Диагностика читательской грамотности во 2 классе
методическая разработка (2 класс)
Данная работа позволит определить уровень читательской грамотности у учащихся 2 класса. А так же приведен анализ читательской грамотности во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chgn_2_klass.docx | 686.75 КБ |
spetsifikatsiya_chg_2_klass.docx | 26.99 КБ |
analiz_diagnostika_chg_2_klass.docx | 101.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по определению читательской грамотности
для обучающихся 2- х классов
Разработчик: Семибратова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб».
НОВЫЙ ГОЛОСОК
Три яичка лежали в гнезде чайки: два неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку!
Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос.
Птичий нос - это и рот. Рот открылся от удивления. Ещё бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко. Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир?
Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зелёные травинки, плескали ленивые волны.
Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: "Мама!"
Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.
Чайчонок встал на дрожащие ножки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд: вода так вода!
Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвётся на клыках первой же хитрой лисы?
Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.
Покатил в жизнь пушистенький колобок.
(по Н. И. Сладкову «Лесные тайнички»)
Вариант 1. «Новый голосок»
Ученика (цы) _________________________________________________ 2 класса____
1 |
Отметь знаком книгу, в которой может располагать прочитанный рассказ.
2 |
Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.
Крылья _____________________________ распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.
3 |
Найди в тексте что такое птичий нос?
Ответ:________________________________________________________________
4 |
Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2,3,4.
Одним голоском больше.
Новые ощущения.
Появление на свет.
1 |
Нетерпеливое яичко.
5 |
Как называется птенец чайки?
Ответ:________________________________________________________________
6 |
От чего, по мнению автора, раскрылся рот чайчонка?
Ответ:________________________________________________________________
7 |
Зазвучал новый голосок. Найди в тексте предложение с соответствующей информацией и подчеркни его.
8 |
Перечитай абзац, отмеченный знаком.
Как можно озаглавить этот абзац? Отметь верный ответ.
Рот открылся от удивления
Незнакомый мир
Птичий нос
Жилище птенца
9 |
Выпиши все названия животных и рыб, которые встречаются в тексте.
Ответ:________________________________________________________________
10 |
Какое слово крикнул чайчонок от испуга?
Ответ:________________________________________________________________
11 |
Какие чувства испытывал чайчонок при появлении на свет? Запиши не менее двух.
Ответ: 1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
4._____________________________________________________________
12 |
Какая из пословиц подходит к тексту? Отметь
Будь храбр по уму и по сердцу.
Один за всех и все за одного.
Всяк своим голосом скажется.
Обязательно объясни, почему ты так думаешь.
Ответ:________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностическая работа по определению читательской грамотности
для обучающихся 2- х классов
Разработчик: Семибратова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб».
НОВЫЙ ГОЛОСОК
Три яичка лежали в гнезде чайки: два неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку!
Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос.
Птичий нос – это и рот. Рот открылся от удивления. Ещё бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко. Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир?
Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зелёные травинки, плескали ленивые волны.
Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: "Мама!"
Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.
Чайчонок встал на дрожащие ножки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд: вода так вода!
Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвётся на клыках первой же хитрой лисы?
Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.
Покатил в жизнь пушистенький колобок.
(по Н. И. Сладкову «Лесные тайнички»)
Вариант 2. «Новый голосок»
Ученика (цы) ___________________________________________ 2 класса____
1 |
Отметь знаком книгу, в которой может располагать прочитанный рассказ.
2 |
Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.
Чайчонок упёрся лапками в пол, _____________________________, нажал, и скорлупа расселась.
3 |
Найди в тексте, сколько яичек лежало в гнезде?
Ответ:___________________________________________________________
4 |
Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2,3,4.
Появление на свет.
1 |
Нетерпеливое яичко.
Одним голоском больше.
Новые ощущения.
5 |
Как называется птенец чайки?
Ответ:___________________________________________________________
6 |
Какой голос, по мнению автора, был у чайчонка?
Ответ:___________________________________________________________
7 |
Скорлупа расселась. Найди в тексте предложение с соответствующей информацией и подчеркни его.
8 |
Перечитай абзац, отмеченный знаком.
Как можно озаглавить этот абзац? Отметь верный ответ.
Новые звуки
Нос открылся от удивления
Гнездо
Незнакомый мир
9 |
Выпиши все названия рыб и животных, которые встречаются в тексте.
Ответ:___________________________________________________________
10 |
Почему чайчонок громко, во всё горло крикнул: "Мама!"?
Ответ:___________________________________________________________
11 |
Какие чувства испытывал чайчонок при появлении на свет? Запиши не менее двух.
Ответ: 1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
4.________________________________________________________
12 |
Какая из пословиц подходит к тексту? Отметь
Будь храбр по уму и по сердцу.
