Актуальный педагогический опыт
материал на тему
Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе
Приоритетным направлением в работе автора является использование исследовательского метода. В процессе применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии проводить кардинальные изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиле поведения педагога, таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- создание условий для успешного формирования учебно-познавательных компетенций;
- развитие способностей ученика посредством введения элементов образовательных инновационных технологий;
- применение педагогических приемов формирования общеучебных умений и навыков;
- развитие у обучающихся умения осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать допущенные ошибки;
- формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию
( помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться работать самостоятельно).
Традиционной формой обучения для школы является урок. Вспомогательную функцию выполняют формы внеурочной деятельности: конкурсы, олимпиады, творческие мастерские. Учитель как организатор образовательного процесса использует новые формы учебной работы: проектные, исследовательские и дискуссионные.
Основной формой обучения является личностно-развивающий урок. Во внеурочной деятельности учителем применяются методы и приёмы, обладающие наибольшим развивающим потенциалом.
Автор опыта в единстве рассматривает методы организации учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический; частично-поисковый, исследовательский); методы стимулирования учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля. Часто методические приёмы, характерные для разных предметов, позволяют формировать учебно-познавательные компетенции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Апатенко Валентина Николаевна
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Сергиевская средняя общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе
Автор опыта:
Апатенко Валентина Николаевна
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Сергиевская средняя
общеобразовательная школа»
2012год
Содержание
Информация об опыте…………………................3
Технология опыта………………………….......... 6
Результативность опыта……………. ………… 13
Библиографический список……………… ….….16
Приложение к опыту……………………….….…17
Тема опыта: «Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе »
Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Автор опыта работает учителем начальных классов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Сергиевская средняя общеобразовательная школа» 27год. Становление данного опыта происходило в 2007-2011 годах в процессе работы с детьми с 1 по 4 класс.
Базой педагогического опыта является МБОУ « Сергиевская средняя общеобразовательная школа», в которой обучается 79 детей рабочих и служащих ЗАО «Сергиевская нива» и бюджетных организаций. Школа работает в одну смену. Режим работы обеспечивает занятость обучающихся по интересам в кружках и секциях во второй половине дня.
В классе 10 учеников. Из них в полных семьях проживают 9 человек, в полных (вновь созданных) – 1 человек. Среди семей учащихся класса нет неблагополучных и проблемных семей. Социальная среда достаточно разнообразна.
Служащие | Рабочие | Безработные |
50% | 35% | 15% |
Преобладают семьи, где родители имеют среднее специальное образование.
Высшее | Среднее специальное | Среднее |
20% | 55% | 25% |
Родители в большинстве случаев заинтересованы в развитии способностей своих детей.
В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Важно раскрыть способности, заложенные природой в ребёнке, и построить образовательный процесс таким образом, чтобы успешно их развивать.
Диагностическим инструментарием были избраны методики определения уровня сформированности умений и навыков (тест на осведомлённость, нахождение лишнего понятия, осуществление умозаключений, обобщение групп предметов, подбор противоположностей).
Школьным психологом был проведен диагностико - прогностический скрининг (разработанный Е.А. Екжановой), который показал низкий уровень сформированности у детей учебно-познавательной деятельности (самоконтроль, планирование, самоорганизацию, элементы логической общеучебной деятельности).
По результатам обследования выявлены следующие группы: высокий уровень – 20%, средний – 47%, низкий – 33%.
Результаты диагностики привели к необходимости создания условий для формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников.
Актуальность опыта
В «Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года» говорится, что главной целью школы является слияние процесса
обучения и воспитания в единый процесс развития личности школьника, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Перед школой стоит задача изменения ценностных ориентаций. Начальное обучение должно быть переориентировано с усвоения готовых форм знаний на активизацию поисковых форм деятельности ребенка, связанных с процессом получения знаний.
Именно поэтому опыт работы по теме «Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе » приобретает особую актуальность.
