой, где ученики могут проявить свою одарённость.

Таким образом, данные теоретические идеи затронули вопрос о соотношении в начальном образовании эмпирического и теоретического уровней познания. Увеличение теоретической составляющей школьных программ заставляют задуматься о широком применении проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе. Автор разделяет мнение Т.Е. Соколовой в том, что ученик должен быть соавтором (субъектом) учебного процесса, «необходимо привлечь его к целеполаганию, т.е. самостоятельному инициированию познавательных действий».  

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».

Одним из таких способов чувственного познания мира и является проектно-исследовательская деятельность, предполагающая развитие таких мыслительных операций как прогнозирование, воображение, составление алгоритма действий, анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация, обобщение, моделирование. «Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка», пишет разработчик программы внеурочной деятельности «Я - исследователь» А.И. Савенков.  Это поможет развить учащимся аналитическое мышление, сформировать универсальные учебные действия.

Аналитическое мышление как наиболее универсальный способ познания в условиях высокотехнологичного общества становится одним из самых эффективных инструментов учебной деятельности уже с начальной ступени обучения. Для педагога это – инструмент мониторинга и построения учебного процесса. Для ученика это – универсальный инструмент основного вида деятельности, обучения в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

7.Новизна опыта. Новизна опыта заключается:

1) в комбинации методов и приёмов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, в выстраивании системы работы, нацеленной на развитие детской одарённости, через включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, направленную на создание самостоятельных проектов на уроках и внеурочное время;

2) в создании системы применения методов и приемов – авторской методический комплекс, нацеленный на выявление и сопровождения одарённых учащихся;

3) в рационализации и усовершенствовании условий в учебном кабинете, которые способствуют развитию детской одарённости.

8.Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Данный опыт могут применять в своей работе учителя начальных классов общеобразовательных учреждений всех уровней при организации системы уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира по системе общего развития Л.В. Занкова, учебно-методическому комплексу «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова и другим учебно-методическим комплексам. А также во внеурочной деятельности, особенно по программе А.И. Савенкова «Я – исследователь».

II. Технология описания опыта

Цель педагогической деятельности: создание развивающей среды в учебном кабинете для вовлечения детей, проявивших свою одарённость, в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. организовать различные учебные зоны в кабинете начальной школы для выявления склонности и одарённости учащихся и развития у них исследовательских умений и навыков;
  2. обеспечить учащихся литературой, электронными ресурсами, инструментами, макетами, лабораторным оборудованием для реализации своих увлечений, в том числе сделанными самими учащимися;
  3. разработать совместные действия учителя и учащихся, направленные на занятия проектно-исследовательской деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе с 1-го по 4-й класс и подготовить одарённых детей для участия в конкурсах по выявленным интересам;
  4. использовать проектные продукты исследовательской деятельности для создания новых зон развития в классе и сопровождения одарённости учащихся на всём протяжении обучения в начальной школе.

3. Описание содержания образования. Опыт преподавания в начальной школе свидетельствует о том, что значительную роль в развитии универсальных учебных действий может сыграть проектно-исследовательская деятельность, как материальное воплощение «открытий» и выводов, к которым пришли учащиеся на уроке или внеурочной деятельности.

Учебный проект является одновременно источником знаний, методом обучения, средством активизации познавательной деятельности учащихся и развития универсальных учебных действий.

Что же такое учебный проект на взгляд автора?

Это некий интеллектуальный продукт, который создан на основе социально заданного и личностного значимого индивидуального опыта ученика в учебной ситуации взаимодействия учителя и ученика, и имеет практический характер воплощения. Результатом проекта может быть сделанная совместно с учеником модель (бумажная, электронная или иная), которая отражает какое-либо правило или понятие, «открытое» на уроке, благодаря созданным учителем условиям для этого открытия.

Реализация этого актуального педагогического опыта осуществляется через вовлечение учащихся в осуществление исследовательских проектов разной направленности.

Автор разработал и опробовал свой методический комплекс для выявления и сопровождения детской одарённости через создание развивающей среды в кабинете начальных классов.

