русский язык Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 4 класс
материал
Предварительный просмотр:
План-конспект внеурочного занятия
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 15.04.2022 г.
Время: 8:15-9:00
Место: МАОУ СОШ №5 города Черняховска им. И. Д. Черняховского, кабинет №26
Класс: 4 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Цель: организация деятельности обучающихся для обобщения знаний о зимующих птицах.
Образовательные: способствовать формированию знаний детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, связной устной и письменной речи, памяти, коммуникативных навыков.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, бережное отношение к окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала занятия.
1) Приветствие.
У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Павловна и Маргарита Александровна и сегодня занятие проведу у вас я.
2) Проверка готовности к занятию
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.
У: Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наше занятие.
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: Ребята, я вчера случайно нашла кое-что интересное, пока шла домой. Но, чтобы вы поняли о чем идёт речь, послушайте загадку.
К нам пришло письмо одно,
Очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
Кто расхаживал по снегу?
О: Речь идёт о следах.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Разберёмся, кто же оставил следы на снегу. Отгадаем заагадку
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это -...
О: Птицы.
У: Верно. А как мы можем назвать птиц, которые не улетают замой, а остаются с нами?
О: Зимующие.
III. Открытие темы урока. Целеполагание.
У: Попробуем составить тему нашего занятия.
О: День зимующих птиц.
У: Молодцы.
У: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами.
15 января в России отмечают день зимующих птиц.
Учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.
О: Первый обучающийся
Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
У: Какая погода бывает зимой?
О: Морозная, холодная.
2 ученик.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
У: Почему беспокойно за птиц?
О: Им холодно, они мёрзнут.
3 ученик.
Поможем!
Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
У: Как можно спасти птиц от холода?
О: Их нужно кормить.
У: Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
О: Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.
У: Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.
Игра “Узнай птицу” (учитель диктует описание, обучающиеся слушают и отгадывают).
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу.
Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое.
У: Птицы - это песнь и полет, птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов от вредных насекомых, птицы - это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи, песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись.
У: В старину по птицам люди замечали разные приметы, и до наших дней дошли народные приметы и пословицы.
У: У каждого из вас конверт лежит на парте. Работа в парах. Ваша задача соединить примету и её начало.
Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
Воробьи перелетают с места на место – перед сильным морозом или ветром.
Синица с утра начинает пищать – жди мороза.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза
Голуби прячутся - к ненастью.
Сорока скачет на доме больного - к выздоровлению.
Конкурс «Собери пословицу о птицах»
У: У каждой группы лежат разбросанные слова, ваша задача собрать правильно пословицу.
1 группа: Лес без леса и птицы без птиц не живут.
(Лес без птиц и птицы без леса не живут)
2 группа: Клювом птица всякая своим сыта.
(Всякая птица своим клювом сыта.)
3 группа: Хвалит кулик каждый болото свое.
(Каждый кулик свое болото хвалит).
4 группа: Синица лучше руках в журавль чем небе в
( Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
У: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
О: Ответы обучающихся.
У: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
У: Ребята, исходя из нашего разговора, была составлена памятка.
Памятка “Главные правила при подкормке птиц”
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
У: Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Проверим.
Конкурс «Угощение для птиц»
1. В кормушку положить корм, дети с завязанными глазами должны узнать что это?(с каждой группы по одному человеку)
2. Каждой команде предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
Игра “Кто прилетит в кормушку?”
Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.
IV. Закрепление.
Игра “Составь картинку”.
Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице.
Послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает Хвостова Полина и подумайте, о чем оно.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
У: О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?
О: Ответы обучающихся.
У: А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.
Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!
V.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Мы должны вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Просмотр видеоролика о зимующих птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/15/picture-19261.jpg)
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустну...
Из сочинений по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи. Творческие работы учащихся по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-382841-1389823885.jpg)
Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 3 класс. Презентация
В презентации подобран материал, который поможет учителю провести урок по развитию речи учащихся на основе восприятия произведения И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-442238-1416729000.jpg)
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-174911-1359971303.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка содержит краткую биографическую справку о художнике.Работа по вопросам по репродукции картины помогают ученикам лучше понять замысел художника. В презентации также с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-913067-1491563041.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 4 классе для подготовки написания сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".
В данной презентации подобран необходимый материал для обсуждения картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь". Указаны этапы составления плана с использованием опорных слов....
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская Лазурь” 2 класс
Из опыта работы. Письмо сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Предварительно велась подготовка по рассматриванию, отбору материала по картине, далее письмо сочинения. На ур...