Один за всех и все за одного.
Всяк своим голосом скажется.
Обязательно объясни, почему ты так думаешь.
Ответ:___________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы для 2 класса
по определению читательской грамотности
Разработчик: Семибратова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб»
1.Назначение проверочной работы
Проверочная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания курса литературного чтения за второй класс общеобразовательной школы и выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Условия проведения проверочной работы
Для выполнения заданий нужна ручка, линейка, простой карандаш.
Дополнительное оборудование и материалы не требуются.
Ответы учащиеся записывают в контрольно - измерительных материалах.
3.Время выполнения проверочной работы
Время выполнения проверочной работы – 45 минут.
Содержание и структура проверочной работы
Работа составлена в двух вариантах.
Проверочная работа включает в себя 12 заданий: 2 задания с выбором одного верного ответа из предложенных; 2 задания с кратким ответом; 1 задание включает в себя выбор одного верного ответа из предложенных и задание с кратким ответом; 7 заданий с развернутым ответом.
В Таблице 1 представлено распределение заданий по разделам содержания курса литературного чтения.
Таблица 1
№ п.п. | Раздел содержания | Количество заданий |
1 | Виды речевой и читательской деятельности | 9 |
2 | Литературоведческая пропедевтика | 3 |
ИТОГО: | 12 |
- Система оценки выполнения диагностической работы
Каждое верно выполненное задание № 1–8, 10 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал ответ, полностью совпадающий с эталоном.
Задания № 9, 11, 12 оцениваются в соответствии с критериями.
Максимальный балл за каждое из этих заданий составляет 2 балла.
За выполнение заданий, оцениваемых одним баллом, выставляется 1 балл за полный верный ответ и 0 баллов за неверный ответ. За выполнение заданий, оцениваемых в два балла, в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Эти задания считаются выполненными, если учащийся получает за них хотя бы один балл.
Максимальный суммарный балл за всю работу – 15.
План диагностической работы для 2 класса
по определению читательской грамотности
Условные обозначения для типов заданий: ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде слова), РО – развёрнутый ответ (в виде одного или нескольких предложений).
№ зада ния | Раздел содержания курса | Контролируемые элементы содержания | Тип задания | Макс. балл |
1 | Литературоведческая пропедевтика | Различение художественных произведений разных жанров (рассказ, басня, сказка, прибаутка, потешка) | ВО | 1 |
2 | Виды речевой и читательской деятельности | Нахождение в тексте требуемой информации (конкретные сведения, факты, описания), заданной в явном виде | КО | 1 |
3 | Определение главной мысли, основного содержания текста | РО | 1 | |
4 | Определение основных событий и восстановление их последовательности | КО | 1 | |
5 | Определение главной мысли, основного содержания текста | РО | 1 | |
6 | Определение главной мысли, основного содержания текста | РО | 1 | |
7 | Определение главной мысли, основного содержания текста | РО | 1 | |
8 | Подбор заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста | ВО | 1 | |
9 | Определение героев произведения | РО | 2 | |
10 | Нахождение в тексте требуемой информации (конкретные сведения, факты, описания), заданной в явном виде | РО | 1 | |
11 | Литературоведческая пропедевтика | Формулировка простых выводов с опорой на содержание текста; нахождение подтверждающих аргументов. | РО | 2 |
12 | Понимание информации, представленной в неявном виде, установка связей, отношений, невысказанных в тексте напрямую. | ВО РО | 2 |
В комплект работы входит спецификация диагностической работы для 2 класса, ответы, диагностическая работа (в двух вариантах).
Если учащийся получает за выполнение всей работы 15 баллов, то он достиг базового уровня овладения универсальными учебными действиями по работе с информацией и чтению.
Рекомендованные уровни ЧГ норма
недостаточный–выполнено менее 30% заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл);
пониженный–30-49% выполнения всей работы;
базовый –50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;
повышенный – выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы.
Ответы к диагностической работе для 2 класса по определению читательской грамотности (ЧГн).