В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:
- противоречие между новыми образовательными стандартами и существующими предметными методиками и УМК;
- между активно-деятельностной природой ребенка и преобладанием в школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения;
- между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и недостаточным уровнем сформированности учебно-познавательных компетенций.
Об эффективности апробации используемых методов и приемов обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации. Анализ диагностических данных сформированности учебно-познавательных компетенций обучающихся на заключительном этапе свидетельствует об актуальности темы исследования и точности выбора инновационных технологий.
Ведущая педагогическая идея опыта - повышение эффективности процесса обучения и воспитания с помощью методов и приёмов, формирующих учебно-познавательные компетенции обучающихся.
Длительность работы над опытом – пять лет.
2007-2008гг. Выбор темы. Подбор педагогической, психологической и методической литературы по теме. Планирование работы по теме опыта. Прогнозирование результатов.
2008-2009гг. Изучение методической литературы и программ. Диагностика. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий (создание развивающей среды).
2009-2010гг. Работа над опытом на основе изученной литературы.
Методическая работа и расширение опыта. Проведение диагностики уровня
формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников.
2010-2011гг. Обобщение опыта на уровне МБОУ «Сергиевская СОШ».
Методическая работа.
2011-2012гг. Оформление опыта.
Результативность опыта прослеживается с 2008 – 2009 учебного года.
На первом этапе (1 класс) учителем и психологом школы был проведен диагностико- прогностический скрининг (разработанный Е.А. Екжановой), который показал низкий уровень сформированности у детей учебно-познавательной деятельности, выявлялись причины низкой познавательной активности обучающихся.
На втором, формирующем, этапе в систему преподавания русского языка, математики, литературного чтения были введены приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся. Анализ повторной диагностики (3-й класс) и диагностика на заключительном этапе (4-й класс) констатировал рост познавательной активности обучающихся.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных технологий для решения обозначенной проблемы.
Диапазон опыта представлен системой приёмов, учебных заданий развивающего характера, опорными таблицами, используемыми на уроках и во внеурочной деятельности.
Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта стали идеи классиков отечественной педагогики XX в. Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, В.В. Краевского, А.В.Хуторского. Задача педагогов заключается не в обучении школьника, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, а на организации учебно-воспитательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя.
В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: развивающая среда, компетенция, учебно-познавательная компетенция, компетентность.
В современных условиях качественно меняется содержание деятельности учителя начальной школы. Он должен уметь проектировать процесс обучения, систематически и целенаправленно формировать компетенции учащихся начальных классов, создавать развивающую среду.
Развивающая среда – это совокупность условий, организуемых учителем при обязательном участии самих учащихся с целью максимального развития личности обучающегося. Развивающая среда должна быть:
- комфортной;
- эмоционально насыщенной;
- обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп обучения;
- стимулирующей познавательную активность;
- побуждающей к самостоятельности и творчеству;
- здоровьесберегающей.
Наличие развивающей среды способствует формированию учебно-
познавательных компетенций.
По определению А.В.Хуторского: «Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере». Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Методической основой опыта стали учебные пособия М.И. Моро, технология С.Н.Лысенковой «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении» и проблемно-поисковая технология.
Новизна опыта – в комбинировании приёмов технологии опережающего обучения С.Н.Лысенковой, технологии укрупнённых дидактических единиц П.М.Эрдниева, технологии проектирования ключевых и предметных компетенций А.В.Хуторского, исследовательской (проблемно-поисковой) технологии. Их применение позволяет превратить процесс обучения и воспитания в увлекательный мир открытий, а ученику понять, что цель учебной деятельности состоит в развитии собственных способностей и возможностей.
Технология опыта
Цель педагогической деятельности: формирование личности обучающегося, владеющей учебно-познавательными компетенциями и способной к успешной деятельности в современном обществе.
