Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ
статья

Тихонькина Антонина Петровна

Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_u_rebyonka_s_ovz.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребёнка с ОВЗ определяется биологическими и социальными факторами.  Это и  выраженность дефекта, и качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.  Еще важнее -  это ближайшее окружение ребёнка:

семья, в которой он живёт;

взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время;

школа.

Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а  целенаправленное развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим необходимо  создавать  специальные условия и применять эффективные методы и приемы. Наблюдения показали, что наиболее эффективным приемами являются:

1. Использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т. д.). И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается.

2. Экспериментирование. В процессе экспериментов школьники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.).

3. Компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно - коммуникационных технологий становится все более распространённым, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

4. Игры на развитие:

 Упражнение "Выполни рисунок»

 Упражнение "Сложи картинку"

Упражнение «Наложенные изображения»

Упражнение «Спрятанные изображения»

Упражнение «Незаконченные изображения»

Упражнение «Точечные изображения» и др.

Для развития и роста особенным детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.

 Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь.Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности.  Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка. Научите детей брать на себя ответственность. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми....

Развитие познавательной активности детей на уроках и внеурочной деятельности.

В жизни каждого человека  наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейшую судьбу. Такое решение приняла и я тридцать семь лет назад, когда поступила в Ичалковско...

«Развитие познавательной активности детей на уроках русского языка»

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Конспект внеклассного занятия по развитию познавательной активности для детей с ТМНР

Внеклассное занятие, на котором дети знакомятся с астрономическим символом: солнце. Занятие для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. На занятии используются специальные коррекционные ...

Конспект внеклассного занятия по развитию познавательной активности для детей с ТМНР

Тема занятия: знакомство с астрономическим символом: солнце Цель: познакомить детей с астрономическим символом-солнцем. Задачи: образовательные: формировать пространственно-временные представления уча...

Проект «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»

На сегодняшний день в системе специального (коррекционного) образования трудовое обучение занимает одно из ведущих мест. Его главная, конечная цель - подготовка детей к будущей профессиональной деятел...