Диагностика читательской грамотности во 2 классе
методическая разработка (2 класс)

Семибратова Елена Викторовна

Данная работа позволит определить уровень читательской грамотности у учащихся 2 класса. А так же приведен анализ читательской грамотности во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chgn_2_klass.docx686.75 КБ
Файл spetsifikatsiya_chg_2_klass.docx26.99 КБ
Файл analiz_diagnostika_chg_2_klass.docx101.92 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по определению читательской грамотности

для обучающихся 2- х  классов

Разработчик: Семибратова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб».

НОВЫЙ ГОЛОСОК

Три яичка лежали в гнезде чайки: два неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку!

Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос.

 Птичий нос - это и рот. Рот открылся от удивления. Ещё бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко. Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир?

Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зелёные травинки, плескали ленивые волны.

Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: "Мама!"

Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.

Чайчонок встал на дрожащие ножки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд: вода так вода!

Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвётся на клыках первой же хитрой лисы?

Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.

Покатил в жизнь пушистенький колобок.

(по Н. И. Сладкову «Лесные тайнички»)

Вариант 1. «Новый голосок»

Ученика (цы) _________________________________________________ 2 класса____

1

 Отметь знаком             книгу,  в которой может располагать прочитанный рассказ.

                                                

2

 Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

 Крылья _____________________________ распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.

3

 Найди в тексте что такое птичий нос?

Ответ:________________________________________________________________

4

 Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2,3,4.       

                               Одним голоском больше.        

            Новые ощущения.      

      Появление на свет.      

1

      Нетерпеливое яичко.

5

Как называется птенец чайки?

Ответ:________________________________________________________________

6

От чего, по мнению автора, раскрылся рот чайчонка?

Ответ:________________________________________________________________

7

Зазвучал новый голосок.  Найди в тексте предложение с соответствующей информацией и подчеркни его.

8

Перечитай абзац, отмеченный знаком.

                  Как можно озаглавить этот абзац? Отметь        верный ответ.

                               Рот открылся от удивления

            Незнакомый мир

      Птичий нос

      Жилище птенца

9

 Выпиши все названия животных  и рыб, которые встречаются в тексте.

Ответ:________________________________________________________________

10

Какое слово крикнул чайчонок от испуга?

Ответ:________________________________________________________________

 

11

 Какие чувства испытывал чайчонок при появлении на свет? Запиши не менее двух.

             Ответ: 1. _____________________________________________________________

                          2. _____________________________________________________________

                          3. _____________________________________________________________

                          4._____________________________________________________________

12

Какая из пословиц подходит к тексту?  Отметь        

                               Будь храбр по уму и по сердцу.

            Один за всех и все за одного.

      Всяк своим голосом скажется.

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.

Ответ:________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая работа по определению читательской грамотности

для обучающихся 2- х  классов

Разработчик: Семибратова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб».

НОВЫЙ ГОЛОСОК

Три яичка лежали в гнезде чайки: два неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку!

Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос.

 Птичий нос – это и рот. Рот открылся от удивления. Ещё бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко. Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир?

Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зелёные травинки, плескали ленивые волны.

Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: "Мама!"

Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.

Чайчонок встал на дрожащие ножки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд: вода так вода!

Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвётся на клыках первой же хитрой лисы?

Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.

Покатил в жизнь пушистенький колобок.

(по Н. И. Сладкову «Лесные тайнички»)

Вариант 2. «Новый голосок»

Ученика (цы) ___________________________________________ 2 класса____

1

 Отметь знаком             книгу,  в которой может располагать прочитанный рассказ.

                            

2

 Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

Чайчонок упёрся лапками в пол, _____________________________, нажал, и скорлупа расселась.

3

 Найди в тексте, сколько яичек лежало в гнезде?

Ответ:___________________________________________________________

4

 Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2,3,4.       

                               Появление на свет.      

1

            Нетерпеливое яичко.

      Одним голоском больше.        

      Новые ощущения.      

5

Как называется птенец чайки?

Ответ:___________________________________________________________

6

Какой голос, по мнению автора, был у чайчонка?

Ответ:___________________________________________________________

7

Скорлупа расселась.  Найди в тексте предложение с соответствующей информацией и подчеркни его.

8

Перечитай абзац, отмеченный знаком.

                  Как можно озаглавить этот абзац? Отметь        верный ответ.

                               Новые звуки

            Нос открылся от удивления

      Гнездо

      Незнакомый мир

9

 Выпиши все названия рыб и животных, которые встречаются в тексте.

Ответ:___________________________________________________________

10

Почему чайчонок громко, во всё горло крикнул: "Мама!"?

Ответ:___________________________________________________________

11

 Какие чувства испытывал чайчонок при появлении на свет? Запиши не менее  двух.

