русс яз «Абзац» 2 кл
материал
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа XXI века», 2 класс
(Учебник «Русский язык» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И стр. 75-76)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 20.04.2022
Время: 10:10-10:55
Место: МАОУ «СОШ №5 им. И.Д. Черняховского»
Класс: 2 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Абзац»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, усвоения и закрепления знаний и умений о абзаце.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений об абзаце, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать абзац, находить абзацы в тексте, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности, развивать навык сотрудничества
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: распознают абзацы в тексте, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И стр. 75-76
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Ребята, начинаем урок русского языка.
Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодится!
У: Почему же на уроке запрещается лениться, болтать и крутиться?
О: Запрещается лениться, болтать и крутиться, потому что можно не усвоить материал, пропустить информацию.
У: Правильно, именно поэтому мы должны лишь учиться и трудиться.
II. Актуализация умений и знаний.
- Минутка чистописания.
У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: Посмотрите на доску.
(оо, аа, ее, ии)
(бп, вф, гк, жш, дт)
У: Что можете сказать об этих буквах на 1-ой строке?
О: Буквы гласных звуков.
У: Что можем сказать о буквах на 2-ой строке?
О: Парные согласные.
У: Где они нам встречаются?
О: В словах.
У: Что есть в словах? Многие слова мы пишем, применяя правило, значит в них есть…
О: Орфограммы.
У: Что такое орфограмма?
О: Написание по правилу. (Опасное место в слове)
У: В каких орфограммах встречаются буквы 1-ой строки?
О: Безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением (словарные слова) и безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.
У: В каких орфограммах встречаются буквы 2-ой строки?
О: Парный согласный по звонкости-глухости.
У: Есть орфограммы, которые не можем проверить?
О: Да, слова нужно запомнить – словарные слова.
У: Выполним словарную работу. Отгадайте загадку.
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…
О: Мороз
У: Правильно, что это за слово?
О: Это словарное слово
У: Выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму.
У: Посмотрите на картинку. Кто это?
О: Это заяц
У: Верно, выходи к доске, записывай слово, ставь ударение, выделяй орфограмму. Остальные на своих рабочих местах в тетрадях.
У: Посмотрите на картинку. Что за слово тут спрятано?
О: Иней – это словарное слово.
У: Молодец, выходи к доске, записывай, ставь ударение, выделяй орфограмму, остальные на своих рабочих местах в тетрадях.
У: Что это за слово?
О: Ветер – это словарное слово.
У: Молодец, выходи к доске, записывай, ставь ударение, выделяй орфограмму, остальные на своих рабочих местах в тетрадях.
У: Внимательно послушайте и скажите, кого я описала.
О: Ворона – это словарное слово.
У: Выходи к доске, записывай слово, ставь ударение, выделяй орфограмму.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: (На доске разбросаны буквы ЦАЗБА)
-Посмотрите, какое слово спряталось?
О: Абзац.
У.: Верно. Запишите его в тетрадь. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
О.: Тема нашего урока «Абзац».
У.: Молодцы. Но, прежде чем мы продолжим, определите цель нашего урока?
О.: Узнать что такое абзац и для чего он нужен в тексте.
У.: Верно, это и будет целью нашего урока.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Восприятие
Работа с учебником. Стр.75 упр.1
У.: Откройте учебник на странице 75. Прочитайте упражнение №1.
-Прочитай. Какой текст читается легче? Как ты думаешь, почему один и тот же текст напечатали по-разному?
У.: Что вы должны сделать?
О.: Мы должны определить, какой текст читается легче, и почему.
У.: Верно. Прочитай первый текст.
О.: (читает)
У.: Прочитай второй текст.
У.: Скажите, какой текст читается легче?
О.: Второй текст читается легче.
У.: Почему?
О.: Потому что он разделён на части.
У.: Верно. Из скольких частей состоит второй текст? Как вы это узнали?
О.: Второй текст состоит из трёх частей. Он разделён красной строкой (абзацем).
