Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Вера Жамсарановна Батуева

урок ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

ЦЕЛЬ УРОКА: Дать представление о нравственных заповедях мировых религий.

ЗАДАЧИ:

1. Выявить сущность понятия: заповедь.

2. Ознакомить с заповедями христианства, ислама и буддизма.

3. Показать сходства заповедей данных религий мира.

4. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человека.

5. Воспитывать толерантное отношение к культурам религий мира.

УУД:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

Познавательные: отличать неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; сравнивать тексты, выявлять общие черты;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других; формировать умение работать в группах, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог.

Личностные: осознание жизненных смыслов и ценностей, выявление положительных и отрицательных качеств человека с позиции общечеловеческих ценностей; выработка правил поведения.

Оборудование: тексты заповедей, лист исследования, мультимедийный проектор, ноутбук.

Подготовительная работа: электронная презентация

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые средства

УУД

1.

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель: Создание эмоционального настроя на урок.

–Здравствуйте, дорогие ребята

-Я вижу, что у всех вас хорошее настроение, хочу пожелать вам успехов!

Приветствуют и слушают учителя.

Презентация.

Слайд

Личностные: включение в учебный процесс, мотивация на урок. Коммуникативные: доброжелательное отношение друг к другу.

2.

Актуализация знаний и способов действий учащихся.

Цель: Выявление уровня знаний учащихся, уточнение и конкретизация первичных знаний.

Создает эмоциональный настрой на изучение новой темы, организует беседу.

- Ребята, у каждой группы на карточках написаны словосочетания. Прочитайте их. Этими словосочетаниями вы правильно должны докончить мои предложения.

Итак, человек поступает хорошо, когда…

Человек поступает плохо, когда…

- Молодцы ребята! А как мы назовём одним словом то, что мы сказали?

- А как вы думаете, кто придумал эти правила?

- Без этих норм, правил, законов не было бы порядка в мире: ни в семье, ни в школе, ни в обществе, везде.

Читают словосочетания:

- говорит правду;

- уважает своих родителей;

- любит всё живое;

-поступает честно, искренне;

- любит свою семью;

- не сплетничает;

- врёт;

- обижает слабых;

- завидует другим людям;

-причиняет боль другим людям;

- крадёт чужие вещи;

- тратит время на пустую болтовню.

Словосочетания разделяют на 2 группы по смыслу, словосочетаниями договаривают предложение учителя.

- Правила, законы, нормы.

Слайд

Познавательные: ориентироваться в своих знаниях.

Коммуникативные: слушать и включаться в диалог.

-

3.

Создание учебной ситуации.

Цель: заинтересовать учащихся в предстоящей деятельности.

- Это понимает и религия.

- Ребята! Давайте вспомним, какие мировые религии вы знаете.

- В каждой религии есть свои законы, правила. Эти правила называются заповедями. (На доске появляется карточка со словом «Заповеди»)

- А как вы думаете, когда же впервые появились эти заповеди?

Рассказ учителя

- Пророк Моисей повел свой народ на свою родину, в Землю Обетованную. 40 лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали. На них были написаны заповеди Бога. После этого Моисей вывел свой народ из Египта по дну моря, расступившегося по воле Бога. Заповеди были и остались основой поведения многих поколений верующих и простых людей.

Называют мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Карточки:

Познавательные: владение действиями сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.

4

Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы.

Цель: Организация побуждающего или подводящего диалога с целью исследования проблемной ситуации, уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.

Организация поисковой работы обучающихся, самостоятельную работу с печатным материалом.

- Наш урок пройдет как урок-исследование. Будем работать в группах.

- Ребята, сегодня мы будем исследовать заповеди разных религий.

Значит, тема нашего исследования…

- Как вы думаете, какую проблему будем решать в ходе нашего исследования?

- Цель исследования …

Учитель знакомит учащихся с листом исследования.

- На столах у каждой группы есть лист исследования. Результаты исследования вы будете вносить в таблицу. Также в таблице есть графа «Самооценивание», в этой графе вы видите 3 смайлика.

Зеленый смайлик – молодцы!

Жёлтый смайлик – надо еще поработать!

Красный смайлик – подтянись!

- После каждого этапа вы закрасите нужный смайлик.

Учащиеся называют тему, формулируют проблему, анализируют, высказывают свое мнение о цели настоящего урока.

- Тема нашего исследования «Нравственные заповеди мировых религий».

- Проблема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

- Цель урока: сравнить заповеди в разных религиях, выявить.

Слайд

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе.

Личностные: включение учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками учебной деятельности.

5.

Решение учебной проблемы

Цель: Включение учащихся в процесс открытия новых знаний, вовлечение учащихся в исследовательскую работу, обеспечение мотивации выполнения заданий.

I этап исследования.

Перед вами на листке написаны заповеди трех мировых религий. Внимательно прочитайте их. Вы должны сравнить заповеди всех религий и выяснить что общего существует в заповедях всех религий.

- У каждой группы есть цветные карандаши. Этими карандашами отмечайте какие заповеди являются общими для всех религий.

- Как вы понимаете эти заповеди?

-Итак, сегодня мы исследовали заповеди разных религий, Выделили общие для всех религий.

-А можем ли мы почерпнуть для себя что-то полезное из этих поучений?

- Эти заповеди нравственные. Давайте соберем эти заповеди. (Собирание рисунка сердца из 5 пазлов.)

- Получилось сердце. У того человека, который выполняет все эти заповеди, большое и доброе сердце.

Учащиеся выделяют такие общие заповеди и отмечают цветными карандашами:

  1. Чти отца своего и мать свою.

(Уважать, любить, ценить своих родителей.)

  1. Нельзя убивать.

(Не лишать жизни любому живому существу)

  1. Не прелюбодействуй.

(Любить свою семью и сохранять верность спутнику жизни)

  1. Не лги (Быть всегда честным, искренним, не обманывать)
  2. Не красть

(Не брать чужое)

- Мы должны следовать этим заповедям.

Учащиеся собирают пазлы.

Самооценивание.

Коммуникативные: интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

Познавательные: работать с информацией и ее источниками.

Личностные: обеспечение высокой творческой активности при выполнении заданий.

6

Закрепление

Творческое воспроизведение знаний

Цель: создание эмоционального настроя, побуждение к высказыванию своего мнения.

-В народе говорят: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»

- Ребята, у нас солнце. Чтобы оно согревало нашу душу, нужно чтобы лучи солнца были яркими. А для этого каждая группа придумает по 3 правила: 1 группа – нравственные правила по отношению к семье; 2 группа – правила, которые относятся к нашим братьям младшим, т.е. животным, 3 группа – правила по отношению к друзьям.

- Ребята, от нашего солнца стало светло не только в пространстве, светло стало в наших душах.

Ребята на лучиках солнца пишут правила и прикрепляют их с солнцу.

Самооценивание.

Личностные: осознание жизненных смыслов и ценностей.

Познавательные: проявлять самостоятельность и инициативу. Регулятивные: контроль, оценка.

10.

Итог

Организует подведение итога урока

Соотносят учебную задачу и результат

Регулятивные: контроль, оценка.

11.

Рефлексия

Организует рефлексию деятельности на уроке.

Ребята, закончите предложение «Что мне этот урок дал для жизни…»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности. Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями об услышанном, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке.

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....

Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ """Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

Муниципальный конкурс открытых уроков по ОРКСЭ«За нравственный подвиг учителя»Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях,...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Презентация "Нравственные заповеди основных мировых религий"

Основные нравственные принципы христианства, иудаизма, ислама, буддизма....

Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира".

Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира"...