             Ответ: 1. ________________________________________________________

                          2. ________________________________________________________

                          3. ________________________________________________________

                          4.________________________________________________________     

     

12

Какая из пословиц подходит к тексту?  Отметь        

                               Будь храбр по уму и по сердцу.

            Один за всех и все за одного.

      Всяк своим голосом скажется.

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.

Ответ:___________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы  для 2 класса

по определению читательской грамотности

Разработчик: Семибратова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб»

1.Назначение проверочной работы

Проверочная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания курса литературного чтения за второй класс общеобразовательной школы и выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Условия проведения проверочной работы

Для выполнения заданий нужна ручка, линейка, простой карандаш.

Дополнительное оборудование и материалы не требуются.

Ответы учащиеся записывают в контрольно - измерительных материалах.

3.Время выполнения проверочной работы

Время выполнения проверочной работы – 45 минут.

Содержание и структура проверочной работы

Работа составлена в двух вариантах.

Проверочная работа включает в себя 12 заданий: 2 задания  с выбором одного верного ответа из предложенных; 2 задания с кратким ответом; 1 задание включает в себя выбор одного верного ответа из предложенных и задание с кратким ответом;  7 заданий с развернутым ответом.

В Таблице 1 представлено распределение заданий по разделам содержания курса литературного чтения.

Таблица 1

№ п.п.

Раздел содержания

Количество заданий

1

Виды речевой и читательской деятельности

9

2

Литературоведческая пропедевтика

3

ИТОГО:

12

  1. Система оценки выполнения диагностической работы

Каждое верно выполненное задание № 1–8, 10 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал ответ, полностью совпадающий с эталоном.

Задания № 9, 11, 12 оцениваются в соответствии с критериями.

Максимальный балл за каждое из этих заданий составляет 2 балла.

За выполнение заданий, оцениваемых одним баллом, выставляется 1 балл за полный верный ответ и 0 баллов за неверный ответ. За выполнение заданий, оцениваемых в два балла, в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Эти задания считаются выполненными, если учащийся получает за них хотя бы один балл.

Максимальный суммарный балл за всю работу – 15.

План диагностической работы  для 2 класса

по определению читательской грамотности

Условные обозначения для типов заданий: ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде слова), РО – развёрнутый ответ (в виде одного или нескольких предложений).

зада ния

Раздел содержания курса

Контролируемые элементы содержания

Тип

задания

Макс. балл

1

Литературоведческая пропедевтика

Различение художественных произведений разных жанров (рассказ, басня, сказка, прибаутка, потешка)

ВО

1

2

Виды речевой и читательской деятельности

Нахождение в тексте требуемой информации (конкретные сведения, факты, описания),

заданной в явном виде

КО

1

3

Определение главной мысли,

основного содержания текста

РО

1

4

Определение основных событий

и восстановление их последовательности

КО

1

5

Определение главной мысли,

основного содержания текста

РО

1

6

Определение главной мысли,

основного содержания текста

РО

1

7

Определение главной мысли,

основного содержания текста

РО

1

8

Подбор заголовка,

соответствующего содержанию и общему смыслу текста

ВО

1

9

Определение героев

произведения

РО

2

10

Нахождение в тексте требуемой информации (конкретные сведения, факты, описания),

заданной в явном виде

РО

1

11

Литературоведческая

пропедевтика

Формулировка простых выводов с опорой на содержание текста; нахождение подтверждающих аргументов.

РО

2

12

Понимание информации, представленной в неявном виде, установка связей, отношений, невысказанных в тексте напрямую.

ВО

РО

2

В комплект работы входит спецификация диагностической работы для 2 класса, ответы,  диагностическая работа (в двух вариантах).

Если учащийся получает за выполнение всей работы 15 баллов, то он достиг базового уровня овладения универсальными учебными действиями по работе с информацией и чтению.

Рекомендованные уровни ЧГ норма

недостаточный–выполнено менее 30% заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл);

пониженный–30-49% выполнения всей работы;

базовый –50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;

повышенный – выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы.

Ответы к диагностической работе для 2 класса по определению читательской грамотности (ЧГн).

Вариант 1

Ответы к заданиям с кратким ответом и с выбором ответа

Указанные в ответах цифры соответствуют порядку следования ответов в заданиях

Номер задания

Ответ

Балл

1

3

1

2

Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод

1

3

Птичий нос - это и рот

1

4

4231

1

5

Чайчонок

1

6

Рот открылся от удивления

1

8

2 (Незнакомый мир)

1

10

Мама

1

Критерии оценивания заданий

с развёрнутым ответом и с кратким ответом

7

Элементы верного ответа

В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок 

Примечание.