Методический комплекс автора, направленный на привлечение одарённых учащихся к проектно-исследовательской деятельности через создание развивающей среды в учебном кабинете

  1. Учебные развивающие зоны в кабинете начальной школы (Приложение 9)
  2. Авторские приёмы для привлечения одарённых учащихся к проектно-исследовательской деятельности: «интересное увлечение», «деловая игра», «случайный интерес», «участие в общеклассном проекте», «изготовление учебного пособия своими руками», «разыгрывание мини диалога» (описаны ниже).
  3. Методическая модель: «интерес ученика к той или иной тематической зоне в кабинете» - «психологическая пристройка учителя» - «учебный диалог» - «вовлечение учителем детей в деловую игру» - «ученики предлагают новые идеи» - «вовлечение в проектную деятельность» - «готовый исследовательский проект» - «представление проекта на конкурсе» - «рефлексия участия в проекте» - «организация следующей тематической зоны в кабинете на основе нового проектного продукта» - «идея нового проекта».
  4. Алгоритм осуществления педагогических действий (описан ниже)
  5. Методические разработки учителя (конспекты занятий, рекомендации, сценарии, памятки, буклеты, анализ результативности) (Приложения 4, 8)
  6. Собрание проектных и исследовательских работ учащихся прошлых лет (Приложения 3, 5)
  7. Наглядные пособия, которые сделали ученики (модели, пособия, дидактические игры, плакаты, видеоролики, коллекции, фотовыставки, буклеты) в результате своей проектно-исследовательской деятельности (Приложения 2, 4, 6, 7, 9)

Автор подробно описывает свои приёмы для привлечения одарённых учащихся к проектно-исследовательской деятельности.

Авторский приём - «интересное увлечение».

Данный проект использует не только пространство класса как место действия, но и интересы самих учащихся, которые проявляются в этом пространстве. Всем известно, что первоклассники – это, прежде всего, дети действия. Они находятся постоянно в движении, игре, соревновании. 2018 год пришёлся на «бум» игры со спиннером.  Детей настолько увлекла эта игрушка, что весь первый класс они с ней не расставались. Учитель подметил это, и «интересное увлечение» стало отправной точкой для исследовательской работы «Что расскажет спиннер?» (Приложение №3). Тарасов Михаил стал лауреатом всероссийского заключительного этапа конкурса «Я – исследователь – 2018». Этот методический приём не требует какой-то особой организации, он требует от учителя быть внимательным и участливым к любой детской игре даже в свободное от учебной деятельности время.

Авторский приём - «деловая игра»

Наиболее продуктивным методическим приёмом привлечения учащихся к исследовательской и проектной деятельности оказалась «деловая игра», которую запускает учитель. Сначала учитель запускает учебный диалог (случайный или подготовленный), учащийся в виде деловой игры знакомится с результатами (проектными продуктами, литературой, описанием) предыдущих исследовательских работ и проектов его сверстников, а потом уже сам выбирает, к рабочей группе какого проекта ему примкнуть или создать свой проект. Деление учащихся на проекты добровольное.

Например, в первом классе прямо на уроке обучения грамоте запускается проект «Звуки русского языка». Учащимся предлагается, по мере изучения звуков и букв, создать собственную классную модель «Звуки русского языка», которая является альтернативой статической малофункциональной покупной ленте букв. Этот «запуск» даёт потом море возможностей (Приложение №4). Анисимов Егор стал победителем в муниципальном этапе симпозиума «Мои исследования родному краю – 2018» с проектом «Дидактическая игра «Звуки русского языка».

Авторский приём - «случайный интерес»

Следующий приём для вызова интереса учащихся к исследованию – это «случайный интерес». На самом деле всё не случайно. Учитель тщательно подбирает экспозицию в классе. Например, ученикам класса было предложено домашнее задание к уроку окружающий мир по теме «Полезные ископаемые» принести камни, которые попадутся им на дороге. Дети, приносили всё: камни (в большинстве случаев – это был гранит, который используется при строительстве дорог), мел, ракушки, кусочки глины, морские камни (гальку), различные окаменелости и многое другое. Учитель поместил находки в ящик с песком и предложил детям поучаствовать в раскопках. Почти весь класс заинтересовался. Этот «случайный интерес» - откопать с помощью лопаточки и кисточки что-то в песке - дал толчок для проведения исследовательской работы «Стрелы Перуна», или Загадка «чёртовых пальцев» Матузовой Никой. Девочка не только раскрыла тайну окаменелостей под названием «чёртовы пальцы», но и сделала из них уникальные украшения: брелок и ожерелье. И стала призёром регионального этапа конкурса «Я-исследователь-2019» (Приложение №5).

