«Корень слова» 3 класс
материал
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 часть стр. 52-54)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 3
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Корень слова»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, первичного усвоения и закрепления знаний о корне слова, как о главной значимой части слова, и умений его находить в словах.
Задачи:
Образовательные: способствовать осознанному восприятию, первичному усвоению и закреплению знаний о корне слова, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию наглядно-образного мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, развитию связной речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать синонимы среди других лексических единиц, находить синонимы в тексте, применять их в речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: осознают ценность учебного предмета в ряде учебных дисциплин, проявляют интерес к родному языку и истории России; осознают свою национальную принадлежность, уважительно относятся к иному мнению, истории и культуре других народов; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотив учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; берут ответственность за свои поступки, имеют устойчивую мотивацию к творческому труду, к работе на результат; осознают богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания; выстраивают логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: находят синонимы в тексте, подбирают синонимы к словам, применяют синонимы в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1 В.П. Канакина, В.Н.Горецкий.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Сара Владимировна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Я желаю вам удачи, заниматься нам пора.
Пусть сегодня все задачи совершатся на ура!
У.: Ребята, для чего нужно быть внимательными на уроках русского языка?
О.: чтобы говорить грамотно, узнать много нового.
У: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать предложение.
Учитель вызывает одного обучающегося к доске, тот собирает предложение из букв.
У.: Что получилось?
О: Если потрудиться, то всё получится.
У: Верно! Спасибо, возвращайся за рабочее место. Как вы понимаете это предложение?
О: Если стараться и трудиться, то у нас всё получится.
У: Отлично. Пусть это будет нашим девизом на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания.
У.: Вашим домашним заданием было упражнение № 61 на странице 49. Что вам нужно было сделать?
О.: найти в каждой группе предложений многозначные слова.
У.: Верно. Вспомним, какие же слова называют многозначными?
О.: Слова, которые имеют два или больше лексических значений.
Работа с перфокартами (3 обучающихся)
У.: Правильно! Какое слово вы выписали из первой группы предложений?
О.: Колокольчик.
У.: Какие значения имеет это слово?
О.: Колокольчик- звоночек, колокольчик- цветок
У.: Хорошо, во второй группе?
О.: Пушистый
У.: Какие значения имеет это слово?
О.: Пушистый котёнок- котёнок с мягкой шерстью, пушистый снежок- мягкий снег.
У.: В третьей группе?
О.: Звёзды
У.: Какие значения имеет это слово?
О.: звезды- на небе, звезды- украшения из бумаги.
У.: Молодцы, ребята! Обменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените выполненную работу друг друга, используя критерии на доске.
Отметка «5» | 3 слова выписаны верно, без ошибок |
Отметка «4» | 3 слова выписаны верно, 1-2 ошибки в словах |
Отметка «3» | 2 слова выписаны верно, ошибок нет или есть 1 ошибка |
Отметка «2» | Выписаны верно 1-2 слова, 2 и более ошибок в словах |
У.: Поставьте на полях простым карандашом отметку соседу, обменяйтесь тетрадями обратно.
2.Минутка чистописания
У.: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У.: Чтобы узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня вам нужно разгадать мою загадку. Внимательно послушайте!
Чтение загадки учителем
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло
К нам акула приплыла
Превратилась в букву ….?
О.: «а»
У: Верно. Пропишите строчную букву «а», открытые и закрытые слоги буквы «а» с буквой «п».
3.Словарно – орфографическая работа
У: Ребята, посмотрите на картинки, которые я поместила на доску. Как думаете, обычные ли это слова?
О: Они словарные.
О.: записывают слова, вставляя и выделяя орфограмму, ставя ударение.
Слова: доро́га, лопА́та , берёза, я́года, Я́блоня.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
У.: Проверим, справились ли вы с заданием. На доске вы видите критерии.
Отметка «5» | Все слова записаны верно, нет ошибок. |
Отметка «4» | Допущена 1 ошибка |
Отметка «3» | Допущены 2 ошибки |
Отметка «2» | Допущено 3 и более ошибок |
У.: На полях тетради простым карандашом поставьте отметку, которую вы заслужили.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, посмотрите на слайд. Записаны слова: храбрый, работать, родник, трудиться, ключ, смелый. Найдите среди них пары слов, которые означают одно и то же.
О: храбрый- смелый, работать-трудиться, родник- ключ.
У: Вы прекрасно справились с заданием! Откройте учебники на странице 52. Прочитаем, как называются эти слова.
О.: Синонимы
У: Да! Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
О: Синонимы
У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.
О.: познакомимся с синонимами, узнаем что такое синонимы, будем учиться находить и подбирать синонимы.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Восприятие
У.: Ребята, мы вспомнили, что такое многозначные слова, а какие слова называют однозначными?
О.: Слова, у которых только одно значение.
У.: Верно. На доске вы видите много слов, которые нам нужно распределить на группы: многозначные и однозначные слова. Слова зелёного цвета расположите в отдельную колонку. Они нам очень пригодятся!
Слова : ключ, осина, дорога, язык, путь, гитара, блестеть, кисть, молния, хвост, сверкать, трамвай, лист.
О.: Работая цепочкой, распределяют слова по группам.