Если предложение подчёркнуто не полностью, то ответ считается верным.

Критерии оценивания

Баллы

Подчёркнуто верное предложение

1

Подчёркнуто неверное предложение или задание не выполнено

0

Максимальный балл

1

9

Элементы верного ответа

Щука, выдра, лиса

Критерии оценивания

Баллы

Выписаны верно три - два названия и никакие другие

2

Выписано одно верное название, неверные названия не выписаны

1

Другие варианты ответа

0

Максимальный балл

2

11

Элементы верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Ответ:

Чувство испуга.

Чувство удивления.

Чувство тревоги.

Чувство уверенности

Примечания.

Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста. Возможны другие варианты ответа, позволяющие сделать вывод о формировании мнения учащегося, соответствующего содержанию прочитанного рассказа.

Критерии оценивания

Баллы

Задание выполнено верно: записано не менее двух чувств, соответствующие содержанию прочитанного рассказа

2

Объяснение сформулировано нечётко, приведена только одна

характеристика

1

Задание не выполнено, чувства не записаны соответствующие содержанию прочитанного рассказа

0

Максимальный балл

2

12

Элементы верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Ответ:

Пословица выбрана, т.е. отмечена Х

Примечания.

Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста.

Далее приведено пояснение, согласно выбранной пословицы.

Критерии оценивания

Баллы

Задание выполнено верно:  пословица выбрана, т.е. отмечена Х.

объяснение чётко сформулировано и соответствует содержанию текста.

2

Выбрана только пословица, объяснения нет.

1

Записано только объяснение соответствующее содержанию прочитанного рассказа.

1

Пословица не выбрана. Нет объяснений или приведенные объяснения нелогичны и не соответствуют содержанию прочитанного рассказа.

0

Максимальный балл

2

Ответы к заданиям с кратким ответом и с выбором ответа

Вариант 2.

Указанные в ответах цифры соответствуют порядку следования ответов в заданиях

Номер задания

Ответ

Балл

1

2

1

2

Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась.

1

3

3

1

4

3142

1

5

Чайчонок

1

6

Робок и тих, или как писк комара

1

8

4 (Незнакомый мир)

1

10

От испуга (испугался)

1

Критерии оценивания заданий

с развёрнутым ответом и с кратким ответом

7

Элементы верного ответа

Чайчонок упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Примечание.

Если предложение подчёркнуто не полностью, то ответ считается верным.

Критерии оценивания

Баллы

Подчёркнуто верное предложение

1

Подчёркнуто неверное предложение или задание не выполнено

0

Максимальный балл

1

9

Элементы верного ответа

Щука, выдра, лиса

Критерии оценивания

Баллы

Выписаны верно три - два названия и никакие другие

2

Выписано одно верное название, неверные названия не выписаны

1

Другие варианты ответа

0

Максимальный балл

2

Элементы верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Ответ:

Чувство испуга.

Чувство удивления.

Чувство тревоги.

Чувство уверенности

Примечания.

Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста. Возможны другие варианты ответа, позволяющие сделать вывод о формировании мнения учащегося, соответствующего содержанию прочитанного рассказа.

Критерии оценивания

Баллы

Задание выполнено верно: записано не менее двух чувств, соответствующие содержанию прочитанного рассказа

2

Объяснение сформулировано нечётко, приведена только одна

характеристика

1

Задание не выполнено, чувства не записаны соответствующие содержанию прочитанного рассказа

0

Максимальный балл

2

11

12

Элементы верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Ответ:

Пословица выбрана, т.е. отмечена Х

Примечания.

Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста.

Далее приведено пояснение, согласно выбранной пословицы.

Критерии оценивания

Баллы

Задание выполнено верно:  пословица выбрана, т.е. отмечена Х.

объяснение чётко сформулировано и соответствует содержанию текста.

2

Выбрана только пословица, объяснения нет.

1

Записано только объяснение соответствующее содержанию прочитанного рассказа.

1

Пословица не выбрана. Нет объяснений или приведенные объяснения нелогичны и не соответствуют содержанию прочитанного рассказа.

0

Максимальный балл

2



Предварительный просмотр:

Анализ

 диагностики метапредметных результатов по читательской грамотности во 2 «А» классе

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 2 класса по читательской грамотности (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, владение отдельными операциями) по итогам 1 четверти 2022-2023 учебного года.

Объект контроля: уровень читательской грамотности обучающиеся 2 класса

Методы контроля: анализ комплексной работы.

Сроки: 20 октября 2022 года.

В рамках внутришкольного контроля в октябре месяце была проведена диагностика читательской грамотности среди обучающихся 2 класса МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб».