Вариант 1
Ответы к заданиям с кратким ответом и с выбором ответа
Указанные в ответах цифры соответствуют порядку следования ответов в заданиях
Номер задания | Ответ | Балл |
1 | 3 | 1 |
2 | Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод | 1 |
3 | Птичий нос - это и рот | 1 |
4 | 4231 | 1 |
5 | Чайчонок | 1 |
6 | Рот открылся от удивления | 1 |
8 | 2 (Незнакомый мир) | 1 |
10 | Мама | 1 |
Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом и с кратким ответом
7 |
Элементы верного ответа | |
В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок Примечание. Если предложение подчёркнуто не полностью, то ответ считается верным. | |
Критерии оценивания | Баллы |
Подчёркнуто верное предложение | 1 |
Подчёркнуто неверное предложение или задание не выполнено | 0 |
Максимальный балл | 1 |
9 |
Элементы верного ответа | |
Щука, выдра, лиса | |
Критерии оценивания | Баллы |
Выписаны верно три - два названия и никакие другие | 2 |
Выписано одно верное название, неверные названия не выписаны | 1 |
Другие варианты ответа | 0 |
Максимальный балл | 2 |
11 |
Элементы верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Ответ: Чувство испуга. Чувство удивления. Чувство тревоги. Чувство уверенности Примечания. Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста. Возможны другие варианты ответа, позволяющие сделать вывод о формировании мнения учащегося, соответствующего содержанию прочитанного рассказа. | |
Критерии оценивания | Баллы |
Задание выполнено верно: записано не менее двух чувств, соответствующие содержанию прочитанного рассказа | 2 |
Объяснение сформулировано нечётко, приведена только одна характеристика | 1 |
Задание не выполнено, чувства не записаны соответствующие содержанию прочитанного рассказа | 0 |
Максимальный балл | 2 |
12 |
Элементы верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | |
Ответ: Пословица выбрана, т.е. отмечена Х Примечания. Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста. Далее приведено пояснение, согласно выбранной пословицы. | |
Критерии оценивания | Баллы |
Задание выполнено верно: пословица выбрана, т.е. отмечена Х. объяснение чётко сформулировано и соответствует содержанию текста. | 2 |
Выбрана только пословица, объяснения нет. | 1 |
Записано только объяснение соответствующее содержанию прочитанного рассказа. | 1 |
Пословица не выбрана. Нет объяснений или приведенные объяснения нелогичны и не соответствуют содержанию прочитанного рассказа. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Ответы к заданиям с кратким ответом и с выбором ответа
Вариант 2.
Указанные в ответах цифры соответствуют порядку следования ответов в заданиях
Номер задания | Ответ | Балл |
1 | 2 | 1 |
2 | Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. | 1 |
3 | 3 | 1 |
4 | 3142 | 1 |
5 | Чайчонок | 1 |
6 | Робок и тих, или как писк комара | 1 |
8 | 4 (Незнакомый мир) | 1 |
10 | От испуга (испугался) | 1 |
Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом и с кратким ответом
7 |
Элементы верного ответа | |
Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Примечание. Если предложение подчёркнуто не полностью, то ответ считается верным. | |
Критерии оценивания | Баллы |
Подчёркнуто верное предложение | 1 |
Подчёркнуто неверное предложение или задание не выполнено | 0 |
Максимальный балл | 1 |
9 |
Элементы верного ответа | |
Щука, выдра, лиса | |
Критерии оценивания | Баллы |
Выписаны верно три - два названия и никакие другие | 2 |
Выписано одно верное название, неверные названия не выписаны | 1 |
Другие варианты ответа | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Элементы верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Ответ: Чувство испуга. Чувство удивления. Чувство тревоги. Чувство уверенности Примечания. Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста. Возможны другие варианты ответа, позволяющие сделать вывод о формировании мнения учащегося, соответствующего содержанию прочитанного рассказа. | |
Критерии оценивания | Баллы |
Задание выполнено верно: записано не менее двух чувств, соответствующие содержанию прочитанного рассказа | 2 |
Объяснение сформулировано нечётко, приведена только одна характеристика | 1 |
Задание не выполнено, чувства не записаны соответствующие содержанию прочитанного рассказа | 0 |
Максимальный балл | 2 |
11 |
12 |
Элементы верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | |
Ответ: Пословица выбрана, т.е. отмечена Х Примечания. Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста. Далее приведено пояснение, согласно выбранной пословицы. | |
Критерии оценивания | Баллы |
Задание выполнено верно: пословица выбрана, т.е. отмечена Х. объяснение чётко сформулировано и соответствует содержанию текста. | 2 |
Выбрана только пословица, объяснения нет. | 1 |
Записано только объяснение соответствующее содержанию прочитанного рассказа. | 1 |
Пословица не выбрана. Нет объяснений или приведенные объяснения нелогичны и не соответствуют содержанию прочитанного рассказа. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Предварительный просмотр:
Анализ
диагностики метапредметных результатов по читательской грамотности во 2 «А» классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 2 класса по читательской грамотности (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, владение отдельными операциями) по итогам 1 четверти 2022-2023 учебного года.
Объект контроля: уровень читательской грамотности обучающиеся 2 класса
Методы контроля: анализ комплексной работы.
Сроки: 20 октября 2022 года.
В рамках внутришкольного контроля в октябре месяце была проведена диагностика читательской грамотности среди обучающихся 2 класса МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб».
Класс: 2 «А»
Учитель: Семибратова Е.В.