Приоритетным направлением в работе автора является использование исследовательского метода. В процессе применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии проводить кардинальные изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиле поведения педагога, таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- создание условий для успешного формирования учебно-познавательных компетенций;
- развитие способностей ученика посредством введения элементов образовательных инновационных технологий;
- применение педагогических приемов формирования общеучебных умений и навыков;
- развитие у обучающихся умения осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать допущенные ошибки;
- формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию
( помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться работать самостоятельно).
Успешная реализация педагогических задач зависит от личности учителя, степени его профессионального мастерства, желания и умения идти в ногу со временем, используя в своей практике опыт передовых современных технологий. Поэтому автор опыта постоянно совершенствует себя в профессиональном плане: изучает опыт коллег (журнал «Начальная школа», газета «Первое сентября»), принимает участие в конкурсах.
Традиционной формой обучения для школы является урок. Вспомогательную функцию выполняют формы внеурочной деятельности: конкурсы, олимпиады, творческие мастерские. Учитель как организатор образовательного процесса использует новые формы учебной работы: проектные, исследовательские и дискуссионные.
Основной формой обучения является личностно-развивающий урок. Во внеурочной деятельности учителем применяются методы и приёмы, обладающие наибольшим развивающим потенциалом.
Автор опыта в единстве рассматривает методы организации учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический; частично-поисковый, исследовательский); методы стимулирования учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля. Часто методические приёмы, характерные для разных предметов, позволяют формировать учебно-познавательные компетенции.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения обучающихся в учебно- познавательную деятельность.
Урок:
- постановка проблемы,организация диалога (дискуссии),поиск решения;
- включение в урок заданий, имеющих поисковый характер;
- использование развивающих приёмов.
Рассмотрим на примере таблицы, какие учебно-познавательные компетенции формируются на разных этапах урока.
Формирование ключевых компетенций на разных этапах урока
Этапы урока | Формируемая компетенция | Возможные приемы и методы обучения |
1.Организационный этап | Коммуникативная | 1.«Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)» 2. «Ладошка к ладошке» |
2. Этап проверки домашнего задания | Коммуникативная (навыки работы в группе, коллективе) | 1.Счётные книжки, кассы цифр 2. Пальчиковая гимнастика 3. Разноуровневые самостоятельные работы 4. «Лента таблицы умножения» |
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Учебно-познавательная (организация целеполагания) | 1. Сообщение цели в виде проблемного задания, эвристического вопроса 2. Устный счет, математический диктант 3. Мозговая атака |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий | Учебно-познавательная (организация планирования) | 1.Составление опорных схем с дополнительными пометками 2. Составление алгоритма решения, рассуждения 3Приёмы артпедагогики (иллюстрирование задачи) |
5.Этап первичной проверки понимания изученного | Учебно-познавательная (контроль и самоконтроль) | 1.Ассоциативный ряд 2.Использование заданий на узнавание изученных познавательных объектов 3.Испльзование сигнальных карточек «Часики», математических касс 4. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу |
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий | Учебно-познавательная (отработка логики алгоритма изученных правил) | 1. Использование на уроке взаимообратных задач 2. «Придумай свои задания» 3. Интеллектуальный марафон |
7. Этап применения знаний и способов действий | Учебно-познавательная (организация деятельности уч-ся в измененных и новых ситуациях) | 1. Тесты 2. Групповая работа 3.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач 4. «Задания по кругу» |
8. Этап обобщения и систематизации знаний | Учебно-познавательная (действие в нестандартных ситуациях) | 1.Моделирование 2. Мозговая атака в письменной форме 3.Кластеры 4.Составление характеристик 5.Составление синквейна |
9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | Учебно-познавательная (самооценка) | 1. Тестовые задания 2. Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний) 3.Задания на выделение существенных признаков (глубина) 4. Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость) 5. Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) 6.Взаимопроверка |
10.Этап коррекции знаний и способов действий | Учебно-познавательная (коррекция знаний и способов действий) | 1. Тестовые задания 2. Задания с «пропусками» |
11. Этап информации о дом. задании | Информационные | 1.Разноуровневые домашние задания 2.Творческие домашние задания |
12. Этап подведения итогов занятия | Информационные | 1. Сообщение учителя 2. Подведение итогов самими уч-ся |
13. Этап рефлексии | Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения | 1. Незаконченные предложения 2. «Лист обратной связи» 3. «Ну что, как прошло занятие?» 4. Барометр настроения |
В начальных классах на разных этапах урока широко используется наглядность. На этапе усвоения знаний по теме «Части задачи» разыгрывается спектакль, где действующие герои - Условие, Вопрос, Решение, Ответ. Дети надевают шапочки с именами героев. Каждый играет свою «роль»:
При решении 5 – 6 задач все дети успевают сыграть каждую «роль». Таким образом, каждый ребёнок попадает в ситуацию успеха.