Класс: 2 «А»

Учитель: Семибратова Е.В.

  В классе: 29 человек; Выполняли: 28 человек;

В целях проверки уровня читательской грамотности была проведена комплексная работа.

Назначение работы:

  1. Зафиксировать уровень достижения планируемых результатов и их качество;
  2. Сделать выводы о продвижении детей по отношению к предыдущему уровню.

В письменной работе оценивалась сформированность трех групп умений:

  1. Общее. Результаты выполнения итоговой комплексной работы по классу.
  2. Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по итоговой комплексной работе.
  3. Результаты выполнения итоговой комплексной работы по отдельным заданиям. Диагностическая робота состоит из двух частей – основной (базовой) и дополнительной(повышенной). Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы 6 заданий. Они направлены на оценку форсированности таких способов учебных действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Это русский язык, чтение, математика, окружающий мир.

Задания дополнительной части имеют более высокую сложность; они соотносятся с разделом «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов. Работа над этими заданиями требует от ребёнка самостоятельно открыть новое знание или умение, привлечь личный опыт и используется исключительно для дополнительного поощрения ребёнка.

В дополнительной части содержится 5 заданий, из которых второклассникам для

получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, 3 – по своему выбору.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе предложенного учащимся текста, по которому предлагается два варианта итоговых комплексных работ.

№ класса

Кол-во человек в классе

Кол-во учащихся, принявших участие в работе.

(кол-во)

Уровень достижений (кол-во)

% успешности по классу

Недостато чный

Базовый

Повышен ный

Достигли

базового уровня

Достигли повышенного уровня

2 «А»

29

28

2

9

17

33.3 %

60 %

Вывод: 33.3 % (9 обучающихся) успешно справились с комплексной работой, повышенного уровня достигли 60 % (17 учащихся). Не справились с работой

6.6 % (2 уч-ся).

Показатели успешности выполнения по предметным областям

Выводы:

У учащихся 2 класса на базовом уровне сформированы умение работать с текстом,

умение находить нужную информацию. Умения объяснять значение слова сформированы на удовлетворительном уровне. Учащиеся 2 класса показали достаточный уровень сформированности таких умений: работа с текстом, умение оценивать собственное действие. Умение строить высказывание на заданную тему сформировано на удовлетворительном уровне.

Показатели успешности выполнения заданий по группам умений читательской грамотности

Выводы:

  1. Процент успешности выполнения заданий по группам умений читательской грамотности составляет 66 %. Это является базовым показателем читательской грамотности в целом для класса, так как класс достиг минимального порога сформированности читательской грамотности (успешность выполнения равная 50%).
  2. Большие затруднения вызывают у учащихся следующие умения: Умение: Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Умение: Использование информации из текста для различных целей.

Динамика результатов мониторинга по классу

Результат входящей диагностики 2 класс

(2022-2023)

Результат диагностики 2 класс

(2022-2023)

Динамика результатов

Писало

28 уч-ся

28 уч-ся

Повышенный

15

17

Положительная

Базовый

11

9

Положительная

Низкий

3

2

Стабильная

Качество

50 %

60 %

Положительная

Успеваемость

93%

93,7%

Стабильная

Из таблицы видно, что показатели качества по читательской грамотности увеличились на 10% по сравнению с показателями входящей работы. Успеваемость остаётся стабильной и составляет 93%. Один ученик имеет низкий уровень читательской грамотности.

Рекомендации:

  1. Продолжить работу по формированию читательской грамотности через урочную и внеурочную деятельность.
  2. При подготовке к занятиям рекомендуется в качестве дидактического материала использовать тексты – источники информации, представляющие три вида ситуаций: учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач; общественная ситуация - текст с выходом на социальную активность школьника, общественные объединения (группы), участником которых являются учащиеся, а также на информацию о событиях в

стране и мире; личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.

  1. В качестве материала на занятии использовать в том числе и не сплошные тексты (рисунки, диаграммы, таблицы со словесными подписями, графики, карты), как вариант – сопоставление сплошных и не сплошных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика читательской грамотности.

Спецификация диагностики читательской грамотности обучающихся 4-х классов...

Диагностика читательской грамотности

Данный материал можно использовать на уроке чтения для диагоностики читательской грамотности....

Диагностика читательской грамотности в 1 классе

В данном документе даются задания для выявления читательской грамотности учащихся 1 класса....

Диагностика читательской грамотности. 3 класс.

Диагностическая работа предназначена для того, чтобы осуществить оценку уровня овладения обучающимися 3 класса метапредметными умениями, связанными с чтением и пониманием текстов, а также с использова...

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...

Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту 1 класс

Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту (1 класс)...

Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту 1 класс

Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту 1 класс...