У.: Проверим:
Многозначные слова | Однозначные слова | ? |
ключ | осина | дорога |
язык | гитара | путь |
кисть | молния | блестеть |
хвост | трамвай | сверкать |
лист |
У.: Как вы думаете, почему слова оказались в третьей колонке, внимательно прочитайте их.
О.: Пары слов имеют схожее значение.
У.: Верно. В нашем языке много таких слов: которые очень по-разному пишутся и произносятся, но имеют очень похожее значение. Вспомните, как звучала тема нашего урока?
О.: Синонимы
У.: Правильно! На странице 52 найдите определение в рамочке и прочитайте его.
У: Что такое синоним?
О: Синонимы- слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
У: Попробуйте привести примеры синонимов.
О: большой- огромный, милый- симпатичный
Работа с учебником
У: Откройте учебник на странице 53 и прочитайте упражнение 69. Прочитайте задание
О.: обучающиеся читают задание: Прочитайте стихотворение И. Токмаковой
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Найдите в стихотворении синонимы. Подчеркните их.
У.: Как вы поняли задание?
О.: в стихотворении нужно найти синонимы
У.: Выполните задание устно.
О.: В стихотворении синонимы: зябнет-дрожит, стынет-мёрзнет.
У.: Всё верно! Перед выполнением упражнения в тетради вспомним, что во время письма ноги под партой стоят ровно, оба локтя лежат на столе, спина прямая. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно
О.: (выполнение упражнения обучающимися).
У.: Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем)
У.: Посмотрите на критерии на доске. Поставьте на полях тетради простым карандашом отметку, которую вы заслужили.
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа с учебником
У: На странице 53 найди упражнение 67 и прочитайте задание.
О.: чтение задания
У.: Что нам нужно сделать?
О.: назвать слова каждой группы, объяснить значение слов и списать одну из групп слов
У.: выполните задание устно
У.: Что означают слова первой строки?
О.: Родина, Отчизна, Отечество- так можно назвать страну, в которой мы живём
У.: Верно! Что означают слова второй строки?
О.: Мир, спокойствие, дружба, согласие- это добрые слова, когда всё хорошо.
У.: Молодцы! Слова третьей строки что означают?
О.: Ловкий, проворный, шустрый, юркий- это человек, который хорошо и быстро справляется с заданием.
У.: Молодцы, ребята. Как можно назвать группу слов каждой строки?
О.: синонимы.
У.: Верно, а почему?
О.: это слова одной части речи, имеющие схожее значение.
У.: молодцы! Запишите в тетрадь любую строку из упражнения на ваш выбор.
У.: Выполните упражнение письменно в тетради, запишите одну группу слов.
У: Выполним упражнение 70 на странице 54. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
О.: подобрать к словам синонимы.
У.: Выполните упражнение письменно в тетради.
Слова: ветер, чуткий, думать, правильный
У.: Подчеркните в записанных и подобранных вами словах орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу соседа, используя критерии на доске.
Отметка «5» | Синонимы подобраны верно, подходят по смыслу, выделены все орфограммы, в словах нет ошибок. |
Отметка «4» | Синонимы подобраны верно, подходят по смыслу, не все орфограммы выделены, в словах 1-2 ошибки. |
Отметка «3» | Синонимы подобраны неправильно, не подходят по смыслу, не все орфограммы выделены, в словах 3 ошибки. |
Отметка «2» | Синонимы подобраны неправильно, не подходят по смыслу, не все орфограммы выделены, в словах более 3 ошибок. |
У.: Поставьте простым карандашом отметку соседу на полях. Обменяйтесь тетрадями обратно.
Работа в паре
У: Подумайте в парах, подберите и запишите к словам синонимы. На выполнение задания у вас 2 минуты.
Слова: Холод, жара, красивый, друг
У.: Какие слова вы подобрали?
У.: Посмотрите на слайд, за каждое правильно подобранное слово (подходящие слова записаны на слайде) поставьте плюсик простым карандашом в тетради. Посчитайте ваши плюсы.
Отметка «5» | Верно подобраны 11-12 слов |
Отметка «4» | Верно подобраны 8-10 слов |
Отметка «3» | Верно подобраны 6-7 слов |
У.: Поставьте на полях простым карандашом отметку, которая соответствует количеству ваших плюсов.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.
О.: познакомились с синонимами, узнали что такое синонимы, учились находить и подбирать синонимы.
У: Оцените свою работу на уроке, используя таблицу.
Очень хорошо | Хорошо | Не очень хорошо | Мог бы лучше | |
На уроке я работал(а) | ||||
Тему урока я понял(а) | ||||
Моё настроение сейчас | ||||
Домашнее задание я смогу выполнить |
У.: Подсчитаем баллы. Сложите свои отметки на полях. Посмотрите на критерии на доске. Если у вас 18 – 20 баллов – это отметка « 5». 15 – 17 баллов – отметка « 4», 12 – 14 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях на полях ручкой.
Общее количество баллов | Отметка |
18-20 | «5» |
15-17 | «4» |
12-14 | «3» |
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
У.: Вашим домашним заданием будет упражнение № 68 на странице 53, а также вам нужно записать в словарик и выучить новые словарные слова: осина, синонимы.
Окончание урока.
У.: Девиз нашего урока был таким: «Если стараться и трудиться, то у нас всё получится» Сегодня вы были внимательными, усердно трудились и старательно выполняли упражнения. Спасибо вам за урок! Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...
Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....
Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс
Формировть правильное представление о понятии корень слова....