При решении задач в краткой записи учитель использует дополнительные пометки (знаки +, - , х, :) (Приложение№1)
Беседуем о том, где, по мнению ребят, будет самое большое число. Над этим словом поставим знак +, а над остальными знак - .
Смотрим на знак над вопросом, значит, задача решается действием сложением. Особенно оправдана такая работа при решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.
Для запоминания правила на нахождение неизвестных компонентов и результата действий автор использует опорные таблицы.
(Приложение № 2)
Например, чтобы найти неизвестное слагаемое (закрываем слово «слагаемое»), надо из суммы вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое (закрываем слово «уменьшаемое»), надо к вычитаемому прибавить разность.
Такие таблицы используются и по темам: «Цена, количество, стоимость», «Скорость, время, расстояние».
Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится, прежде всего, на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком. Неоценимую помощь в работе над правилами оказывают памятки – алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех “шагов” алгоритм всегда приведет к правильному решению задачи.
Решая орфографическую задачу, школьник должен научиться совершать следующие действия:
1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте.
2.Определить ее вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило.
3. Определить способ ее решения в зависимости от типа (вида) орфограммы.
4.Определить “шаги”, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи.
5. Решить задачу, то есть выполнить последовательность действия по алгоритму.
6. Написать слово в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Приведу примеры алгоритмов. (Приложение №3)
Но далеко не все правила удаётся свести к алгоритмам, потому, что есть довольно простые алгоритмы (всего один шаг), есть слишком сложные.
Для запоминания таблицы умножения используется «лента умножения»- произведения всей таблицы: 4 6 8 9 10 12 14 15 16 18 20 21 24 25 27 28 30 32 36 40 42 45 49 54 56 63 64 72 81 (Приложение №4)
Каждый урок начинается с повторения таблицы умножения.
Выделенные числа имеют 2 случая умножения. Эта лента используется на протяжении всего изучения таблицы. Виды работ, которые можно проводить по ленте:
1. Произведение, каких чисел равно 27, 30,…?
2. Назовите числа таблицы на 8, 4, 6…
3. Назовите чётные числа.
4. Прочитайте таблицу в обратном порядке.
5. Указывая на любое число, составить пример на деление.
Видя табличные случаи умножения, детям легче решать примеры на деление с остатком и на внетабличное умножение и деление. При изучении табличного умножения возможно применение дидактической игры «Умножение на 9»
При умножении на 9 пальцы рук могут служить счётным прибором. Для этого обе руки кладутся на парту. Например, нужно умножить 3 на 9. Отсчитываем слева третий палец и загибаем его. Тогда пальцы слева от загнутого пальца будут обозначать количество десятков, справа – количество единиц.
I I I I I I I I I
3*9
Прочному запоминанию табличных случаев умножения способствует работа с сорбонками. Сорбонки – это маленькие листки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные примеры из таблицы. Например, 7*8, а на другой ответ 56. Имея набор таких карточек, ученик играет: угадал, не угадал? 5*6=30. Угадал, карточка ложится в одну сторону. Забыл, карточка откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними и тренируется ученик по 3-5 минут несколько раз в день. Высокая эффективность применения сорбонок объясняется тремя важными свойствами:
- концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены;
- увеличение частоты тренировок;
- раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает лёгкое запоминание.
