окр мир Тундра. Гербарий «Растения тундры». 4 кл
материал
Предварительный просмотр:
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока окружающего мира
в 4 «Б» классе
обучающейся 23-шк группы
Малевской Виолетты Сергеевна
20.10.21 г.
Консультация учителя________________
Консультация методиста _______________
УМК: «Школа России» 4 класс
( Плешакова А.А. Окружающий мир, 4 класс 1 ч. стр. 84)
Организационно- деятельностный компонент:
Дата: 20.10.21 г.
Время: 8:30-9:15
Место: МАОУ «СОШ №4 города Черняховска», кабинет № 10
Класс: 4 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Тундра. Гербарий «Растения тундры».
Тип урока: Комбинированный.
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления и представления о природной зоне - тундре, ознакомить учащихся с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
Задачи:
Образовательные: формировать знания учащихся о природной зоне - тундре, систематизировать и обобщить знания по теме; дать представление об особенностях тунрды, животном и растительном миром этой зоны, экологических связях, использовании ресурсов тундры человеком, умение находить и показывать ее на карте;
Развивающие: развить умение работать в парах, группах, пользоваться учебной литературой, справочниками; расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы; развивать познавательный интерес, речь, память; умение ориентироваться по карте.
Воспитательные: воспитать интерес к тундре, животному и растительному миру этой зоны; воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, к природной зоне - тундре, новому учебному материалу, логическому мышлению, вниманию, воображению, памяти, развитию речи;
формированию любви к своей стране, выражающейся в интересе к еȅ природе, сохранение объектов природного наследия.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: умение осознавать познавательную задачу и стремиться её решить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, читать, извлекая нужную информацию.
Формирование регулятивных УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.
Предметные: формировать умение находить и показывать на карте природную зону – тундру, уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; формировать уважительное отношения к России.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы: учебник по окружающему миру, презентация, проектор.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У.: Доброе утро, ребята! Меня зовут Виолетта Сергеевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли готово у вас к уроку? Сохраняйте порядок на рабочем столе.
- Молодцы! Вижу, что вы готовы. Теперь садитесь.
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: - Ребята, начинаем урок окружающего мира. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
У.: О чём это стихотворение?
О.: О России, о великой державе.
У.: Правильно. Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
У: Кто готов помогать друг другу?
У: Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?
У: Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
Повторение пройденного материала.
У.: Какое большое путешествие мы начали на прошлом уроке?
О.: Мы начали путешествовать по природным зонам России.
У.: С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
О.: Познакомились с зоной арктических пустынь.
У.: Верно, теперь, чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока, мы с вами выполним тесты в сборниках на стр. 19-20.
О.:(Каждый ученик самостоятельно выполняет).
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
- Введение в тему
У.: Молодцы. Закройте сборники и уберите на край стола. Ребята,
Новая природная зона приглашает нас –
Снова в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
а | р | к | т | и | к | а | ||
т | у | п | и | к | ||||
в | р | а | н | г | е | л | я | |
л | е | д | ||||||
в | о | д | о | р | о | с | л | и |
с | а | й | к | а |
1) Короткое название ледяной зоны.
2) Птица с необычно красивым клювом.
3) Название острова, на котором расположен заповедник?
4) Арктика – это снег и ….
5) Растения, живущие в толще воды.
6) Вид рыбы, обитающей в северных морях.
У.: Итак, название природной зоны, по которой мы будем сегодня путешествовать называется ….
О.: Тундра.
У.: Верно. Скажите, какая цель урока в связи с темой?
О.: Познакомиться с тундрой, её климатическими особенностями, растительным и животным миром.
У.: Молодцы. Что мы будем делать для достижения этой цели?
О.: Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, рассуждать, отвечать на вопросы, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
У.: Отлично. Отправляемся в экспедицию.
Работа по карте.
У.: Цель нашей экспедиции?
О.: Посетить тундру.
У.: Верно. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту.
О.: Она протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей.
У.: Посмотрите какого цвета зона арктических пустынь и зона тундры. Почему они показаны разным цветом? Как расположена зона тундры?
О.: Они показаны разным цветом, потому что тундра находится южнее арктических пустынь.
У.: Верно. Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Как вы понимаете слово бесплодная?
О.: Бесплодная, значит одинокая, пустая.
У.: Расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
О.: Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега.
У.: Правильно. Значит, мы должны сегодня выяснить, действительно ли тундра бесплодная?
Физминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Работа в группах
- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. Каждая группа должна будет записать в тетрадь относящийся к ней вопрос и ответить на него.
-Ботаники, используют гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (стр. 85, 88), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы.
