литература? Русская народная сказка «Лиса и тетерев» 2 кл
материал

ф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_liter_samukhova.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК «Школа России» 2класс

(Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. "Литературное чтение 2 класс 1 часть стр.39)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:2

Целевой компонент урока:

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, осмысления, понимания идейного содержания и специфики русской народной сказки «Лиса и тетерев», умения давать характеристику сказочным героям, определения жанровых особенностей данного произведения.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения анализировать русские народные сказки, понимать смысл сказки и определять тему, идейное содержание, давать характеристику героев, определять жанровые особенности русской народной сказки «Лиса и тетерев».

Образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления ; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность); развитию вязанной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности сказки, развитию читательской самостоятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: дружелюбия, доброты и зло

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Содержательный компонент урока:

  1. Организация начала урока.

1)Приветствие

-Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Павловна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2)Проверка готовности к уроку

-Проверьте все ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

   -Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.

3)Мотивация к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.

(Слайд 2)

- Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).

- Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)

(Слайд 3)

- Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».

- Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).

- Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

(Слайд 4)

- Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

Рыжая плутовка 
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. 
(Лиса)

Чёрно-белая окраска,

Над глазами брови красны,

Петухами заливаются,

«Булькают», играются! (Тетерев) 

- Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся). (Слайд 5)

(Слайд 6)

- Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». 

- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).

- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)

- Какая в них лиса? (Ответы детей)

Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса - главный герой.

(Слайд 7)

- А сказка называется … (Лиса и тетерев)

- Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)

II. Ориентировочный этап.

(Слайд 8)

- Давайте познакомимся с планом на урок.

1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»

2. Учиться анализировать текст

3. Учиться находить главную мысль

4. Учиться работать с текстом

5. Учиться читать текст по ролям

III. Поисково-исследовательский этап.

(Слайд 9)

- Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).

(Слайд 10)

- Понравилась ли вам сказка?

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- О чем вы думали, когда читали сказку?

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из героев вам понравился больше? Объясните.

(Слайд 11)

Физкультминутка.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

(Слайд 12)

- Прочитаем сказку по цепочке.

 (Слайд 13)

- Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.

IV. Практический этап.

(Слайд 14)

- Найдите этот эпизод в тексте.

- Найдите, как лиса называет тетерева.

- Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

- Охарактеризуйте лису и тетерева.

(Слайд 15)

- Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?

Семь раз отмерь – один отрежь. 
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 
Яркие звёзды к холоду. 
Чего себе не хочется, того и другому не делай. 
Язык мягок – что хочет, то и лопочет. 
Правда, как ни прячь, наружу выйдет. 
Делу время, потехе час. 
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

- Давайте прослушаем аудиоматериал выразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».

(Слайд 16)

- Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса - …, тетерев - …, автор - …)

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Тест в презентации.

- Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки (базовый уровень).

Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы, мальчики от лица тетерева (повышенный уровень).

Сказка «Лиса и тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Русская народная сказка "Лиса и Тетерев".

Презентация. Русская народная сказка "Лиса и Тетерев"....

ТЕСТ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ "ЛИСА И ТЕТЕРЕВ".

   Проверяем уровень понимания прочитанного....

Разработка урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""

Урок разработан к УМК "Планета Знаний. "Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения. Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развит...

Задание по литературному чтению, 2 класс/ УМК "Школа России"/ русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Используется в качестве дополнительного материала или альтернативы рабочей тетради....

Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...