В классе: 29 человек; Выполняли: 28 человек;
В целях проверки уровня читательской грамотности была проведена комплексная работа.
Назначение работы:
- Зафиксировать уровень достижения планируемых результатов и их качество;
- Сделать выводы о продвижении детей по отношению к предыдущему уровню.
В письменной работе оценивалась сформированность трех групп умений:
- Общее. Результаты выполнения итоговой комплексной работы по классу.
- Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по итоговой комплексной работе.
- Результаты выполнения итоговой комплексной работы по отдельным заданиям. Диагностическая робота состоит из двух частей – основной (базовой) и дополнительной(повышенной). Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.
В основной части работы 6 заданий. Они направлены на оценку форсированности таких способов учебных действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Это русский язык, чтение, математика, окружающий мир.
Задания дополнительной части имеют более высокую сложность; они соотносятся с разделом «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов. Работа над этими заданиями требует от ребёнка самостоятельно открыть новое знание или умение, привлечь личный опыт и используется исключительно для дополнительного поощрения ребёнка.
В дополнительной части содержится 5 заданий, из которых второклассникам для
получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, 3 – по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе предложенного учащимся текста, по которому предлагается два варианта итоговых комплексных работ.
№ класса | Кол-во человек в классе | Кол-во учащихся, принявших участие в работе. (кол-во) | Уровень достижений (кол-во) | % успешности по классу | |||
Недостато чный | Базовый | Повышен ный | Достигли базового уровня | Достигли повышенного уровня | |||
2 «А» | 29 | 28 | 2 | 9 | 17 | 33.3 % | 60 % |
Вывод: 33.3 % (9 обучающихся) успешно справились с комплексной работой, повышенного уровня достигли 60 % (17 учащихся). Не справились с работой
6.6 % (2 уч-ся).
Показатели успешности выполнения по предметным областям
Выводы:
У учащихся 2 класса на базовом уровне сформированы умение работать с текстом,
умение находить нужную информацию. Умения объяснять значение слова сформированы на удовлетворительном уровне. Учащиеся 2 класса показали достаточный уровень сформированности таких умений: работа с текстом, умение оценивать собственное действие. Умение строить высказывание на заданную тему сформировано на удовлетворительном уровне.
Показатели успешности выполнения заданий по группам умений читательской грамотности
Выводы:
- Процент успешности выполнения заданий по группам умений читательской грамотности составляет 66 %. Это является базовым показателем читательской грамотности в целом для класса, так как класс достиг минимального порога сформированности читательской грамотности (успешность выполнения равная 50%).
- Большие затруднения вызывают у учащихся следующие умения: Умение: Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Умение: Использование информации из текста для различных целей.
Динамика результатов мониторинга по классу
Результат входящей диагностики 2 класс (2022-2023) | Результат диагностики 2 класс (2022-2023) | Динамика результатов | |
Писало | 28 уч-ся | 28 уч-ся | |
Повышенный | 15 | 17 | Положительная |
Базовый | 11 | 9 | Положительная |
Низкий | 3 | 2 | Стабильная |
Качество | 50 % | 60 % | Положительная |
Успеваемость | 93% | 93,7% | Стабильная |
Из таблицы видно, что показатели качества по читательской грамотности увеличились на 10% по сравнению с показателями входящей работы. Успеваемость остаётся стабильной и составляет 93%. Один ученик имеет низкий уровень читательской грамотности.
Рекомендации:
- Продолжить работу по формированию читательской грамотности через урочную и внеурочную деятельность.
- При подготовке к занятиям рекомендуется в качестве дидактического материала использовать тексты – источники информации, представляющие три вида ситуаций: учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач; общественная ситуация - текст с выходом на социальную активность школьника, общественные объединения (группы), участником которых являются учащиеся, а также на информацию о событиях в
стране и мире; личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.
- В качестве материала на занятии использовать в том числе и не сплошные тексты (рисунки, диаграммы, таблицы со словесными подписями, графики, карты), как вариант – сопоставление сплошных и не сплошных текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика читательской грамотности.
Спецификация диагностики читательской грамотности обучающихся 4-х классов...
Диагностика читательской грамотности
Данный материал можно использовать на уроке чтения для диагоностики читательской грамотности....
Диагностика читательской грамотности в 1 классе
В данном документе даются задания для выявления читательской грамотности учащихся 1 класса....
Диагностика читательской грамотности. 3 класс.
Диагностическая работа предназначена для того, чтобы осуществить оценку уровня овладения обучающимися 3 класса метапредметными умениями, связанными с чтением и пониманием текстов, а также с использова...
Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс
Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...
Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту 1 класс
Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту (1 класс)...
Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту 1 класс
Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту 1 класс...