Осмысление
У.: Верно. Прочитайте правило внизу страницы. Как вы его понимаете?
О.: Текст может состоять из нескольких смысловых частей - абзацев. Абзац пишется с красной строки.
У.: Какой вывод можно сделать?
О.: Новый абзац всегда пишется с красной строки.
У.: Верно. Как вы думаете, почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей?
О.: (Предполагают)
У.: (Сделать распечатки с буквами). Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов - черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.
Красная строка – значило красивая строка. Цвет, словом красный стали обозначать позже.
Запоминание
У.: Теперь спишите второй текст, соблюдая красную строку. Спину держим ровно, стараемся писать аккуратно, каллиграфическим почерком.
(Оценивать за списывание текста тех, кто выполнит первее. Без ошибок - 5, 1-2 ошибки - 4, 3 ошибки - 3)
V. Физминутка
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Применение
Работа по учебнику. Стр. 76. Упр.2
У.: Прочитайте упражнение №2. Что вы должны сделать?
О.: (Ответы обучающихся)
У.: Читаем текст цепочкой.
О.: (Читают).
У.: Можно ли сказать, что он состоит из двух частей?
О.: Да, можем.
У.: Почему?
О.: Потому что в тексте два абзаца.
У.: Можно ли сказать, что в каждой части текста высказывается новая мысль?
О.: Да.
У.: Попробуй одним предложением или ключевым словом выразить основную мысль каждого абзаца.
О.: Ленивая девочка. Земляника.
У.: Верно. Теперь озаглавим текст. Как его можно назвать?
О.: Вкусная ягода - земляника.
У.: Запишите заголовок. Как пишем заголовок?
О.: По середине строки с заглавной буквы.
У.: Верно. Запишите.
- Какие ключевые слова или предложения есть в каждом абзаце?
О.: Вкусная и полезная ягода земляника.
У.: Верно. Выйди к доске, запиши. Остальные записывают в тетрадь.
У.: Какое следующее предложение или ключевое слово?
О.: Маленькая девочка ленилась собирать ягоды.
У.: Молодец. Выйди к доске, запиши. Остальные записывают в тетрадь.
У.: Какое последнее предложение или ключевое слово?
О.: Землянику непросто собирать.
У.: Верно. Выйди к доске, запиши. Остальные записывают в тетрадь.
VII. Итог урока. Рефлексия
У: Пришло время подвести итоги. Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?
О: С темой абзац.
У: Верно. Какую цель мы ставили?
О.: Познакомиться с абзацем и узнать для чего он нужен в тексте.
У.: Достигли ли мы её?
О: Да.
У: Молодцы. Сейчас я вам раздам сигнальные карточки. Ваша задача, если ответ «да» на мой вопрос - поднять зелёную карточку. Если ответ «нет» - поднять красную.
- Мне был интересен урок.
- Мне было легко справляться с заданиями.
- Я хорошо усвоил материал.
У: Отлично. Спасибо за урок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Составление текста из абзацев" УМК «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка «Составление текста из абзацев» проводится во 2 классе. Тема изучается в рамках уроков блока «Развитие речи». На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Общая цель обуче...
Урок русского языка. 2 класс. "Последовательность абзацев. Составление текста по абзацам".
Конспект урока русского языка. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока "Последовательность абзацев. Составление текста по абзацам". К конспекту прилагает...
Абзац. Последовательность абзацев
Презентация к уроку...
Урок русского языка 2 кл по теме "Абзац"
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Начальная школа 21 века...
Конспект урока на тему: Абзац
Абзац - смысловая часть текста....
Конспект урока русского языка «Абзац. Учимся выделять абзацы» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Абзац. Учимся выделять абзацы». Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятиях «абзац», «красная строка»; развитие умения выделять абзацы в тексте...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Последовательность абзацев в тексте. Деление текста на абзацы" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний обучающихся о тексте и развитие умения делить текст на абзацы и определять их последовательность.Задачи урокаПланируемы...