Авторский приём - «участие в общеклассном проекте»

На самом деле в тематическом планировании каждого учебного предмета и внеурочных занятий есть множество тем, которые можно реализовать как общеклассный исследовательский творческий долгосрочный проект. Дети любят участвовать в таких проектах, потому что каждому находится работа и каждый может себя показать. Самыми удачными стали проекты «Безопасный вес портфеля» и «Выборы командира класса».

Для осуществления проекта «Безопасный вес портфеля» достаточно выделить в классе зону с напольными весами для взвешивания детей и портфелей, весы-безмен и ростомер. Детей не надо заставлять – они моментально выстраиваются в очередь, измеряют свой вес и вес портфеля, быстро находят по специальной формуле «идеальный вес портфеля» и помогают друг другу находить «лишние вещи» в портфеле. Дети сами придумали в дальнейшем игру «Самый лёгкий портфель», «Самый тяжёлый портфель», «Самый идеальный портфель», «Самый тяжёлый день недели», «Самый лёгкий день недели». Такой подход к проекту затягивает в ежедневную игру, создаёт ситуации «учебного диалога», заставляет детей проявлять свои таланты и способности.

Ещё более захватывающим стал проект «Выборы командира класса». Дети сами выбирали кандидатов, изготовляли урну и бюллетени для выборов. Этот проект позже вылился в интереснейшую исследовательскую работу «Что такое выборы?», которая была представлена Никитой Бережным на региональном конкурсе «Я-исследователь – 2018» (Приложение №6).

Авторский приём - «изготовление учебного пособия своими руками»

Всем учителям известно, что дети стремятся всё попробовать сделать своими руками. Научные тексты и диалоги не очень захватывают их внимание, поэтому предложить ребёнку самому изготовить учебное пособие – это правильная идея. Так на занятии внеурочной деятельности учитель продемонстрировал детям получение хлорофилла из листьев растений. Также учитель показал, как в листьях образуются и другие краски: оранжевая, жёлтая, красная, малиновая и фиолетовая. А вот почему и при каких условиях дерево образует ту или иную краску заинтересовало двух девочек. Бочарникова Мария сделала с помощью родителей учебный демонстрационный тренажёр «Осенние краски деревьев». Этот исследовательский проект был представлен на региональном конкурсе «Мои исследования родному краю - 2018» (Приложение №7).

От предыдущих исследовательских проектов автор уже накопил учебные пособия, сделанные учащимися. Это микроскоп «Глазастик», видеоинструкция к школьному электронному микроскопу «Маша и медведь», гербарий растений Шебекинского района, библиотека классногго издательства «Маленькие учёные», самодельные спинеры, фотокарта города Шебекино, выставка «Бессмертный полк», рисуночный словарь «Запомним словарные слова с помощью эйдетики». Все эти приёмы можно объединить в методическую модель по выявлению и сопровождению детской одарённости:

Методическая модель:

«интерес ученика к той или иной тематической зоне в кабинете» -

«психологическая пристройка учителя» -

«учебный диалог» -

 «вовлечение учителем детей в деловую игру» -  

«ученики предлагают новые идеи» -

 «вовлечение в проектную деятельность» -

«готовый исследовательский проект» -

«представление проекта на конкурсе» -

«рефлексия участия в проекте» -

«организация следующей тематической зоны в кабинете на основе нового проектного продукта» -

«идея нового проекта»

Необходимое оборудование и особенности технологии автора

Главный принцип реализации данного проекта – это зональность. Он достигается с помощью распределения площади класса на условные зоны. Организовать это нетрудно, потому что в каждом классе найдутся стенды, магнитные доски, тумбочки. Начать можно со сменных выставок на магнитных досках. Для этого необходимо достаточное большое количество магнитов – до 50-100 штук. Ребёнок должен почувствовать себя соучастником проекта – каждый имеет право прикрепить к магнитной доске результат своего собственного творчества.

Учитель на этапе отслеживания процесса предлагает детям различные активизирующие ситуации или учебные мини диалоги.

Предполагается, что ученика заинтересовывает та или иная зона в учебном кабинете, он увлекается, предлагает свои идеи, создаёт рабочую исследовательскую группу и под разумным руководством учителя осуществляет исследовательскую и проектную деятельность.