Учить таблицу, используя сорбонки, можно и в парах, и группами, что способствует формированию коммуникативных компетенций.
Активно используется приём кластеров. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей.
4. Не следовать по заранее определенному плану.
Например: какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите число 24? (Приложение № 5)
Прием «Кластеры» используется как на этапе актуализации субъектного опыта учащихся, так и на стадии «Рефлексия», то есть может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Этот приём способствует развитию критического мышления.
В век компьютерной грамотности значимость письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Вместе с тем научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числом, так и в плане практической значимости этих навыков для дальнейшего обучения в школе.
Примером применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии при изучении письменных вычислений является урок «Деление трехзначных чисел на однозначное, когда в записи частного есть нули». Тип проблемной ситуации – с затруднением. (Приложение №6)
Таким образом, включение в структуру урока продуктивных заданий стало одним из основных условий формирования у младших школьников учебно–познавательных компетенций. При этом внимание направлено на размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей,
выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка.
Одним из способов формирования учебно-познавательной компетенции является выполнение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста. (Приложение №7). При реализации учебно-познавательной компетенции ученик выступает не только как объект процесса обучения, но и как субъект одновременно, то есть в данном случае речь идет о самообучении.
Большое значение для формирования познавательной самостоятельности имеют методы стимулирования учебной деятельности. Очень часто предлагается детям самим придумать задание. Здесь возможна работа в группе. Самое оригинальное, необычное задание выполняется. Например, на доске чертёж прямоугольника.
- Какие задания вы могли бы предложить? (Приложение№8).
Здоровьесбережение – необходимый компонент современного урока. На уроках русского языка учитель применяет пальчиковую гимнастику. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.
Развивает личность ребёнка и составление примеров самими учащимися. Опыт показывает, что при решении готовых примеров дети иногда выполняют задания механически, не сознавая достаточно глубоко, какому арифметическому закону они подчиняются. Словесную форму заданий (составьте 4 примера на сложение круглых десятков с однозначными числами), полезно иногда дополнять определённым условным образом (моделью), например:
10 + * = (к 10 прибавить любое однозначное число)
*** : * = (любое трёхзначное число разделить на однозначное)
Значительно оживляют уроки математики и различные занимательные задачи, нестандартные вопросы, задачи с несколькими решениями. (Приложение №9)
Для формирования учебно-познавательной компетенции автор опыта использует и другие виды учебной деятельности. Часть уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку, математике и литературному чтению проводит в форме творческой мастерской (Приложение №10). Ученик выступает с позиции «Я - исследователь». Задачи: развитие внимания, наблюдательности, воображения; формирование исследовательских навыков.
Алгоритм проведения творческой мастерской:
1. Мотивационный этап.
2. Поисково-творческий этап (подразумевает «погружение» ученика в новую тему, выполнение цепочки заданий, позволяющих увидеть то, на что не обращал внимания раньше, получить новые знания; оформление новых знаний в словосочетания или предложения, подключая воображение).
3. Рефлексия (сначала на уровне впечатлений, чувств, затем – понимания ценности полученных знаний).
Для формирования навыков контроля и самоконтроля в 1 классе автор опыта активно применяет индивидуальные кассы цифр, букв, слогов. Это позволяет учителю осуществлять обратную связь с учениками, быстро корректировать ошибки, выполнить большой объём работы, включить в активную деятельность всех учеников. Во 2 – 4 классах используются разработанные автором опыта сигнальные карточки «Часики» по темам: «Безударные гласные», «Склонение имён существительных», «Падежи» и т.д. Данное пособие позволяет вовлечь в работу всех обучающихся на разных этапах урока, оптимизировать учебный процесс. (Приложение №11)
На уроках чтения автор применяет моделирование.