1)Какие растения растут в тундре?
2)Как растения приспосабливаются к жизни?
- Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (стр. 86-90), ответьте на вопросы.
1)Какие животные обитают в тундре?
2)Как они приспосабливаются к жизни?
* Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
* Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
* Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
- Экологи, пользуясь учебником (стр. 90-92), ответьте на вопросы.
1)Основные занятия населения тундры.
2)Экологические проблемы тундры.
3)Охрана природы тундры.
Первичное закрепление.
Сообщение учащихся
БОТАНИКИ
В тундре растет (мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива). Все растения (низкорослые). Мох ягель – (пища северных оленей). Клюква – (стелющийся) кустарник. Растет на (болотах). Имеет (небольшие) листочки, (красные) ягоды. Ягоды и листья остаются на (зиму). Карликовая береза имеет (невысокий изогнутый) ствол, листья (небольших) размеров, (небольшие) корни. Растения стараются (прижаться) к земле, там (теплее), а зимой снег (закроет) их полностью и (защитит от морозов).
- Итак, какие растения в тундре? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья).
ЗООЛОГИ
Постоянно живут в тундре (белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки). Летом прилетают (журавли, гуси, лебеди, кулики). В тундре много (комаров) и (мошек). Белая куропатка – (растительноядная) птица, меняет оперение в зависимости от (времени года), летом ее оперение (бурое), а зимой (белое). Белая сова – (хищная) птица, оперение всегда (белое), хорошо защищает от (холода), потому что (плотное). Питается (леммингами) и (куропатками). Песец – (хищник). Питается (леммингами). Дикий северный олень – низкорослое (животное), травоядное – питается (мхом ягелем). Копыта (раздвоенные), чтобы не (проваливаться) в снег и выкапывать (мох) из-под снега.
У.: Скажите, как приспособились к жизни представители животного мира тундры?
О.: У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей густой мех.
У.: Почему же в тундре все растения низкорослые, стелются по земле небольшие корни и маленькие листочки? Почему у зверей густой мех, у птиц густое оперение? Какой в тундре климат?
О.: Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
У.: Что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая?
О.: Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остается.
У.: По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажна или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50С), прохладное короткое лето.
ЭКОЛОГИ
Основное занятие коренного населения тундры – (оленеводство). Ведется добыча (полезных ископаемых) – (нефти) и (газа). В тундре возникли (экологические) проблемы:
1) разрушается поверхность почвы гусеницами (тракторов) и (вездеходов), гибнут (растения);
2) местность загрязняется (нефтью) во время ее (добыч);
3) незаконная охота – (браконьерство);
4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей (не всегда вовремя перегоняют на другие места).
Природные богатства тундры взяты под (охрану), созданы (заповедники). Под особую охрану взяты (редкие) животные – (белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет)
У.: Ответьте, что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
О.: Нужно запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
У.: Молодцы. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
У.: Теперь, исходя из полученных новых знаний, составьте схему питания с животными, представленными на слайде, характерную для тундры и запишите её в тетрадь. (лемминг – песец – волк). Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли выполнили задание.
У.: Рассмотрите знаки. (каждый отдельно представлен на слайде) Подумайте, какие экологические проблемы они отражают?
О.: 1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, т.к. оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота – браконьерство.
У.: А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы?
О.: (ответы обучающихся).
V. Итог урока.
- Итак, скажите, наша гипотеза о том, что тундра бесплодна подтвердилась? Почему?
- Какой климат в тундре?
- Какие растения в тундре?
- Как приспособились животные в тундре?
- Какова была цель урока?
- На все ли, поставленные в начале урока, вопросы мы с вами ответили?
- Где можем применить новые знания?
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке:
- если я все понял и могу объяснить другу, то я ставлю себе «5».
- если я не могу объяснить другу, то я ставлю себе «4».
- если нужна помощь учителя, то я ставлю себе «3»
Домашнее задание
Учебник стр.93 №2. Краткая характеристика зоны тундры по плану на стр.71.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь коренного населения тундры
Презентация к уроку окружающего мира ...
Конспект открытого урока по окружающему миру: "Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры"
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"...
Растения тундры - презентация 4 кл
презентацию подготовил ребенок для урока окружающего мира в 4 кл...
Проект урока: «Тундра. Природа тундры»
Цель: продолжить развитие основных естественно-научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы...
Реферат "Растения тундры"
о растениях тундры Ненецкого АО...
Урок географии в 7 классе по теме "Природа тундры. Растительный и животный мир тундры."
Природа тундры. Растительный и животный мир тундры....
Растения и животные тундры.
Статья рассказывает о растения и животных тундры....