Ситуация №1. На уроке окружающий мир учитель предложил детям классификацию по теме «Окружающий мир». Мир делится на природу и то, что сделал человек. Природа делится на живую и неживую, а далее на царства. Для иллюстрации этой классификации каждый ученик с помощью магнита прикрепляет рисунок или вырезанную картинку. Около этого плаката устраиваются серьёзные дискуссии. Учитель создаёт «провокацию», прикрепляя картинку с тритоном и картинку с ящерицей к табличке «Пресмыкающиеся». Учащемуся, который усомнился в этом, предложено участвовать в исследовании «Тритон и ящерица – похожие незнакомцы».

Ситуация №2. На перемене перед уроком физкультуры учитель привлёк внимание детей к футболке ученика, на которой была надпись на английском языке. Выяснилось, что дети даже не задумываются, что там написано, а воспринимают надпись как картинку-украшение. Учитель замечает, кто из детей проявил интерес к этой проблеме, кто с увлечением вступал в диалог. Заинтересовалось много учащихся. И учитель предложил провести исследовательскую работу «Смысловая нагрузка англоязычных надписей на футболках моих ровесников».

Ситуация №3. На магнитной доске учитель вывесил фотокарту города Шебекино, которая является проектным продуктом предыдущей исследовательской работы. Одна ученица проявила интерес к карте и задала вопрос: «Интересно, а где начинается река Нежеголь, и где она заканчивается?» Учитель предложил всем желающим провести исследование.

Ситуация №4. В классе автор запустил деловую игру «Влияние фаз Луны на самочувствие и работоспособность учащихся». Дети с удовольствием откликались на игру: выставляли фазы Луны (новолуние, первая четверть, вторая четверть, полнолуние, третья четверть, последняя четверть) и ставили смайлики со своим настроением. На данном этапе проекта заинтересованные ученики собирают рабочую группу для работы над вышеназванным исследованием.

Эффективность такого подхода проявляется в том, что дети, решая проектно-исследовательские задачи, в полной мере овладевают как предметными результатами, так и универсальными учебными действиями от планирования до обобщения.

Выпускники автора, перейдя в пятый класс, всегда в достаточной мере вооружены универсальными учебными действиями по всем учебным предметам, поэтому легко адаптируются в учебной деятельности и продолжают проектно-исследовательскую деятельность.

Автор в данной таблице показывает примерное распределение универсальных учебных действий с постепенным усложнением, которые вырабатываются у учащихся при включении в проектно-исследовательскую деятельность.

Метапредметные результаты, приобретённые учащимися, за время использовании система работы учителя по годам

(Взяты из курса «Я-исследователь» Савенкова А.И.)

классы

вырабатываемое универсальное учебное действие

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1 класс

положительное отношение к исследовательской деятельности

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия

 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации

формулировать собственное мнение и позицию

2 класс

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

различать способ и результат действия

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

анализировать объекты, выделять главное;

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

3 класс

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельност развивать потребность в самоактуализации

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок

устанавливать причинно-следственные связи;

оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,

наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

4 класс

понимание необходимости исследовательской деятельности;

устойчивый интерес к новым способам познания

проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия

Кроме этого растёт самостоятельность учащегося в применении и выборе того или иного способа учебного действия.

Перспективы данного инновационного приёма автор видит в создании новых учебных развивающих зон на основе новых исследовательских проектов.  

Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта

В ходе работы над опытом автор выработал свой собственный алгоритм осуществления педагогических действий, который может использовать любой учитель начальной школы и среднего звена:

- запуск идеи проекта: создание активизирующей ситуации или учебного мини-диалога;

- выявление желающих заниматься исследованием;

- организация долгосрочных игр-проектов как воздействие на активацию мыслительной, познавательной, поисковой и творческой деятельности;

- демонстрация результатов успешного выступления;

- оформление проекта для конкурса (при удачном течении исследования);

- модернизация зон класса новыми продуктами исследования или преобразование в новую зону для новых проектов и исследований.

III. Результативность опыта

Работая над темой опыта, автор убедился, что использование педагогических приёмов в организации проектно-исследовательской деятельности способствует развитию одарённости у учащихся начальной школы. Дети за четыре года успешно овладевают предметными результатами проектно-исследовательской работы: умениями видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; искать и обрабатывать информацию; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал (план, разделы плана); готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

При повторном определении уровня развития сформированности аналитического мышления была использована методика «Шкала прогрессивных матриц Д. Равена», которая предназначена для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности, что и характеризует одарённых учащихся.   При интерпретации полученных данных обращалось внимание на способность к анализу, выработке умения делать выводы на основе аналитических данных. На основе психолого-диагностического обследования (для диагностики были использованы задания с усложнением) проведённого среди учащихся 4-го класса в мае 2021 года. Выделились следующие уровни развития сформированности аналитического мышления учеников: особо высокий интеллект показали 28% учащихся, выше среднего – 40%. Это свидетельствует о том, что более половины детей класса (68% учащихся) стали активнее проявлять аналитическое мышление, показывая, таким образом, свою одарённость в том или ином направлении.