Составление характеристик героев – простейшая модель, позволяющая учащимся анализировать поступки героев. Детям раздаются листки-характеристики. (Приложение №12) На одной стороне напечатаны положительные качества людей, на другой – отрицательные. На первом этапе работы с пособием дети знакомятся с непонятными словами, учатся заменять слова синонимами. На втором этапе – дают оценку героям, употребляя новые слова.
Дети учатся выразительно читать по ролям, мимикой выражать отношение к происходящим событиям. Такие приемы, как импровизация, юмор, ирония и самоирония, фантазия и другие являются безопасным способом «выпускания пара» и разрядки напряжения. Присутствие на всех этапах рефлексии, и в деятельности учителя, и в деятельности ученика, формирует внутренний контроль, упорядочивает эмоциональную сферу. А она, наряду с интеллектуальной, обязательно участвует в процессе обучения.
Анализируя педагогический опыт, автор пришёл к выводу, что совместная деятельность учителя и обучающегося способствует формированию учебно-познавательных компетенций младших школьников, готовит к успешной деятельности в старших классах.
Результативность опыта
Результаты сравнительной диагностики сформированности
учебно-познавательных компетенций
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1класс | 20% | 47% | 33% |
3класс | 26% (+6%) | 45% (-2%) | 29% (-4%) |
4класс | 32% (+6%) | 48% (+3%) | 20%; (-9%) |
Динамика | +12% | +1% | - 13% |
Систематическая работа по формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе позволяет автору добиваться стабильных результатов.
Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года по всем учебным предметам.
Учебный год | Количество обучающихся детей | Классы | Успеваемость (в %) | Количество и %, успевающих на «4» и «5» |
2008-2009 | 9 | 2 | 100 | 5чел. -56% |
2009-2010 | 9 | 3 | 100 | 5чел. – 56% |
2010-2011 | 10 | 4 | 100 | 6чел. – 60% |
Количество выпускников, окончивших начальную школу в 2010-2011 учебном году с похвальным листом и на хорошо и отлично.
Из 10 учеников – 3 учащихся на «5» - Лужков Роман, Лисютин Иван, Коржов Владимир; 2 учащихся на «4» и «5» - Поляченко Данил, Фанюкова
Наталья.
Работа по теме опыта в течение четырех лет подтвердила прогнозируемые высокие результаты.
Данные мониторинга учебных достижений по тексту департамента
образования, культуры молодёжной политики Белгородской области показывают высокий уровень качества знаний при 100% успеваемости.
Мониторинг учебных достижений по тексту департамента образования, культуры молодёжной политики Белгородской области
Учебный год | Класс | Учебный предмет | Успеваемость | Качество знаний |
2010-2011 | 4 | Русский язык | 100% | 70% |
2010-2011 | 4 | Математика | 100% | 90 % |
Чтобы помочь детям оценить свои возможности, наметить перспективы самосовершенствования, в течение каждого учебного года провожу олимпиады по всем предметам.
Победители и призеры предметных олимпиад.
№ | Фамилия, Имя, Отчество | Год | Класс | Название олимпиад | Занятое место | Уровень олимпиады |
1 | Лужков Роман Сергеевич | 2011 | 4 | Окружающий мир | 4 | Муниципальный |
В результате промежуточной аттестации в 5 классе мои выпускники подтвердили свои учебные знания и умения.
Показатели качества знаний учащихся по предметам подтверждают результативность используемых, методов, форм и приемов работы.
Результаты участия МБОУ «Сергиевская СОШ» в интеллектуальных конкурсах в 2008 - 2011 году.
