«Формирование детского круга чтения»
статья

Паньшина Надежда Викторовна

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь к книге, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_detskogo_kruga_chteniya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование детского круга чтения»

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь к книге, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера - и быстрее, и проще, и интереснее.

        Программный круг чтения должен объединять в себе и чередовать «лёгкие», «любимые» и «трудные» произведения. Это поможет создать условия для гармоничного развития личности ребёнка.

        Во втором классе главным принципом формирования круга чтения является тематическое и видожанровое многообразие читаемого. Учащиеся знакомятся с самыми разными литературными жанрами: сказками (народными и авторскими), рассказами (историческими, научно – художественными, нравоучительными, юмористическими), стихами, песнями (потешными, колыбельными, календарными), баснями, былинами, легендами, повестями, малыми жанрами фольклора (частушками, пословицами и поговорками, загадками), а также с такими жанрами, как очерк, статья, заметка.

        В третьем классе круг чтения складывается по монографическому принципу – происходит погружение в творчество одного автора или проблематику объёмного произведения.

        В четвёртом классе круг чтения предполагает самостоятельный выбор книг. Ребёнок должен ознакомиться с различными видами изданий: периодикой, учебной, справочной, научной и художественной литературой.

        Объём читательского кругозора для учащихся 1 – го класса составляет в год 30 – 60 книг; 2 – го класса – 60 – 90 книг; 3 – 4 классов – 100 книг.

           От чего зависит содержание круга детского чтения?

1. От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка), определенному виду литературы (поэзия), к определенному автору и книге. Запомнившиеся им произведения дети могут слушать без устали.

2. Особую роль в формировании круга детского чтения играют знания человека в области литературы, его информированность. Поскольку младший школьник ни особо богат знаниями, ни обширной информацией, то здесь следует говорить о знаниях и представлениях взрослого человека о детской литературе. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку.

3. От состояния и уровня развития самой литературы.

4. Однообразие литературы сделало однообразным круг детского чтения. В детском чтении рубежа ХХ-ХХI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя.

5. От состояния фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения.

        Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

  1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу со всеми членами вашей семьи.
  5. Рассказывайте ребёнку об авторе книги.
  6. Если вы читаете ребёнку книгу, прерывайте чтение на самом увлекательном эпизоде.
  7. Покупайте книги полюбившихся авторов, собирайте личную библиотеку ребёнка.
  8. Преподносите ребёнку книги с дарственными надписями, добрыми пожеланиями.

Как обсуждать прочитанное.

  1. Перед чтением или во время чтения выясните значения непонятных ребёнку слов.
  2. Поинтересуйтесь, понравилось ли ребенку прочитанное, чем оно заинтересовало его, что нового он узнал.
  3. Попросите ребёнка рассказать о главном герое произведения, о главном событии, чему научило его прочитанное произведение.
  4. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.

Если вы будете поощрять ребёнка хорошей  книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравится. А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для выявления читательского интереса и круга чтения.

Анкеты для выявления читательского интереса и круга чтения....

Круг чтения для дошкольников и младших школьников

Рекомендательный указатель детской литературы...

Специфика «Круга чтения» во 2-4 классах, его возможности в формировании универсальных учебных действий

Современное общество, провозгласив главным принципом образования гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, поставило преподавателя литературы и учителя начальных классов перед вопросами...

Формирование навыка выразительного чтения у детей младших классов и детского сада.

Обобщения опыта по формированию навыка выразительного чтения. Упражнения для развития этих навыков....

Круг чтения третьеклассника

Круг чтения третьеклассника...

Круг чтения четвероклассника

Круг чтения четвероклассника...

Советы родителям для формирования детского интереса к чтению.

            Семейное чтение имеет большое образовательное и воспитательное значение,  способной затронуть самые тонкие струны души, объединить людей разных по...