В таблице указаны в сравнении начальная, промежуточная и завершающая диагностика учащихся по годам:

классы, года обучения

особо высокий интеллект

выше среднего

средний уровень

ниже

среднего

дефект интеллекта

1 класс

2018гг.

4%

20%

48%

28%

0%

2 класс

2018-2019гг.

16%

32%

36%

16%

0%

3 класс

2019-2020гг.

20%

40%

28%

12%

0%

4 класс

2020-2022гг.

28%

40%

28%

4%

0%

Результативность работы представлена также в таблице: «Примеры действующих зон класса и наиболее удачные результаты участия в проектной и исследовательской деятельности» (Приложение №8). За четыре года работы над актуальным педагогическим опытом 10 учащихся (40 %) учащихся класса ярко и результативно проявили свою одарённость. Каждый из них проявил себя на муниципальном уровне. 5 из них - на региональном и 2 на всероссийском уровне. Всего 20 удачных проектов.

Итак, автор создал развивающую среду в учебном кабинете начальных классов, пользуясь своим методическим комплексом, успешно и результативно вовлёк детей в проектно-исследовательскую деятельность, выявив таким образом одарённых детей. Цель учителем достигнута и выполнены все поставленные задачи.

Библиографический список

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 147 с.
  3. Нечаева, Н.В. Формирование исследовательского поведения младших школьников как метапредметная цель обучения / Н.В. Нечаева Материалы Международной научно-практической конференции - Система Л.В.Занкова: опережая время, г. Москва, 7-8 ноября 2012. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2013. – 544 с.
  4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература: Издательский дом Фёдоров, 2011. – 192 с.
  5. Савенкова, А.И. Я-исследователь. Сборник «Программы внеурочной деятельности для 1-4 классов. Система Л.В. Занкова. – Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 176с.
  6. Смирнов, А.А. Лекции / А.А. Смирнов. - Ярославль: ЯГУ, 2008. – 52 с.
  7. Соколова, Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика                      начальной школы / Т.Е. Соколова. - Самара: Фёдоров, 2008. – 150 с.
  8. Теплов, Б. М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: Московский Университет, 2002. – 136 с.

Приложение:

  1. Приложение №1. Диагностика по проективным матрицам Д. Равена.…1
  2. Приложение №2. Фотографии микроскопа «своими руками» «Глазастик» Чернова Владислава…………………………………………3
  3. Приложение №3. Фрагменты проектно-исследовательской работы Тарасова Михаила «Что расскажет спиннер?»…………………………...4
  4. Приложение №4. Буклет Анисимова Егора «Игры на образовательной модели «Звуки русского языка»…………………………………………...8
  5. Приложение №5. Книжка-малышка Матузовой Ники «Стрелы Перуна, или Загадка «чёртовых пальцев»……………………………………..…...9
  6. Приложение №6. Плакат Бережного Никиты «Напомни родителям пойти на выборы!»………………………………………………………..12
  7. Приложение №7. Фотография макета-тренажёра Бочарниковой Марии «Изучение разнообразия окраски осенних листьев»……………………13
  8. Приложение №8. Таблица «Примеры действующих зон класса и наиболее удачные результаты участия в проектной и исследовательской деятельности»……………………………………………………………..14
  9. Приложение №9. Фотографии действующих развивающих зон класса для организации проектной и исследовательской деятельности в учебном кабинете…………………………………………..……………..17  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

Актуальный педагогический опыт работы Агафоновой А.Д.

Опыт работы по теме:  «Личностно ориентированный подход к младшим школьникам на уроках русского языка как средство формирования устойчивого интереса к обучению» родился в условиях общеобраз...

Актуальный педагогический опыт

Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе       Приоритетным направлением в рабо...

актуальный педагогический опыт

Актуальный педагогический опыт по теме :"Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка в начальной школе"....

Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

 Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...

Актуальный педагогический опыт "Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"

Актуальный педагогический опыт"Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"                      ...