№ п/п | Названия конкурса | Уровень конкурса | Фамилия, имя | Класс | Занятое место |
Весеннее первенство по настольному теннису | Муниципальный ДЮСШ №2 | Лисютин Иван | 2 | 1 |
Весеннее первенство по настольному теннису | Муниципальный ДЮСШ №2 | Куприянов Андрей | 2 | 2 |
Личный зачет в соревнованиях по шахматам | Муниципальный | Лисютин Иван | 3 | 2 |
Рождественский турнир по настольному теннису | Муниципальный | Лисютин Иван | 4 | Диплом третьей степени |
Мачт Ст.Оскол – Губкин по шахматам | Муниципальный ДЮСШ №2 | Лисютин Иван | 4 | 1 |
| В зачет 53 областной Спартакиады школьников | Областной | Лисютин Иван | 4 | 1 |
В Открытом личном Первенстве | Муниципальный ДЮСШ №2 | Лисютин Иван | 4 | 1 с нормой 2-го разряда |
Мачт Губкин - Алексеевка по шахматам | Муниципальный ДЮСШ №2 | Лисютин Иван | 4 | 1 |
Районный легкоатлетический кросс «Золотая осень» | Муниципальный | Куприянов Андрей | 4 | 3 |
| Белгородское отделение МОЭО «ЭКА» | Всероссийский | Мозалевский Алексей | 4 | Диплом участника проекта «Птицы в городе» |
Районный конкурс «Новый год глазами детей» | Муниципальный | Назаров Данил | 1 | 2,номинация «Новогодняя игрушка» |
В международных конкурсах «Русский медвежонок – 2008,2009,2010» и «Кенгуру 2009,2010,2011» приняли участие более 50% учеников.
Таким образом, создание развивающей среды в образовательном процессе стало одним из основных условий формирования у младших школьников учебно-познавательных компетенций.
Опыт может быть успешно использован учителями начальной школы в общеобразовательных школах города, района.
Библиографический список
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Метод. материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
- Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Сериков, В.А. Болотов // Педагогика. – 2003. – №10. – с. 8-14
- Волина, В.В. Праздник числа./ В.В.Волина.- М.: 1993.-337с.
- Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроке математики 3 класс (1-4 классы) // Начальная школа. - 1992. -№ 7-8. - с. 27-32.
- Волошкина, М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики. // Начальная школа. - 1992. - № 9/10. - с. 15-18.
- Ильин, Е. Н. Путь к ученику / Е. Н. Ильин. – М.: 2002. – 325 с.
- Короткова, Н.В.Моделирование на уроках литературного чтения //Начальная школа.-2004.-№11.-с.76-80.
- Лысенкова, С. Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова.- М.: Педагогика, 1981.-175с.
- Назарова, Л. К. Проговаривание и комментирование, их место в обучении правописанию/ Л.К. Назарова. – М.: Просвещение,1995.- 78с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Акад. развития, 2001.-144с.
- Тоцкий, П. С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. - М. : Просвещение, 1991. - 142 с.
- Труднев, В.П. Считай, смекай, отгадывай : Пособие для учащихся нач. школы / В. П. Труднев.- М.: Просвещение, 1980.- 128 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — с.58–64.
14.Эрдниев, П.М. Математика 1-2 .Укрупненные дидактические единицы / П.М. Эрдниев - М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1995 - 384 с.
Приложения
- Приложение №1 - Опорная схема задачи.
- Приложение №2 - Опорные схемы для нахождения величин.
3.Приложение №3 – Алгоритмы решения орфографических задач.
4.Приложение №4 – Лента произведений.
5.Приложение №5 – Кластер.
6.Приложение №6 – Фрагмент урока.
7.Приложение №7 – Тест.
8.Приложение №8 – Задания к геометрической фигуре.
9.Приложение №9– Нестандартные задания.
10.Приложение №10 – Творческая мастерская «Наш дом».
11.Приложение №11 – Сигнальная карточка «Часики».
12.Приложение №12 – Лист с характеристиками для уроков чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
Актуальный Педагогический Опыт
Работа с леворукими детьми....
Актуальный педагогический опыт работы Агафоновой А.Д.
Опыт работы по теме: «Личностно ориентированный подход к младшим школьникам на уроках русского языка как средство формирования устойчивого интереса к обучению» родился в условиях общеобраз...
актуальный педагогический опыт
Актуальный педагогический опыт по теме :"Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка в начальной школе"....
Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО
Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...
Актуальный педагогический опыт "Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"
Актуальный педагогический опыт"Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем" ...
Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового) способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....