Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?
ЦЕЛЬ УРОКА: Дать представление о нравственных заповедях мировых религий.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить сущность понятия: заповедь.
2. Ознакомить с заповедями христианства, ислама и буддизма.
3. Показать сходства заповедей данных религий мира.
4. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человека.
5. Воспитывать толерантное отношение к культурам религий мира.
УУД:
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
Познавательные: отличать неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; сравнивать тексты, выявлять общие черты;
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других; формировать умение работать в группах, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог.
Личностные: осознание жизненных смыслов и ценностей, выявление положительных и отрицательных качеств человека с позиции общечеловеческих ценностей; выработка правил поведения.
Оборудование: тексты заповедей, лист исследования, мультимедийный проектор, ноутбук.
Подготовительная работа: электронная презентация
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок-исследование.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые средства | УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального настроя на урок. | –Здравствуйте, дорогие ребята -Я вижу, что у всех вас хорошее настроение, хочу пожелать вам успехов! | Приветствуют и слушают учителя. | Презентация. Слайд | Личностные: включение в учебный процесс, мотивация на урок. Коммуникативные: доброжелательное отношение друг к другу. |
2. | Актуализация знаний и способов действий учащихся. Цель: Выявление уровня знаний учащихся, уточнение и конкретизация первичных знаний. | Создает эмоциональный настрой на изучение новой темы, организует беседу. - Ребята, у каждой группы на карточках написаны словосочетания. Прочитайте их. Этими словосочетаниями вы правильно должны докончить мои предложения. Итак, человек поступает хорошо, когда… Человек поступает плохо, когда… - Молодцы ребята! А как мы назовём одним словом то, что мы сказали? - А как вы думаете, кто придумал эти правила? - Без этих норм, правил, законов не было бы порядка в мире: ни в семье, ни в школе, ни в обществе, везде. | Читают словосочетания: - говорит правду; - уважает своих родителей; - любит всё живое; -поступает честно, искренне; - любит свою семью; - не сплетничает; - врёт; - обижает слабых; - завидует другим людям; -причиняет боль другим людям; - крадёт чужие вещи; - тратит время на пустую болтовню. Словосочетания разделяют на 2 группы по смыслу, словосочетаниями договаривают предложение учителя. - Правила, законы, нормы. | Слайд | Познавательные: ориентироваться в своих знаниях. Коммуникативные: слушать и включаться в диалог. - |
3. | Создание учебной ситуации. Цель: заинтересовать учащихся в предстоящей деятельности. | - Это понимает и религия. - Ребята! Давайте вспомним, какие мировые религии вы знаете. - В каждой религии есть свои законы, правила. Эти правила называются заповедями. (На доске появляется карточка со словом «Заповеди») - А как вы думаете, когда же впервые появились эти заповеди? Рассказ учителя - Пророк Моисей повел свой народ на свою родину, в Землю Обетованную. 40 лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали. На них были написаны заповеди Бога. После этого Моисей вывел свой народ из Египта по дну моря, расступившегося по воле Бога. Заповеди были и остались основой поведения многих поколений верующих и простых людей. | Называют мировые религии: христианство, ислам, буддизм. | Карточки: | Познавательные: владение действиями сравнения, устанавливать причинно-следственные связи. |
4 | Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы. Цель: Организация побуждающего или подводящего диалога с целью исследования проблемной ситуации, уточнение понимания учащимися поставленных целей урока. Организация поисковой работы обучающихся, самостоятельную работу с печатным материалом. | - Наш урок пройдет как урок-исследование. Будем работать в группах. - Ребята, сегодня мы будем исследовать заповеди разных религий. Значит, тема нашего исследования… - Как вы думаете, какую проблему будем решать в ходе нашего исследования? - Цель исследования … Учитель знакомит учащихся с листом исследования. - На столах у каждой группы есть лист исследования. Результаты исследования вы будете вносить в таблицу. Также в таблице есть графа «Самооценивание», в этой графе вы видите 3 смайлика. Зеленый смайлик – молодцы! Жёлтый смайлик – надо еще поработать! Красный смайлик – подтянись! - После каждого этапа вы закрасите нужный смайлик. | Учащиеся называют тему, формулируют проблему, анализируют, высказывают свое мнение о цели настоящего урока. - Тема нашего исследования «Нравственные заповеди мировых религий». - Проблема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат? - Цель урока: сравнить заповеди в разных религиях, выявить. | Слайд | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе. Личностные: включение учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками учебной деятельности. |
5. | Решение учебной проблемы Цель: Включение учащихся в процесс открытия новых знаний, вовлечение учащихся в исследовательскую работу, обеспечение мотивации выполнения заданий. | I этап исследования. Перед вами на листке написаны заповеди трех мировых религий. Внимательно прочитайте их. Вы должны сравнить заповеди всех религий и выяснить что общего существует в заповедях всех религий. - У каждой группы есть цветные карандаши. Этими карандашами отмечайте какие заповеди являются общими для всех религий. - Как вы понимаете эти заповеди? -Итак, сегодня мы исследовали заповеди разных религий, Выделили общие для всех религий. -А можем ли мы почерпнуть для себя что-то полезное из этих поучений? - Эти заповеди нравственные. Давайте соберем эти заповеди. (Собирание рисунка сердца из 5 пазлов.) - Получилось сердце. У того человека, который выполняет все эти заповеди, большое и доброе сердце. | Учащиеся выделяют такие общие заповеди и отмечают цветными карандашами:
(Уважать, любить, ценить своих родителей.)
(Не лишать жизни любому живому существу)
(Любить свою семью и сохранять верность спутнику жизни)
(Не брать чужое) - Мы должны следовать этим заповедям. Учащиеся собирают пазлы. Самооценивание. | Коммуникативные: интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие. Познавательные: работать с информацией и ее источниками. Личностные: обеспечение высокой творческой активности при выполнении заданий. | |
6 | Закрепление Творческое воспроизведение знаний Цель: создание эмоционального настроя, побуждение к высказыванию своего мнения. | -В народе говорят: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека» - Ребята, у нас солнце. Чтобы оно согревало нашу душу, нужно чтобы лучи солнца были яркими. А для этого каждая группа придумает по 3 правила: 1 группа – нравственные правила по отношению к семье; 2 группа – правила, которые относятся к нашим братьям младшим, т.е. животным, 3 группа – правила по отношению к друзьям. - Ребята, от нашего солнца стало светло не только в пространстве, светло стало в наших душах. |
Ребята на лучиках солнца пишут правила и прикрепляют их с солнцу. Самооценивание. | Личностные: осознание жизненных смыслов и ценностей. Познавательные: проявлять самостоятельность и инициативу. Регулятивные: контроль, оценка. | |
10. | Итог | Организует подведение итога урока | Соотносят учебную задачу и результат | Регулятивные: контроль, оценка. | |
11. | Рефлексия | Организует рефлексию деятельности на уроке. Ребята, закончите предложение «Что мне этот урок дал для жизни…» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности. Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями об услышанном, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Регулятивные: оценка своих достижений на уроке. Личностные: самоопределение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
ОРКСЭ Тема урока Духовные ценности.Основные заповеди в мировых религиях
Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе....
презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....
Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ """Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?
Муниципальный конкурс открытых уроков по ОРКСЭ«За нравственный подвиг учителя»Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях,...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...
Презентация "Нравственные заповеди основных мировых религий"
Основные нравственные принципы христианства, иудаизма, ислама, буддизма....
Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира".
Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира"...