литература? Русская народная сказка «Лиса и тетерев» 2 кл
материал
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
УМК «Школа России» 2класс
(Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. "Литературное чтение 2 класс 1 часть стр.39)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:2
Целевой компонент урока:
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, осмысления, понимания идейного содержания и специфики русской народной сказки «Лиса и тетерев», умения давать характеристику сказочным героям, определения жанровых особенностей данного произведения.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения анализировать русские народные сказки, понимать смысл сказки и определять тему, идейное содержание, давать характеристику героев, определять жанровые особенности русской народной сказки «Лиса и тетерев».
Образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления ; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность); развитию вязанной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности сказки, развитию читательской самостоятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: дружелюбия, доброты и зло
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Содержательный компонент урока:
- Организация начала урока.
1)Приветствие
-Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Павловна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2)Проверка готовности к уроку
-Проверьте все ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.
-Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3)Мотивация к учебной деятельности
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.
(Слайд 2)
- Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).
- Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)
(Слайд 3)
- Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».
- Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).
- Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
(Слайд 4)
- Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
Чёрно-белая окраска,
Над глазами брови красны,
Петухами заливаются,
«Булькают», играются! (Тетерев)
- Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся). (Слайд 5)
(Слайд 6)
- Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».
- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).
- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)
- Какая в них лиса? (Ответы детей)
Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса - главный герой.
(Слайд 7)
- А сказка называется … (Лиса и тетерев)
- Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)
II. Ориентировочный этап.
(Слайд 8)
- Давайте познакомимся с планом на урок.
1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»
2. Учиться анализировать текст
3. Учиться находить главную мысль
4. Учиться работать с текстом
5. Учиться читать текст по ролям
III. Поисково-исследовательский этап.
(Слайд 9)
- Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).
(Слайд 10)
- Понравилась ли вам сказка?
- Какое настроение вызывает эта сказка?
- О чем вы думали, когда читали сказку?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Кто из героев вам понравился больше? Объясните.
(Слайд 11)
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
(Слайд 12)
- Прочитаем сказку по цепочке.
(Слайд 13)
- Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.
IV. Практический этап.
(Слайд 14)
- Найдите этот эпизод в тексте.
- Найдите, как лиса называет тетерева.
- Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
- Охарактеризуйте лису и тетерева.
(Слайд 15)
- Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
- Давайте прослушаем аудиоматериал выразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».
(Слайд 16)
- Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса - …, тетерев - …, автор - …)
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Тест в презентации.
- Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки (базовый уровень).
Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы, мальчики от лица тетерева (повышенный уровень).
Сказка «Лиса и тетерев»
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Русская народная сказка "Лиса и Тетерев".
Презентация. Русская народная сказка "Лиса и Тетерев"....
ТЕСТ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ "ЛИСА И ТЕТЕРЕВ".
Проверяем уровень понимания прочитанного....
Разработка урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""
Урок разработан к УМК "Планета Знаний. "Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения. Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развит...
Задание по литературному чтению, 2 класс/ УМК "Школа России"/ русская народная сказка "Лиса и тетерев"
Используется в качестве дополнительного материала или альтернативы рабочей тетради....
Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"
Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...